МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Забайкальский государственный
университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет Энергетический
Кафедра Прикладной информатики
и математикиКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Информационные
технологии в юридической деятельности»
Вариант № 2
Выполнил ст. гр. ______________
_________________________
Проверил доцент кафедры
ПИМ
к.п.н. Абдеева
Н. А.
Чита 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………...2
Безопасность информации и
её правовое обеспечение……………………...5
Понятия «компьютерное
преступление» и «информационная безопасность»……………………………………………………………………….19
Виды компьютерных
преступлений…………………………...……………24
Способы и методы
предупреждения компьютерных преступлений………27
Список литературы…………………………………………………………....44
Введение
Информационные технологии кардинальным
образом изменили повседневную жизнь
миллионов людей. Они превратились в неотъемлемую
часть не только экономики, но и других
сфер человеческой жизни. Сегодня сложно
отыскать сферу, в которой не используются
информационные, в частности компьютерные
технологии: в промышленности, в маркетинговых
исследованиях, бухгалтерских операциях,
для обработки, сортировки и хранении
данных и сведений в бизнесе, т.е. важной
информации.
Для современного общества информация
стала ценным достоянием, поэтому во всем
мире ведется борьба с компьютерными
мошенничествами, незаконным присвоением
и копированием информации, изменением
компьютерных данных, несанкционированным
доступ и перехватом информации, то есть
с компьютерными преступлениями.
В странах, где высок уровень компьютеризации,
проблема борьбы с компьютерной преступностью
уже довольно давно стала одной из первостепенных.
Например, в США ущерб от компьютерных
преступлений составляет ежегодно около
5 млрд долларов. Поскольку Россия никогда
не входила (и в ближайшем будущем вряд
ли войдет) в число государств с высоким
уровнем компьютеризации (на большей части
ее территории отсутствуют разветвленные
компьютерные сети и далеко не везде методы
компьютерной обработки информации пришли
па смену традиционным), то довольно долго
российское законодательство демонстрировало
чрезмерно терпимое отношение к компьютерным
преступлениям. Положительные сдвиги
произошли только после ряда нашумевших
уголовных дел.
По свидетельству экспертов
самым привлекательным сектором российской
экономики для преступников является
кредитно-финансовая система. Именно поэтому
для экономиста так важно знать виды компьютерных
преступлений и способы борьбы с ними.
Этой проблеме и посвящен данный доклад.
БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
И ЕЁ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ни одна сфера жизни современного
общества не может функционировать без
развитой информационной структуры. Проникая
во все сферы деятельности государства,
информация приобретает конкретные политическое,
материальное и стоимостное выражения.
На этом фоне все более актуальный характер
приобретает в последние десятилетия
и особенно в настоящее время задача обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации, как неотъемлемого элемента
ее национальной безопасности, а защита
информации превращается в одну из приоритетных
государственных задач. Защита информации
обеспечивается в любом государстве и
в своем развитии проходит множество этапов
в зависимости от потребностей государства,
возможностей, методов и средств ее добывания
(в частности разведки), правового режима
государства и реальных его усилий по
обеспечению защиты информации.
К началу 90-х гг. произошли качественные
изменения в военно-политической и научно-технической
сферах, заставившие во многом пересмотреть
государственную политику в области защиты
информации в целом.
Во-первых, информационные технологии
принципиально изменили объем и важность
информации, обращающейся в технических
средствах ее передачи и обработки.
Во-вторых, в России отошла в
прошлое фактическая государственная
монополия на информационные ресурсы,
в частности получило конституционное
закрепление право гражданина искать,
получать и распространять информацию.
В-третьих, прежний административный
механизм управления защитой информации
стал и невозможен, и неэффективен, в то
же время необходимость межведомственной
координации в сфере защиты информации
объективно возросла.
В-четвертых, завершилась острая
военно-политическая конфронтация между
СССР и странами НАТО, начавшееся контролируемое
сокращение вооружений и развитие мер
доверия в военной области потребовали
обеспечить разумное сочетание мер открытости
и мер по защите государственной тайны.
В-пятых, в связи с усиливающимся
включением России в международное разделение
труда, укреплением экономических, культурных,
гуманитарных контактов с другими государствами
многие режимно-ограничительные меры,
облегчавшие защиту информации, например
система регионов, закрытых для посещения
иностранными гражданами, стали неприемлемы.
Следует особо отметить, что
политическая ситуация, сложившаяся в
мире в результате прекращения "холодной
войны" между Западом и Востоком, по
существу не затронула такого ее атрибута,
как разведка. Ведущие западные страны
продолжают модернизировать и развивать
свои разведывательные службы, совершенствовать
техническую разведку, наращивать ее возможности.
Наряду с традиционными приоритетами
иностранных технических разведок в сферу
их интереса все в большей вовлекаются
вопросы технологий, финансов, торговли,
ресурсов, доступ к которым открывается
в связи с конверсией, развитием международных
интеграционных процессов, широким внедрением
компьютерных технологий.
В этих условиях слепое следование
оправдавшим себя в прошлом решениям непременно
привело бы к ущербу государственным интересам
России в военной, политической, экономической
и других областях. Требовалось совершенствование
как сложившейся системы защиты информации
в организационном плане, так и концептуальных,
методологических подходов к защите информации
от иностранной технической разведки
и от ее утечки техническим каналам.
Высшими органами государственной
власти Российской Федерации был предпринят
ряд принципиально важных шагов. В частности,
Указом Президента в январе 1992 г. на базе
Гостехкомиссии СССР был создан государственный
орган более высокого статуса - Государственная
техническая комиссия при Президенте
Российской Федерации (Гостехкомиссия
России) 1.
В настоящее время большие изменения
происходят в методологии защиты информации.
Осуществляется переход от дорогостоящего
скрытия заведомо завышенного объема
данных к гарантированной защите принципиально
важных, "узловых точек". Закладываются
правовые основы такой деятельности. Приняты
Закон Российской Федерации "О государственной
тайне"2 и Федеральный закон "Об
информации, информатизации и защите информации"3. Этими правовыми актами сферу
защиты информации распространен такой
основополагающий принцип, как баланс
интересов государства, общества и личности.
Государственная политика в
Российской Федерации по обеспечению
информационной безопасности реализуется
через правотворчество, правоприменение
и участие государства в развитии правосознания
и правовой культуры граждан.
За последние годы российское
законодательство существенно обновилось.
Особенно это коснулось тех сфер правового
регулирования, где приняты кодифицированные
акты, в том числе Гражданский, Налоговый,
Бюджетный, Семейный, Уголовный, Водный
и Лесной, Земельный, Трудовой, Гражданский
процессуальный и Уголовно-процессуальный
кодексы, Кодекс об административных правонарушениях.
С их принятием появились реальные условия
для проведения полноценной систематизации
законодательства и издания Свода законов
России.
При формировании законодательства
в информационной сфере в самостоятельную
отрасль, формирующееся законодательство
в сфере обеспечения информационной безопасности
является подотраслью информационного
законодательства, а при его кодификации
в случае принятия Информационного кодекса
Российской Федерации может стать его
составной частью. Сегодня же, признавая
информационное право в качестве отрасли
российского права, следует учитывать,
что ему не соответствует в законодательстве
информационное законодательство в качестве
отрасли российского законодательства
и его формирование является делом трудным,
рассчитанным, по-видимому, на долгие годы.
В настоящее время уже существует концепция
развития законодательства в сфере информационной
безопасности. Положения концепции одобрены
на парламентских слушаниях в Государственной
Думе РФ, на заседании Комитета Государственной
Думы РФ по безопасности в ноябре 1998 г.
и предполагают принятие более 20 новых
законов и внесение изменений и дополнений
в 50 действующих законов, работа над которыми
ведется в настоящее время. Межведомственная
комиссия Совета Безопасности РФ по информационной
безопасности своим решением от 2 декабря
1997 г. отметив, что существующее правовое
регулирование отношений в области обеспечения
информационной безопасности не соответствует
современным требованиям и препятствует
формированию эффективной системы информационной
безопасности Российской Федерации, определила
следующие основные направления развития
законодательства в области обеспечения
информационной безопасности:
внесение изменений и дополнений
в действующее законодательство для развития
обеспечения информационной безопасности
в целях устранения противоречий нормам
Конституции РФ и международным соглашениям,
к которым присоединилась РФ, противоречий
между законодательными актами федерального
уровня и актами субъектов РФ, а также
конкретизации норм ответственности за
правонарушения в области информационной
безопасности;
законодательное разграничение
уровней правового регулирования проблем
обеспечения информационной безопасности
(федеральный уровень, уровень субъекта
Федерации, уровень местного самоуправления);
создание нормативно-правовой
базы для развития системы страхования
информационных рисков, направленной
на гарантированное обеспечение страховой
защиты как пользователей информационных
услуг, так и субъектов, предоставляющих
такие услуги; уточнение правового статуса
иностранного инвестора при инвестировании
в отрасль связи и информатизации в интересах
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации;
законодательное закрепление
приоритета развития национальных сетей
связи и отечественного производства
космических спутников связи;
разработка Национальной программы
развития общедоступных компьютерных
сетей, включая определение правового
статуса провайдеров интернет-услуг и
правовое регулирование их деятельности,
представление в Интернет информации
о деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
защиту русского языка в Интернете;
создание правовой базы для
функционирования в Российской Федерации
системы региональных центров обеспечения
информационной безопасности;
правовое регулирование развития
негосударственного компонента в формировании
информационного общества и обеспечении
информационной безопасности Российской
Федерации.
Важнейшее направление законотворчества
представляют проблемы обеспечения интересов
пользователей, потребителей продукции
современных технологий и ресурсов.
В этой части формирования контуров
информационного общества на первом плане
находятся проблемы включения и использования
информационных технологий в сферы социальной,
политической, культурной, производственной,
научной, управленческой деятельности.
Сюда же относятся и вопросы создания
условий массового информирования населения.
Концепция нормативно-правового
обеспечения информационной безопасности
базируется на Доктрине информационной
безопасности, которая ориентирует на
выделение четырех основных составляющих
национальных интересов России в информационной
сфере:
соблюдение прав и свобод и
гражданина в области получения информации
и пользования ею при соблюдении гарантий
в области персональных данных и личных
тайн;
информационное обеспечение
государственной политики Российской
Федерации, формирование достоверной
информации о политике государства при
обеспечении баланса интересов общества,
государства, личности;
развитие современных информационных
технологий, отечественной индустрии
информации, индустрии средств информатизации,
коммуникаций и связи, формирование рынка
на эти виды продукции;
защиту информационных ресурсов
от несанкционированного доступа, обеспечение
безопасности информационных и телекоммуникационных
систем на территории России.