Соотношение правосудия и судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они не исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Объектом настоящей контрольной работы является правосудие и судебная власть.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие и признаки судебной власти………………………………………...4
2 Отличительные черты судебной системы РФ……………………………….13
3 Понятие и отличительные признаки правосудия……………………………15
4 Принципы правосудия………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

контр правоохр.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, то есть в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях. Частично это сделано в рамках принятых за последние годы федеральных конституционных законов о Конституционном суде, об арбитражных судах, о судебной системе. Учтены указанные положения Конституции при принятии новой редакции федеральных законов о прокуратуре и о статусе судей, а также при внесении изменений и дополнений в законодательство о судоустройстве и судопроизводстве.

Решая при осуществлении  правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что:

 а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу;

         б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России;

в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

К системе конституционных  принципов есть основание отнести  принципы: законности; осуществления  правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения права каждому на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; языка судопроизводства и обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия; участия граждан в осуществлении правосудия; охраны чести и достоинства личности; непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия.

Действие принципов  правосудия проявляется по-разному  в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, – на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Конституционные принципы правосудия в Уголовно-процессуальном кодексе выражены не только в общих положениях, но в значительной степени – также в правовых нормах, регулирующих отдельные стадии и институты. Не все принципы проявляются в одинаковой степени на различных стадиях процесса. Их проявление в каждом случае зависит от ряда обстоятельств: задач, стоящих перед конкретной стадией уголовного процесса; роли различных государственных органов и должностных лиц на определенном этапе процесса; особенностей стадий и институтов; значения деятельности граждан, участвующих в процессе, и др. Наиболее полно все принципы реализуются в стадии судебного разбирательства. В других стадиях они проявляются в меньшей степени. В стадии предварительного расследования некоторые принципы проявляются в ограниченных пределах или не проявляются совсем.

Специфика реализации принципов  в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связаны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели  понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия.

Судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Потребность в суде как  социальном институте защиты, способном  разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость. Граждане обращаются в суд в надежде  получить государственную защиту. С другой стороны, суд, являясь государственным учреждением, представляет интересы государства. В уголовном процессе, где индивид, обвиняемый в совершении преступления, всегда противостоит обществу и государству в целом, таким образом, оказывается лицом к лицу с государственной машиной.

Из всех властей судебная власть – самая слабая, так как она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю.

Не случайно в западных странах юристы не сразу могут  взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно – не исполнить решение суда.

Дальнейшее совершенствование  и проведение реформы судебной власти послужит развитием и создаст  условия реализации естественных неотчуждаемых прав и свобод человека. Естественные права являются требованием отражения к условиям существования человека в обществе.

 

 

Список использованных источников

  1. Гуськова А.П., Шамардин А.А.Правоохранительные органы (судоустройство). Москва, 2005.С.321.
  2. Гуценко И.Ф.. Правоохранительные органы. Учебник для вузов.– М.: Издательство БЕК. 1995 – 320с.
  3. Скуратова Ю.И., Семёнова В.М.. Правоохранительные органы Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1998. – 341с.
  4. http://www.lawtoday.ru/razdel/constutic/10003000-007.php#par735
  5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24

          июля 2002 г. N 95-ФЗ.

    7.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

          от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

     

 

 

 

 

 

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.).

3 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г., 2 октября 2007 г., 29 апреля, 11 июня, 22 июля, 3 декабря 2008 г., 28 июня, 19 июля 2009 г., 9 марта, 30 апреля, 27 июля 2010 г.)

4 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями от 14 декабря 1995 г.)

 


1 Гуськова А.П., Шамардин А.А.Правоохранительные органы (судоустройство).- Москва, 2005. С.31.

6 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г.  "О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР" (с изменениями от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г.,  28 ноября 1994 г., 24 декабря 1998 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г., 25 июля 2002 г., 2 июля 2003 г.)

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля 2006 г.)


Информация о работе Соотношение правосудия и судебной власти