Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:35, доклад
В настоящее время чуть не единственным серьезным случаем проведения принципа талиона в жизнь является смертная казнь за убийство (некоторые страны, живущие по древним законам шариата, по-прежнему практикуют разнообразные ампутации). Из развитых постиндустриальных государств смертная казнь существует только в США, по поводу чего в этой стране идут очень серьезные дебаты. Американское законодательство подходит к смертной казни очень серьезно. Обвиняемый имеет право на многочисленные апелляции, дела очень часто тянутся по десять-пятнадцать лет, и никого в США не казнят скопом, как в Иране или Китае, чьи власти обожают расстреливать или вешать преступников пачками при большом стечении народа.
Смертная казнь
Смертная казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, которую была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.
Несмотря на то, что в дальнейшем для большинства деяний принцип талиона был заменён выплатой денежного штрафа в пользу потерпевшего, смертная казнь сохранялась в большинстве государств.
Сме́ртная казнь — лишение
человека жизни в качестве наказания. В современном цивилизованном
обществе смертная казнь во многих юрисдикциях является незаконной, а в других —
законным уголовным
наказанием лишь за чрезвычайно тяжкие преступления. Однако в Китае она применяется
достаточно широко и за меньшие проступки,
такие как: взяточничество, сутенёрство,
подделка денежных знаков, сокрытие налогов
и другие. В российской и советской юридической
практике для обозначения смертной казни
в разное время использовались эвфемизмы «
В настоящее время чуть не единственным серьезным случаем проведения принципа талиона в жизнь является смертная казнь за убийство (некоторые страны, живущие по древним законам шариата, по-прежнему практикуют разнообразные ампутации). Из развитых постиндустриальных государств смертная казнь существует только в США, по поводу чего в этой стране идут очень серьезные дебаты. Американское законодательство подходит к смертной казни очень серьезно. Обвиняемый имеет право на многочисленные апелляции, дела очень часто тянутся по десять-пятнадцать лет, и никого в США не казнят скопом, как в Иране или Китае, чьи власти обожают расстреливать или вешать преступников пачками при большом стечении народа.
В то же самое время за
любым гражданином США
Проблема эффективности и необходимости применения смертной казни имеет давнюю историю. Так, в Древней Греции устрашающее воздействие смертной казни ставил под сомнение Диодот[уточнить], в более поздний период необходимость отказа от применения смертной казни обосновывалась, например, выдающимся мыслителем эпохи Просвещения Чезаре Беккариа.
Противники смертной казни указывают на то, что судебные ошибки неминуемо приводят к казням невиновных. Также приводится статистика, показывающая, что отмена или введение смертной казни в стране сами по себе не изменяют количества тяжких преступлений. Казнь не наказывает преступника, а лишь удовлетворяет общество, которое требует жертвоприношения.
Смертная казнь в Российской Федерации по действующей конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться. Вопрос о её применении окончательно был разъяснён конституционным судом в 2009 году на основании конституции и международных договоров, но норма о смертной казни осталась в национальном законодательстве, обладающем меньшей правовой силой, чем конституция и международные договоры.
Согласно данным Всероссийского социологического экспресс-опроса ВЦИОМ на июль 2001 года, сторонниками смертной казни за особо тяжкие преступления против личности являлись 72 % при 9 % противников. Согласно опросам ВЦИОМ, в 2004 году 84 % россиян выступали за ужесточение законодательства вплоть до введения смертной казни в вопросах борьбы с терроризмом. В 2005 году среди опрошенных ВЦИОМ смертную казнь в отношении террористов поддерживали 96 % при 3 % противников. Из числа сторонников 78 % заявили, что «полностью поддерживают», а 18 % — что «скорее поддерживают». При этом, 84 % опрошенных россиян выразили свою поддержку отмены моратория на смертную казнь. В свою очередь, опрошенные жители Южного федерального округа РФ выразили свою поддержку смертной казни практически единодушно. В июне 2005 года, согласно опросам Аналитического Центра «Левада-Центр», сторонниками смертной казни являлись 65 % при 25 % противников[48]. Согласно сведениям Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, полученным на май 2002 года, сторонниками смертной казни среди судей являлись 89 % опрошенных.
В 2012 году социологами Фонда
«Общественное мнение» был
Применяя смертную казнь в отношении своих граждан, даже преступников, государство воспитывает других своих граждан в жестокости и порождает вновь и вновь жестокость со стороны граждан в отношении друг друга и в отношении самого государства. И это тоже вредно и контрпродуктивно. Для того чтобы эффективно бороться с преступностью, нужна взвешенная, эффективная экономическая политика, эффективная социальная политика, грамотная и современная цивилизованная работа пенитенциарной системы, всех правоохранительных органов. Вот это сделать трудно, труднее, чем ввести смертную казнь.
Вопрос даже не в том, что Россия должна соблюдать принятые на себя международные обязательства. За последние годы Россия совершает мучительный путь к правовому государству, в котором жизнь каждого гражданина является высшей ценностью. Смертная казнь неприемлема для современного государства, придерживающегося демократических и гуманистических принципов. Смертная казнь как исключительная мера наказания не может сводиться к мести, которая преследует своей целью желание облегчить перенесенные страдания видом мучений виновного в них. Наказание, в отличие от мести, направлено на предотвращение подобного в дальнейшем. Необходимо, чтобы это было понято и воспринято общественным сознанием.
Доказано, что казнь ни в коей мере не является профилактической мерой. Ни в коей мере не избавляет от совершаемых преступлений. Доказано, что само наличие смертной казни влечет за собой возможность трагических ошибок. Когда казнят невинных людей. Если через пять лет выяснится, что человек невиновен, а он отбывает пожизненное заключение, конечно, пять лет вычеркнуты из его жизни, но жизнь не уничтожена, как это было бы в условиях применения смертной казни.