Содержание оперативно-розыскных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка - совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.
Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые в курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава I. Оперативно-розыскные мероприятия
1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий
Глава II. Содержание оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Опрос
2.2 Наведение справок
2.3 Сбор образцов для сравнительного исследования
2.4 Проверочная закупка
2.5 Исследование предметов и документов
2.6 Наблюдение
2.7 Отождествление личности
2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
2.10 Прослушивание телефонных переговоров
2.11 Снятие информации с технических каналов связи
2.12. Оперативное внедрение
2.13. Контролируемая поставка
2.14. Оперативный эксперимент
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

2



ФАКУЛЬТЕТ: "Международно-правовой"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Содержание оперативно-розыскных  мероприятий

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Оперативно-розыскные мероприятия

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий

Глава II. Содержание оперативно-розыскных мероприятий

2.1 Опрос

2.2 Наведение справок

2.3 Сбор образцов для сравнительного исследования

2.4 Проверочная закупка

2.5 Исследование предметов и документов

2.6 Наблюдение

2.7 Отождествление личности

2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

2.10 Прослушивание телефонных переговоров

2.11 Снятие информации с технических каналов связи

2.12. Оперативное внедрение

2.13. Контролируемая поставка

2.14. Оперативный эксперимент

Заключение

Библиография

 

Введение

 

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер. Основания и условия проведения ОРМ регламентированы Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 №144-ФЗ (СЗ РФ №33-95 г. ст.3349); принят Государственной Думой 05.07.95 г.; изм. - Федеральный закон от 18.07.97 №101-ФЗ.

Согласно ст.6 данного Федерального Закона, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

Опрос граждан.

Наведение справок.

Сбор образцов для сравнительного исследования.

Проверочная закупка.

Исследование предметов и документов.

Наблюдение.

Отождествление личности.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Прослушивание телефонных переговоров.

Снятие информации с технических  каналов связи.

Оперативное внедрение.

Контролируемая поставка.

Оперативный эксперимент.

Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка - совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

Оперативно-розыскные  мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые в курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскных мероприятий, рассматривается структура каждого вида ОРМ, а также раскрывается и анализируется значение оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

 

Глава I. Оперативно-розыскные мероприятия

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий

 

Под ОРМ понимаются закрепленные в  ФЗ об ОРО действия или совокупность действий, в рамках которых применяются  гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение  задач ОРД.

Согласно  ст.6 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 №144-ФЗ (СЗ РФ №33-95 г. ст.3349), к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

Опрос граждан.

Наведение справок.

Сбор образцов для сравнительного исследования.

Проверочная закупка.

Исследование  предметов и документов.

Наблюдение.

Отождествление личности.

Обследование  помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Контроль  почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений.

Прослушивание телефонных переговоров.

Снятие информации с технических  каналов связи.

Оперативное внедрение.

Контролируемая поставка.

Оперативный эксперимент.

Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне.

ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;

о существовании и местонахождении  лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);

о местонахождении  лиц, скрывающихся от следствия и  суда;

о без вести  пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.

Оперативно-розыскные  мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и  зачастую имеют значительную временную  протяженность, от нескольких часов  до нескольких месяцев и лет. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Основания для проведения оперативно-розыскных  мероприятий

Основанием  для проведения оперативно-розыскных  мероприятий являются:

Наличие возбужденного уголовного дела.

Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:

а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) событиях или действиях, создающих угрозу государственной военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Постановление о применении мер  безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые  для принятия решений:

О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

О допуске к работам, связанным  с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни  и здоровья людей, а также для  окружающей среды.

О допуске к участию в оперативно-розыскной  деятельности или о доступе к  материалам, полученным в результате ее осуществления.

Об установлении или о поддержании  с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных  мероприятий.

По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Наиболее весомое, полное основание  для начала проведения оперативно-розыскных  мероприятий - наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело - оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится.

По возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя (дознавателя), оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как по поручению лица, производящего предварительное следствие, так и без такового.

При раскрытии преступления, совершенного в условиях не очевидности, следователь  обязан принять все меры к его  раскрытию, а, следовательно, задействовать  возможности оперативных подразделений и в соответствии со ст.38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обязан дать письменное отдельное поручение о принятии оперативно-розыскных мер по установлению преступника, что является формальным основанием для производства всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Однако в случае отсутствия отдельного поручения оперативный работник вправе самостоятельно принимать решение  о производстве необходимых оперативно-розыскных  мероприятий. О ходе и результатах своей деятельности в этом случае оперативный работник уведомляет следователя по своей инициативе. Иными словами, активность и инициативность оперативного сотрудника не должны сковываться отсутствием документа, подписанного следователем и всецело зависеть от квалификации последнего, от его знаний о возможностях негласных методов раскрытия преступлений.

Сведения о признаках  подготавливаемого, совершаемого или  совершенного преступления, дающие законные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут содержаться как в источниках, перечисленных в ст. ст.140 - 145 УПК РФ, так и в других, в частности, в конфиденциальных сообщениях. Эти сведения нередко скудны, содержат минимум информации о событии, носят ограниченный характер. Принятие решения, как правило, сопровождается дефицитом времени, противоречивостью информации, отсутствием достаточных сил и средств.

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и  суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в материалах, оформляемых следователем при объявлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в розыск; в ориентировках органов внутренних дел, в розыскных заданиях, в конфиденциальной информации, а также в материалах уголовного дела, по которым заподозренное лицо еще не объявлено в розыск, но имеются объективные основания полагать о его причастности к совершенному преступлению.

По мнению ряда ученых, указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в их производстве, противоречит требованиям Уголовно - процессуального закона, согласно которому прокурор наделен правом дать указание следователю любого ведомства (МВД, ФСБ, органа налоговой полиции и т.п.) по находящемуся в его производстве уголовному делу, в том числе и о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Указания прокурора или решения суда не должны касаться места времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств, задействованных при их осуществлении. Все эти вопросы руководитель оперативного подразделения, на чье имя поступило указание прокурора или решение суда, решает самостоятельно.

Результаты  выполнения оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя, дознавателя, по указанию прокурора  или по решению суда, как правило, оформляются справкой оперативного работника, содержащей сведения, имеющих значение для раскрытия, расследования преступления или вынесения приговора по делу в суде.

По тем  же основаниям, указанным в ст.7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:

Закон Российской Федерации "О федеральных органах государственной безопасности";

Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";

Закон Российской Федерации "О внешней разведке";

Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации";

Закон Российской Федерации "О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц";

Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";

Закон Российской Федерации "О Федеральных органах налоговой полиции".

Запросы перечисленных  органов о проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий оформляются в письменном виде и визируются руководителем органа внутренних дел соответствующего уровня. В запросе, как правило, должны быть указаны конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые надлежит провести. В случае необходимости вынесения постановления соответствующего должностного лица или решения суда для исполнения запроса, эти документы представляются инициатором в оперативное подразделение совместно с запросом.

При вынесении  постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляющих уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, оперативные работники при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаны ставить в известность защищаемых лиц о проводимых мероприятиях. Причем, если такие мероприятия ограничивают конституционные права защищаемых лиц (например, прослушивание телефонных переговоров), то они проводятся только после получения письменного согласия на это со стороны лица, безопасность которого осуществляется.

Информация о работе Содержание оперативно-розыскных мероприятий