Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:36, шпаргалка
1.Понятие уголовного права.
Понятие уголовное право употребляется в трех значениях:
- как отрасль права;
- как наука уголовного права;
- как самостоятельная учебная дисциплина.
Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.
Утрата документов, содержащих государственную тайну, — выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами. Если утрата не повлекла тяжких последствий, состава данного преступления не будет.
Предмет преступления - документы (письменные акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись, печать, гриф секретности и т.д.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях).
Объективная сторона преступления — нарушение правил обращения с документами. Обязательные признаки объективной стороны — последствия в виде утраты документа и наступления тяжких последствий, а также причинная связь между нарушением правил обращения с документами или предметами и утратой документов или предметов и тяжкими последствиями.
Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий. Оно совершается только лицами, имеющими допуск к государственной тайне, т.е. процедурно оформленное право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
79.общая характеристика преступлений против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Действующее уголовное законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дачу взятки (ст. 291 УК), служебный подлог (ст. 292 УК), халатность (ст. 293 УК).
Названные девять составов преступлений в совокупности и образуют главу тридцатую «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Можно дать следующее определение понятия данной группы составов преступлений. Это совокупность уголовно-правовых норм, описывающих деяния лиц, совершенные с использованием прав и обязанностей, образующих служебный статус, и существенно нарушающие права и законные интересы граждан, организаций либо интересы общества или государства.
Видовым объектом рассматриваемой группы составов преступлений чаще всего называют «совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и исполнения». На наш взгляд, употребление при описании объекта слов «нормальная» и «законная» деятельность едва ли удачно. Слово «нормальная» имеет главным образом субъективное содержание. И то, что для одного человека нормально, для другого может быть далеко не нормально. Объект же преступления, как известно, категория не субъективная, а объективная. Одно это обстоятельство ставит под сомнение признание объектом рассматриваемой группы преступлений нормальную деятельность соответствующих органов.
Неточно и употребление фразы «законная деятельность». Деятельность должностных лиц, государственных служащих не всегда основывается на законе. Она может строиться на постановлениях, решениях соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, приказах и распоряжениях, в том числе и устных, должностных лиц.
Объектом составов должностных преступлений, выступают общественные отношения, обеспечивающие решение задач, стоящих перед соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. В основе этих задач лежат два принципиальных положения. Это государственный авторитет, которым изначально обладает любая государственная структура, и неподкупность должностных лиц, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. Выполнение лицом любой задачи, стоящей перед государственным или муниципальным органом, связано с укреплением государственного авторитета. В то же время деятельность по реализации задач государственного авторитета, осуществляемая на коррупционной основе, разрушает государственный авторитет.
Представленное понимание объекта объясняется следующим образом. Всякий государственный орган, орган местного самоуправления создается для решения строго определенных задач. Под эти задачи формируется соответствующая номенклатура должностей, определяются права и обязанности каждой должности, оплата и т.д. То есть задачи выступают своеобразным стержнем, вокруг которого формируется государственная власть, органы местного самоуправления. Задачи, стоящие перед соответствующими структурами, как правило, наполнены конкретным содержанием, объективны. Это позволяет в каждом конкретном случае при производстве дознания, расследования или судебного рассмотрения уголовного дела точно установить, в какой части то или иное должностное лицо, служащие использовали свой статус для обеспечения задач органа, организации, представителями которого они выступают.
Характеризуя объект должностных преступлений, следует подчеркнуть, что во всех случаях речь идет об органах государственных: законодательных, исполнительных, судебных, а также иных органах, которые непосредственно не являются законодательными, исполнительными или судебными, но формируются так или иначе вышеперечисленными ветвями власти.
80. Превышение должностных полномочий Статья 286
1. Совершение должностным
лицом действий, явно выходящих
за пределы его полномочий
и повлекших существенное наруш
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное
лицом, занимающим
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
81. ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ, ДАЧА ВЗЯТКИ
Обязательный признак получения взятки — предмет преступления. Это взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.
Предмет преступления составляют также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера.
С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий;
Взятка получается за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено: совершении действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; способствовании в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого должностного лица; общем покровительстве, т.е. действиях, связанных с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью; 4) попустительстве по службе. Это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.
Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом.
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
Дача взятки. Дача взятки является оконченным преступлением в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом или его близким. Если передача ценностей не состоялась по причинам, независящим от взяткодателя (например, должностное лицо отказалось взять деньги), содеянное им является покушением на дачу взятки.
Объективная сторона — передача взятки должностному лицу лично или через посредника.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Два специальных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:
82. Преступления против правосудия — общее название преступлений, совершаемых в сфере правосудия (в широком смысле: в сфере расследования судопроизв
Уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия
Объектом преступлений против правосудия является правосудие, рассматриваемое и как судебная деятельность по разрешению дел, и как деятельность других правоохранительных органов содействующих суду.
Значимость общественных
отношений при отправлении
Преступления против правосудия могут совершаться, как правило, в виде активных действий: посягательствах на жизнь, здоровье, честь и достоинство лиц, осуществляющих предварительное расследование и правосудие; должностных преступлений самих работников правосудия и в других формах. Некоторые из таких преступлений совершаются путём бездействия, например, отказ от дачи показаний или неисполнение судебного решения.
С субъективной стороны практически все эти преступления характеризуется
только умышленной виной, причем, как правило,
умысел бывает лишь прямым. Мотив не является важным при их квалификации,
это может быть корысть, месть, ложно понятые интересы службы и другие
побуждения. Субъектами преступ
Преступления против правосудия в уголовном законодательстве России
В российском уголовном праве под преступлениями против правосудия понимаются обществе
В действующем уголовном кодексе России , преступления против правосудия помещены в одноимённой главе (глава 31 УК РФ, статьи 294—316[2]). К ним относятся:
83. Посягательства на представителей власти и иных лиц в связи с управленческой деятельностью государственных органов
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК).
Непосредственный объект этого преступления - законная деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего по охране общественного порядка и общественной безопасности. Дополнительный объект - жизнь указанных лиц, а также их близких. Конструкция составов преступлений, когда жизнь человека при умышленном посягательстве на нее является не основным, а дополнительным объектом охраны, не является безупречной, ибо жизнь всегда более важное благо, чем деятельность лица.
Потерпевшие - сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие, обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности, или их близкие.
Таковыми сотрудниками являются работники милиции, прокуратуры, ФСБ, МЧС России. К ним не относятся сотрудники контролирующих органов - государственных инспекций - налоговой, торговой и др. (примечание к ст. 318 УК разделяет правоохранительные и контролирующие органы).
Военнослужащим, о котором говорится в ст. 317 УК, может быть как лицо, призванное на срочную службу, так и заключившее контракт, как рядовой, так и офицер.
Близкими сотрудниками правоохранительного органа, военнослужащего могут быть не только родственники, члены семьи, но и иные лица, например жених, невеста. Важно установить, что, посягая на жизнь этих лиц, преступник стремился повлиять на деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или отомстить за нее.
Следовательно, состав преступления по объективной стороне сформулирован как формальный. Преступление будет оконченным не только при наступлении смерти, но и при покушении на ее причинение. В последнем случае при квалификации не требуется ссылка на ч. 3 ст. 30 УК. Телесные повреждения, причиненные при покушении на убийство, самостоятельно не квалифицируются.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом при оконченном убийстве и только прямым умыслом при покушении на него. Виновный осознает, что посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близкого, предвидит, что может ему причинить смерть, и желает ее причинить (прямой умысел) или сознательно ее допускает либо относится к ее наступлению безразлично (косвенный умысел при оконченном убийстве). При покушении на убийство виновный желает наступления смерти.