Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является ведущим принципом российского права. В России, как гласит ст. 17 (часть 1) Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ. Даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению право на жизнь, охрана государством достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др.

Содержание работы

I. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 3
II. Решение задачи. 11
III. Список использованных источников и литературы 13

Файлы: 1 файл

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛ ПРИ ОРД.docx

— 35.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

I. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 3

II. Решение задачи. 11

III. Список использованных источников и литературы 13

 

 

 

  1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является ведущим принципом российского  права. В России, как гласит ст. 17 (часть 1) Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ. Даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению право на жизнь, охрана государством достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др.

Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать прав и свобод человека и гражданина.   Соответственно, для каждого гражданина, имеет большое значение - в какой мере органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут использовать интрузивные методы, то есть такие, которые вторгаются в его частную жизнь и ограничивают конституционные права и свободы. Правовые нормы, содержащиеся в ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности, обеспечивают соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

«Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ) должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции»1

Право государства на вмешательство  в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью  соответствует требованиям ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948г.), ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.) и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г).

Обратимся к тем оперативно-розыскным  мероприятиям, которые затрагивают конституционные права граждан. Все операционно-розыскные мероприятия в зависимости от их тактических возможностей и методов осуществления можно разделить на три группы:

использующие адаптированные сыском криминалистические методы:

  • опрос,
  • наведение справок,
  • сбор образцов для сравнительного исследования,
  • проверочная закупка,
  • исследование предметов и документов,
  • наблюдение,
  • отождествление личности,
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств,
  • оперативный эксперимент;

использующие свойственные сыску  разведывательные методы:

  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений,
  • прослушивание телефонных переговоров,
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • разведывательные операции:
  • оперативное внедрение,
  • контролируемая поставка.

В ходе проведения  операционно-розыскных  мероприятий используются информационные системы, видео-, аудиозаписи, кино-, фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие вреда жизни здоровью личности и окружающей среде.

В какой то степени все  операционно-розыскные мероприятия  могут вторгаться в частную жизнь  граждан. По степени вторжения в  частную жизнь некоторые авторы, классифицируя операционно-розыскные мероприятия, выделяют группу, при проведении которых субъекты ОРД максимально вторгаются в частную жизнь объектов, ограничивая их конституционные права и свободы.

В эту группу включаются следующие  операционно-розыскные мероприятия,:

  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи.

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это  способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц  путем негласного просмотра /перлюстрации / почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений.

Данное операционно-розыскное  мероприятие, ограничивает установленное  ч.2 ст.23 Конституции РФ право граждан  на тайну переписки, телефонных переговоров, потовых, телеграфных и иных сообщений, поэтому его проведение Закон  об ОРД допускает только на основании  судебного решения и при наличии  информации:

-о признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного  противоправного деяния, по которому  производство предварительного  следствия обязательно;

-о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших  противоправные деяния, по которым  производство предварительного  следствия обязательно;

-о событиях или действиях,  создающих угрозу государственной,  военной, экономической или экологической  безопасности РФ.

Субъектом данного ОРД  является Федеральная служба безопасности.

Порядок проведения и оформление результатов регламентируется специальными ведомственными нормативными актами. Проводить при этом возможно при  участии специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, так как объекты ОРД  в качестве защитного приема могут  использовать кодирование и шифровку текста.

Ст.9 Закона об операционно-розыскной деятельности устанавливает процедуру подготовки и санкционирования перлюстрации, нарушение которой влечет ответственность по ст.138 УК РФ.

Объектами контроля могут  быть письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, поступающая в конкретный адрес  или исходящая из него. 

Максимальный срок контроля почтовых отправлений не может превышать  шести месяцев и указывается  в судебном постановлении. При  необходимости продления контроля судья принимает об этом новое решение на основании вновь представленных материалов.

Цензура корреспонденции  осужденных в местах их содержания является разновидностью контроля почтовых отправлений. Это позволяет получить информацию о настроениях осужденных, их намерениях, о фактах нарушения режима, об их причастности к нераскрытым преступлениям, о нелегальных каналах связи, транспортировки денег, спиртного, наркотиков, оружия. Но это не является оперативно-розыскным мероприятием, так как осуществляется гласно на основе ч.2 ст.91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении всех осужденных к лишению свободы и без специального судебного решения.

При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется  содержимое посылок, отбираются образцы  для исследования. Материальные носители информации могут быть переданы лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, для использования в процессе доказывания.

прослушивание телефонных переговоров /ПТП/- это прослушивание тех переговоров, которые ведутся между объектами  ОРД и другими лицами, то есть негласное получение информации с использованием абонентских телефонных линий связи;

Этот разведывательный метод  может осуществляться на любых сетях  электросвязи, включая сети общего пользования, ведомственных и внутрипроизводственных. Прослушиваться могут переговоры двух и более абонентов, односторонняя  передача информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого, внутригородские, междугородние и международные переговоры. Значения не имеют технические характеристики каналов связи /проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, космической связи и другие/.

Прослушивание телефонных переговоров, как правило, сопровождается фиксацией  получаемой информации на магнитные носители.

Основанием для проведения ПТП является наличие в распоряжении субъектов ОРД обоснованных сведений  о связи конкретных лиц с преступлением, при этом устанавливается правила, ограничивающие произвольное использование данного операционно-розыскного мероприятия и гарантирующие гражданам соблюдение конституционных прав.

Ограничения и гарантии включают в  себя:

круг преступлений, по факту  подготовки и совершения которых  допустимо применение ПТП, ограничен  преступлениями, по которым предварительное  следствие обязательно;

проведение ПТП возможно при наличии разрешения компетентного  руководителя органа, осуществляющего  ОРД;

проведение ПТП возможно при наличии санкции судьи, которого нужно убедить в том, что есть достаточные данные, указывающие  на готовящееся, тайно совершаемое  преступление, которое при этом предупредить или раскрыть без ПТП невозможно;

в случае возникновения чрезвычайной ситуации и отсутствии времени на получение санкции судьи, а прослушивание  необходимо начать немедленно, то при  угрозе совершения тяжкого преступления ПТП может быть начато и на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, с незамедлительным уведомлением суда и последующим получением санкции в течение 48 часов с момента начала оперативно-розыскного мероприятия.

Подобная процедура возможна и при наличии заявления или  письменного согласия граждан в  случае возникновения угрозы их жизни, здоровья, собственности с последующим  обязательным уведомлением соответствующего суда в течение 48 часов.

Результаты данного ОРМ могут быть использованы в доказывании по уголовным делам  после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Это предполагает осуществление следственных действий, связанных с передачей фонограмм с учреждения связи следователю, следственным осмотром и экспертным исследованием на основании на основе методик идентификации человека по голосу, записанному на фонограмму;

монополия  на применение ПТП принадлежит государству. Согласно Указу Президента РФ №891 от 1 сентября 1995 года данное ОРМ проводится с использованием оперативно-технических средств органов Федеральной службы безопасности.    

ПТП в соответствии с п.5 ст.9 Закона об ОРД может проводиться  в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости  судья может продлить срок путем  принятия дополнительного решения  на основании вновь представленных материалов. 

На основании ст.14 Федерального закона «О связи» предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и операционно-розыскные мероприятия собственности на территории РФ обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, а в случаях использования средств связи в преступных целях допускается прерывание прослушиваемых переговоров.

Право на прерывание  предоставления услуг связи в случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, а также  угрозы государственной безопасности закреплено в ч.1 ст.15 Закона об ОРД. 

Порядок проведения ПТП и  оформление его результатов регулируются специальными ведомственными приказами и инструкциями. 

Нарушение тайны телефонных переговоров образует состав преступления, предусмотренного ст.138 УК РФ. Квалифицирующим  признаком данного преступления является совершение деяния лицом с  использованием своего служебного положения  или специальных технических  средств, предназначенных для негласного получения информации.

Проведение оперативно-розыскных  мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан  на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической  и почтовой связи, а также право  на неприкосновенность жилища, допускается  на основании судебного решения  и при наличии соответствующей  информации. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных  прав граждан осуществляется по ходатайству  руководителя органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность, судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий.

Материалы рассматриваются  единолично уполномоченным на то судьей, который выносит соответствующее  постановление и выдает его инициатору проведения оперативно-розыскных действий одновременно с возвращением представленных материалов.

Не стоит забывать, что  органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые  затрагивают неприкосновенность частной  жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан  которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Если все же закон не был соблюден, ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности, встает на защиту граждан, чьи права и свободы, по их мнению, нарушены. В законе говориться о том, что действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Право на обжалование возникает у граждан, даже если они только полагают, что действия должностных лиц оперативных органов привели к нарушению их прав и свобод. Вышестоящий орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок, при этом запрещено направлять жалобу на рассмотрение того органа, действия которого обжалуются.

Информация о работе Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности