Создание единой общегосударственной тюремной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 13:37, реферат

Описание работы

Падение крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостного права крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный полицейский аппарат был только в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколько заседателей нижнего земского суда и 2-3 становых пристава в каждом уезде и десяток стражников. После крестьянской реформы положение изменилось, крестьяне освободились от вотчинной власти помещиков, отсюда для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции.

Содержание работы

Введение
Создание единой общегосударственной тюремной системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Создание тбремной системы.rtf

— 117.61 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

Создание единой общегосударственной тюремной системы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Падение крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостного права крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный полицейский аппарат был только в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколько заседателей нижнего земского суда и 2-3 становых пристава в каждом уезде и десяток стражников. После крестьянской реформы положение изменилось, крестьяне освободились от вотчинной власти помещиков, отсюда для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции.

Одновременно с реформированием полиции была проведена тюремная реформа. До реформы в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдался принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание единой общегосударственной тюремной системы

 

Первые шаги к созданию единой государственной системы управления. В 1802 году создано Министерство внутренних дел Российской империи. 8 сентября 1802 г. в составе Министерства внутренних дел Российской империи учреждается 4-я экспедиция, сосредоточившая в своих полномочиях вопросы управления тюрьмами и местами общественного призрения.

8 февраля 1817 г. введена этапная система конвоирования арестантов, осуществляемая подразделениями Отдельного корпуса внутренней стражи.

Из-за того, что отсутствовали стройная система законов и структура управления процессом исполнения наказаний, 19 июля 1819 года с разрешения и под покровительством Александра I в Петербурге было образовано «Попечительское о тюрьмах общество», уставом которого предусматривалось содействие нравственному исправлению преступников и улучшение содержания заключенных. Примечательно то, что появление в качестве одной из цели наказания - нравственного исправления с обозначением средств его достижения, положило начало новой эпохе в деле организации исполнения уголовных наказаний, которая приведет впоследствии к созданию исправительно-трудового законодательства, использованию режима, труда, воспитательного воздействия как основных средств исправления осужденных.

Однако положения устава законодательной силы не имели, от реального состояния царских тюрем до реализации изложенных идей предстояло пройти длительный и нелегкий путь.

4 августа (по старому стилю - 22 июля) 1822 г. Высочайше утвержден Устав о ссыльных.

Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1831 года - важный рубеж к тюремному кодексу России. 26 мая 1831 года Кабинет Министров принял к сведению сообщение Министра внутренних дел о введении в действие Инструкции смотрителю губернского тюремного замка, одобренной Попечительским о тюрьмах обществом. Она регулировала размещение, режим, труд, быт заключенных. По объему и содержанию она была по существу важным шагом к созданию общетюремного кодекса России.

Первый систематизированный законодательный акт об исполнении лишения свободы. Им стал в 1832 году (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1842 году) Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей ссыльных, который развивал и детализировал положения упомянутой выше тюремной инструкции.

Разделение видов наказаний. При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 года Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В целом система наказаний и их исполнение в сравнении с Соборным уложением 1649 года и Артикулом 1715 года стала менее жестокой. Однако назвать ее гуманной было бы неправильно.

27 марта 1858 г. утверждено Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге.

Принятие Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. 20 ноября 1864 года принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. За год до этого был отменены телесные наказания для женщин, клеймение, ограничивались шпицрутены в армии и применение розг (в 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, а в 1885 году - розги). Закреплялась система наказаний: от более жестких к более мягким.

Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он был, бесспорно, этапом в формировании отечественной уголовной пенитенциарной политики.

1 января 1864 г. издано Положение о земских учреждениях, на основании которого впервые расходы на содержание тюремной части были перенесены из местного в государственный бюджет.

27 января 1867 г. утверждена должность главного инспектора по пересылке арестантов, начальника этапно-пересыльной части Главного штаба.

Накануне реформы управление местами заключения в Российской империи находилось в ведении департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. Управление тюрьмами составляло только часть обязанностей департамента, поэтому места лишения свободы не получали требуемого внимания.

В 1879 году в составе МВД было создано Главное тюремное управление (ГТУ), а в его составе - Тюремная инспекция.

Тюремная инспекция не имела аналогов в зарубежной пенитенциарной практике. На нее возлагались обязанности разработки проектов законодательных актов, проведение ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью. Объем функций и порядок работы тюремной инспекции был регламентирован Временными правилами для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы. Эта своеобразная инструкция и сегодня представляет интерес. Например, в процессе проверки тюремные инспектора обязаны были проверить и отразить в актах ревизии следующие моменты:

1) состояние тюремных зданий, размеры и вместимость помещений, все условия, касающихся тюремных зданий, которые могли бы иметь значение при обсуждении вопроса о расширении, перестройке, приспособлении и улучшении мест заключения;

2) состав лиц, содержащихся в каждом месте заключения по категориям;

3) характеристика личного состава, причем подробная, с указанием степени подготовленности и пригодности;

4) порядок продовольственного обеспечения заключенных, соблюдение порядка расходования продуктов и точного использования финансовых средств;

5) обеспечение арестантов одеждой и состояние отчетности в этом деле;

6) характер освещения и отопления каждого места заключения с обозначением количества светильников и очагов и израсходованных на эту статью в течение последнего года материалов, денег и т.д.

Таким образом, проверке подвергались все стороны жизни заключенных. Что касается полномочий, предоставленных тюремным инспекторам, то они имели право беспрепятственного входа во все части мест заключения, личного сношения с содержащимися в означенных местах и обозрения всех дел и документов, имеющих какое-либо отношение к тюремному делопроизводству, и в то же время они были не в праве, кроме случаев, когда это поручалось Начальником ГТУ, делать в местах заключения собственной властью распоряжения.

Одновременно с введением института тюремных инспекторов, в целях обеспечения реализации карательной политики государства, усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения учреждается новый коллегиальный орган - Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились лица высшего эшелона власти, представляющие различные ведомства.

По замыслу учредителей, на его обсуждение, по усмотрению Министра юстиции, могли выноситься проекты смет доходов и расходов, вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, управления и отчетности и другие, имеющие важное значение для системы мест заключения.

Следующим этапом реформы было создание таких органов тюремного управления, которые могли бы являться проводниками новых начинаний во всех областях тюремного дела, и через которые ГТУ могло бы осуществлять ближайший надзор за деятельностью всех пенитенциарных учреждений страны и их руководство. Такими учреждениями стали губернские тюремные инспекции (прообраз современных территориальных органов УИС), которые начали создаваться в 1890 г., и в течение пяти лет было учреждено 24 губернских тюремных инспекций в основных пунктах сосредоточения тюремного населения. Процесс их становления затянулся на долгие годы. Порядок образования губернских тюремных инспекций предусматривал рассмотрение проектов документов по этим вопросам в Государственном Совете, решение которого утверждалось царским указом. Губернские тюремные инспектора и их помощники назначались Главным тюремным управлением. Причем согласия губернаторов на такое назначение не требовалось. С введением должности губернского тюремного инспектора он становится фактически главою местного тюремного ведомства.

13 июля (30 июня) 1879 г. МВД Российской империи утверждены Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы.

14 августа 1881 г. издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

24 апреля 1884 г. принято законоположение «Об отмене заключения в смирительном и работном домах».

11 июня 1885 г. отменяется предусмотренное Уложением о наказаниях уголовных и исправительных подразделение каторжных работ на рудничные, крепостные и работы на заводах.

6 января 1886 г. утверждено Положение о занятии арестантов работами и о распределении получаемых от них доходов.

2 февраля (по старому стилю - 20 января) Высочайшим повелением учреждается Конвойная стража в составе 567 конвойных команд, которым предписывалось не только сопровождение этапируемых заключенных, но и при необходимости ликвидация беспорядков в местах лишения свободы, наружная охрана тюрем.

16 июля 1889 г. МВД Российской империи утверждена Инструкция о содержании срочных арестантов в тюрьмах, устроенных по системе одиночного заключения.

Переустройство тюрем. В 1911 г. был принят подробный план сооружения новых тюремных зданий и переустройства существующих тюрем империи новыми (кроме каторжных - в связи с разработкой законопроекта по преобразованию каторги). Одним из основных принципиальных вопросов строительства и переустройства тюремных зданий, непосредственно влияющих на условия содержания заключенных, было определение системы заключения: общей, одиночной или с ночным разъединением арестантов. Была выбрана смешанная система: в отношении тюрем общего устройства и исправительных арестантских отделений решено применять систему общего заключения с некоторым числом одиночных камер в количестве 15-30 % по отношению к общему числу мест для тюрем губернских и областных городов, 5-10 % для уездных тюрем и 10 % для исправительных арестантских отделений.

При переустройстве и строительстве тюрем обязательными требованиями были: выделение женских отделений в особые здания или коридоры; устройство обособленных помещений для несовершеннолетних; санитарное благоустройство тюремных помещений; устройство больниц и коммунально-бытовых помещений. Стоимость устройства одного арестантского места была определена в 1 200 руб. для крупных тюрем и 800 руб. для остальных. Общая стоимость намеченных по данному плану работ составляла более 51млн. руб. из расчета стабильного финансирования в течение 6-8 лет.

Структура ГТУ. Централизация и расширение объема функций аппарата управления, усложнение задач, решаемых им в новых условиях, требовало совершенствования его организационных структур. В 1912 г. Министр юстиции разграничивает все делопроизводство ГТУ на обособленные отделы, «поставив во главе каждого из них особое должностное лицо, присвоив ему более или менее самостоятельное положение по заведованию соответствующим отделом».

Всего, не считая Главной инспекции по пересылке арестантов, было девять отделов со следующим характером деятельности:

1) личный состав служащих по тюремному ведомству - по части назначения, перемещения и увольнения их, предания суду, награждения и т.п.;

2) оклады содержания классных чинов тюремного ведомства, пенсии и пособия, канцелярские и хозяйственные средства мест заключения и тюремная стража;

3) распорядительная часть (внутренний распорядок в местах заключения) и размещение арестантов;

4) строительная часть;

5) хозяйственная часть (продовольствие, лечение и вещевое довольствие арестантов, отопление и освещение мест заключений);

6) арестантские работы;

7) счетная часть, составление смет и бухгалтерии;

8) законодательная и статистическая часть (составление законопроектов, а также годовых отчетов по ГТУ, различных справочных изданий и проч.);

9) воспитательно-исправительные заведения и общества патроната.

На содержание чинов ГТУ в 1912 г. было затребовано 152 тыс. 450 руб.

Издательская деятельность, с января 1893 года Главным тюремным управлением начинает издаваться ежемесячный журнал «Тюремный Вестник» (последний номер вышел в январе 1917 года).

Аппараты управления на местах. Исследования показали, что действующие в губерниях тюремные комитеты Общества Попечительного о тюрьмах лишь номинально относились к системе управления местами заключения. На деле же роль их была крайне ничтожна. Поэтому реформа тюремной системы, не упраздняя эти комитеты, предусматривала создание управленческого звена тюремной системы на губернском и областном уровнях с определенными правомочиями.

Информация о работе Создание единой общегосударственной тюремной системы