Способы и методы предупреждения компьютерных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Информационные технологии кардинальным образом изменили повседневную жизнь миллионов людей. Они превратились в неотъемлемую часть не только экономики, но и других сфер человеческой жизни. Сегодня сложно отыскать сферу, в которой не используются информационные, в частности компьютерные технологии: в промышленности, в маркетинговых исследованиях, бухгалтерских операциях, для обработки, сортировки и хранении данных и сведений в бизнесе, т.е. важной информации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Безопасность информации и её правовое обеспечение……………………...5
Понятия «компьютерное преступление» и «информационная безопасность»……………………………………………………………………….19
Виды компьютерных преступлений…………………………...……………24
Способы и методы предупреждения компьютерных преступлений………27
Список литературы…………………………………………………………....44

Файлы: 1 файл

2 вариант.docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Факультет  Энергетический

 

Кафедра  Прикладной информатики и математикиКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Информационные технологии в юридической деятельности»

Вариант № 2

Выполнил ст. гр. ______________

_________________________

Проверил  доцент кафедры ПИМ

к.п.н. Абдеева Н. А.

 

 

 

Чита 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………………...2

Безопасность информации и её правовое обеспечение……………………...5

Понятия «компьютерное преступление» и «информационная безопасность»……………………………………………………………………….19

 Виды компьютерных преступлений…………………………...……………24

Способы и методы предупреждения компьютерных преступлений………27

Список литературы…………………………………………………………....44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Информационные технологии кардинальным образом изменили повседневную жизнь миллионов людей. Они превратились в неотъемлемую часть не только экономики, но и других сфер человеческой жизни. Сегодня сложно отыскать сферу, в которой не используются информационные, в частности компьютерные технологии: в промышленности, в маркетинговых исследованиях, бухгалтерских операциях, для обработки, сортировки и хранении данных и сведений в бизнесе, т.е. важной информации.

Для современного общества информация стала ценным достоянием, поэтому во всем мире ведется борьба с компьютерными  мошенничествами, незаконным присвоением и  копированием информации, изменением компьютерных данных, несанкционированным  доступ и перехватом информации, то есть с компьютерными преступлениями.

В странах, где высок уровень компьютеризации, проблема борьбы с компьютерной преступностью уже довольно давно стала одной из первостепенных. Например, в США ущерб от компьютерных преступлений составляет ежегодно около 5 млрд долларов. Поскольку Россия никогда не входила (и в ближайшем будущем вряд ли войдет) в число государств с высоким уровнем компьютеризации (на большей части ее территории отсутствуют разветвленные компьютерные сети и далеко не везде методы компьютерной обработки информации пришли па смену традиционным), то довольно долго российское законодательство демонстрировало чрезмерно терпимое отношение к компьютерным преступлениям. Положительные сдвиги произошли только после ряда нашумевших уголовных дел.

По свидетельству экспертов самым привлекательным сектором российской экономики для преступников является кредитно-финансовая система. Именно поэтому для экономиста так важно знать виды компьютерных преступлений и способы борьбы с ними. Этой проблеме и посвящен данный доклад.

БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ И ЕЁ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретает в последние десятилетия и особенно в настоящее время задача обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач. Защита информации обеспечивается в любом государстве и в своем развитии проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств ее добывания (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.

К началу 90-х гг. произошли качественные изменения в военно-политической и научно-технической сферах, заставившие во многом пересмотреть государственную политику в области защиты информации в целом.

Во-первых, информационные технологии принципиально изменили объем и важность информации, обращающейся в технических средствах ее передачи и обработки.

Во-вторых, в России отошла в прошлое фактическая государственная монополия на информационные ресурсы, в частности получило конституционное закрепление право гражданина искать, получать и распространять информацию.

В-третьих, прежний административный механизм управления защитой информации стал и невозможен, и неэффективен, в то же время необходимость межведомственной координации в сфере защиты информации объективно возросла.

В-четвертых, завершилась острая военно-политическая конфронтация между СССР и странами НАТО, начавшееся контролируемое сокращение вооружений и развитие мер доверия в военной области потребовали обеспечить разумное сочетание мер открытости и мер по защите государственной тайны.

В-пятых, в связи с усиливающимся включением России в международное разделение труда, укреплением экономических, культурных, гуманитарных контактов с другими государствами многие режимно-ограничительные меры, облегчавшие защиту информации, например система регионов, закрытых для посещения иностранными гражданами, стали неприемлемы.

Следует особо отметить, что политическая ситуация, сложившаяся в мире в результате прекращения "холодной войны" между Западом и Востоком, по существу не затронула такого ее атрибута, как разведка. Ведущие западные страны продолжают модернизировать и развивать свои разведывательные службы, совершенствовать техническую разведку, наращивать ее возможности. Наряду с традиционными приоритетами иностранных технических разведок в сферу их интереса все в большей вовлекаются вопросы технологий, финансов, торговли, ресурсов, доступ к которым открывается в связи с конверсией, развитием международных интеграционных процессов, широким внедрением компьютерных технологий.

В этих условиях слепое следование оправдавшим себя в прошлом решениям непременно привело бы к ущербу государственным интересам России в военной, политической, экономической и других областях. Требовалось совершенствование как сложившейся системы защиты информации в организационном плане, так и концептуальных, методологических подходов к защите информации от иностранной технической разведки и от ее утечки техническим каналам.

Высшими органами государственной власти Российской Федерации был предпринят ряд принципиально важных шагов. В частности, Указом Президента в январе 1992 г. на базе Гостехкомиссии СССР был создан государственный орган более высокого статуса - Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России) 1.

В настоящее время большие изменения происходят в методологии защиты информации. Осуществляется переход от дорогостоящего скрытия заведомо завышенного объема данных к гарантированной защите принципиально важных, "узловых точек". Закладываются правовые основы такой деятельности. Приняты Закон Российской Федерации "О государственной тайне"2 и Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"3. Этими правовыми актами сферу защиты информации распространен такой основополагающий принцип, как баланс интересов государства, общества и личности.

Государственная политика в Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности реализуется через правотворчество, правоприменение и участие государства в развитии правосознания и правовой культуры граждан.

За последние годы российское законодательство существенно обновилось. Особенно это коснулось тех сфер правового регулирования, где приняты кодифицированные акты, в том числе Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Семейный, Уголовный, Водный и Лесной, Земельный, Трудовой, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. С их принятием появились реальные условия для проведения полноценной систематизации законодательства и издания Свода законов России.

При формировании законодательства в информационной сфере в самостоятельную отрасль, формирующееся законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности является подотраслью информационного законодательства, а при его кодификации в случае принятия Информационного кодекса Российской Федерации может стать его составной частью. Сегодня же, признавая информационное право в качестве отрасли российского права, следует учитывать, что ему не соответствует в законодательстве информационное законодательство в качестве отрасли российского законодательства и его формирование является делом трудным, рассчитанным, по-видимому, на долгие годы. В настоящее время уже существует концепция развития законодательства в сфере информационной безопасности. Положения концепции одобрены на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ, на заседании Комитета Государственной Думы РФ по безопасности в ноябре 1998 г. и предполагают принятие более 20 новых законов и внесение изменений и дополнений в 50 действующих законов, работа над которыми ведется в настоящее время. Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по информационной безопасности своим решением от 2 декабря 1997 г. отметив, что существующее правовое регулирование отношений в области обеспечения информационной безопасности не соответствует современным требованиям и препятствует формированию эффективной системы информационной безопасности Российской Федерации, определила следующие основные направления развития законодательства в области обеспечения информационной безопасности:

внесение изменений и дополнений в действующее законодательство для развития обеспечения информационной безопасности в целях устранения противоречий нормам Конституции РФ и международным соглашениям, к которым присоединилась РФ, противоречий между законодательными актами федерального уровня и актами субъектов РФ, а также конкретизации норм ответственности за правонарушения в области информационной безопасности;

законодательное разграничение уровней правового регулирования проблем обеспечения информационной безопасности (федеральный уровень, уровень субъекта Федерации, уровень местного самоуправления);

создание нормативно-правовой базы для развития системы страхования информационных рисков, направленной на гарантированное обеспечение страховой защиты как пользователей информационных услуг, так и субъектов, предоставляющих такие услуги; уточнение правового статуса иностранного инвестора при инвестировании в отрасль связи и информатизации в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;

разработка Национальной программы развития общедоступных компьютерных сетей, включая определение правового статуса провайдеров интернет-услуг и правовое регулирование их деятельности, представление в Интернет информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиту русского языка в Интернете;

создание правовой базы для функционирования в Российской Федерации системы региональных центров обеспечения информационной безопасности;

правовое регулирование развития негосударственного компонента в формировании информационного общества и обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.

Важнейшее направление законотворчества представляют проблемы обеспечения интересов пользователей, потребителей продукции современных технологий и ресурсов.

В этой части формирования контуров информационного общества на первом плане находятся проблемы включения и использования информационных технологий в сферы социальной, политической, культурной, производственной, научной, управленческой деятельности. Сюда же относятся и вопросы создания условий массового информирования населения.

Концепция нормативно-правового обеспечения информационной безопасности базируется на Доктрине информационной безопасности, которая ориентирует на выделение четырех основных составляющих национальных интересов России в информационной сфере:

соблюдение прав и свобод и гражданина в области получения информации и пользования ею при соблюдении гарантий в области персональных данных и личных тайн;

информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, формирование достоверной информации о политике государства при обеспечении баланса интересов общества, государства, личности;

развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, индустрии средств информатизации, коммуникаций и связи, формирование рынка на эти виды продукции;

защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

Информация о работе Способы и методы предупреждения компьютерных преступлений