Система, задачи и функции органов юстиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

Поворот в развитии России в середине 80-х годов ознаменовался становлением новых демократических принципов, в основу которых легли следующие понятия и категории: правовое государство, демократия, рыночная экономика, приоритет защиты прав и свобод человека. Важнейшим условием претворения в жизнь указанных категорий является высокий уровень развития гражданского общества, определяемый способностью населения страны самостоятельно и активно решать вопросы самоорганизации общественной жизни.

Содержание работы

Введение
Министерство юстиции РФ: основные функции и организация.
Основные правовые акты, регламентирующие деятельность Министерства юстиции Российской Федерации.
Основные функции
2. Департамент судебных приставов.
3. Нотариат.
4. Адвокатура.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы1.docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, федеральным  законом № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», федеральным  законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а  также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, министерства юстиции РФ.

В настоящее время служба судебных приставов, входящая в систему органов  Минюста России и возглавляемая  заместителем Министра юстиции –  Главным судебным приставом РФ, имеет  следующую организационную структуру:

  • департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава РФ;
  • службы судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемые заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом;
  • службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ;
  • районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

В зависимости от исполняемых  обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные федеральным законом  № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему  права в соответствии с законом  и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов  граждан и организаций.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное  и методическое руководство деятельностью  службы судебных приставов через  главного судебного пристава Российской Федерации. Органы юстиции субъектов  Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих  служб судебных приставов через  главных судебных приставов субъектов  Российской Федерации. 

  1. Нотариат

Верховным Советом Российской Федерации 11  февраля  1993  года приняты  Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые  введены в действие с момента  опубликования (опубликованы в "Российской газете" N 49 от 13.03.93).

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить  в  соответствии  с   Конституцией  Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, данными Основами  защиту  прав  и  законных  интересов  граждан  и юридических   лиц  путем  совершения  нотариусами  предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени  Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной  нотариальной  конторе  или  занимающиеся  частной практикой.   Независимо   от   этого,   нотариусы  при  совершении нотариальных действий обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности,  а оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу (ст. 2 Основ).

Статья 35 Основ содержит перечень нотариальных действий, которые имеют право совершать нотариусы, а именно: удостоверение сделок, выдача свидетельства о праве собственности на долю в обще имуществе супругов, засвидетельствование подлинности копий документов и подписей на них, удостоверение факта нахождения гражданина в живых, принятие на хранение документов и т. д. В компетенцию нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, кроме действий, предусмотренных ст. 35 Основ, входит также и оформление наследственных прав.

На должность нотариуса  в Российской Федерации назначается  в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее  одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося  частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов  исполнительной власти, а  на  территории других государств - должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными  на то органами юстиции республик  в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного  экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством  юстиции Российской Федерации. В  республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные  нотариальные конторы открываются  и упраздняются Министерством юстиции  Российской Федерации или по его  поручению министерствами юстиции  республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии со ст. 1 Основ нотариусы имеют право:

а) совершать предусмотренные  законодательством нотариальные действия;

б) составлять проекты сделок, изготовлять копии документов выписки  из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

в) истребовать от физических и юридических лиц сведения документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Нотариусы обязаны (ст. 16 Основ):

а) оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

б) разъяснят клиентам права  и обязанности, предупреждать о  последствиях совершаемых нотариальных действий;

в) хранить в тайне сведения, предоставленные им в связи с  осуществлением профессиональной деятельности;

г) отказывать в совершении нотариальных действий, заведомо противоречащих действующему законодательству;

д) представлять налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения, необходимую для исчисления с него налога в случаях предусмотренных действующим законодательством.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством  юстиции Российской Федерации совместно  с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными палатами.

 

  1. Адвокатура

Адвокатура - это профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке  защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство  интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать  населению и организациям юридическую  помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

Организационно адвокатура построена по коллегиям. В соответствии со ст. 3 главы 2 Положения об адвокатуре РСФСР "коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью". Это значит, что адвокатура сегодня  представляет собой децентрализованную систему самоуправляющихся общественных организаций - коллегий адвокатов.

В РФ действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии адвокатов.

С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и  организациям, могут образовываться межтерриториальные коллегии адвокатов. Коллегии адвокатов являются юридическими лицами, имеют печать и штамп с  обозначением своего наименования.

Высшим органом коллегии адвокатов является Общее собрание - конференция - членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум, контрольно-ревизионным  органом - ревизионная комиссия.

Адвокатской деятельностью  является юридическая помощь, оказываемая  на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем  правового консультирования, организации  защиты или представительства интересов  в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Адвокатура выполняет  правоохранительные функции, однако, она  не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально  иной основе: в уголовном процессе он - защитник, т.е. защищает, а в гражданском  судопроизводстве он – представитель, т.е. представляет интересы той или  иной стороны.

Адвокатура служит важным инструментом укрепления обратной связи от общества к государству. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры. Сейчас компетенция органов государственного управления по руководству адвокатурой  существенно ограничена. Исключены полномочия отчислять и исключать адвокатов из коллегии, отменять постановления президиума об отказе в приеме в коллегию, а также об исключении из коллегии, отменять решения Общего собрания коллегии и постановления президиума, утверждать вновь избранных председателя и заместителей председателя президиума коллегии и др. Однако наряду с этим все центральные и местные органы управления юстицией вправе издавать инструкции по вопросам деятельности адвокатуры, устанавливать порядок оказания адвокатами юридической помощи, порядок оплаты труда адвокатов и порядок организации и прохождения стажировки лицами, желающими быть принятыми в коллегию. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

 

 

Заключение

В своей работе я попыталась показать структуру органов юстиции, какими основными законодательными актами они пользуются при исполнении своих  обязанностей, их функции и задачи.

Функции органов юстиции настолько  разнообразны, что затрагивают, если не все, то большинство сторон нашей  жизни. Они призваны соблюдать права  человека и гражданина, провозглашенные  Конституцией Российской Федерации, его  свободы, защищать их от неправомерного вмешательства. Деятельность органов юстиции Российской Федерации, призвана способствовать безусловному исполнению закона в сфере исполнительного производства, а также дальнейшему развитию в стране гражданско-правовых отношений.

Как может Государство, к примеру, с помощью  подвластной ему  адвокатуры, защищать интересы граждан  от себя самого? В данный момент, например, Министерство юстиции Российской Федерации существенно ограничено  в руководстве адвокатурой, что, безусловно, положительно влияет на складывающуюся обстановку.

 

Список используемой литературы

1. Конституция Российской  Федерации.

 

2. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Учебник для ВУЗов: Правоохранительные органы. Москва. Издание «Зерцало» 1996 г.

 

3. Собрание законодательства  Российской  Федерации № 30 от 28 июня 1997 года. Официальное издание.

 

4. Федеральный закон от 21.07.97 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах”.

 

5. Федеральный закон от 21.07.97 г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

 

    1. Федеральный закон № 1-ФКЗ от 31.12.96 г. «О судебной системе Российской Федерации».

 

7. Федеральный закон № 63-ФЗ от 31.05.2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».


Информация о работе Система, задачи и функции органов юстиции