Становление уголовного права в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Широко известен тот факт, что среди всех развитых стран мира только Япония не страдает от глобального роста преступности: коэффициент преступности здесь в несколько раз меньше аналогичных показателей в странах Западной Европы и США. В Японии уровень преступности наиболее стабилен, рост минимален: в 1990 г. было зарегистрировано 1,7 млн. преступлений (коэффициент 1323); в 1998 г. - 1,9 млн. (коэффициент 1395); в 2000 г. можно прогнозировать коэффициент 1420.

Содержание работы

1 Введение.................................................................................................................. 3
2 Становления уголовного права Японии в новое и новейшее время.................. 5
3 Выводы ...................................................................................................................25
4 Список литературы ................................................................................................28

Файлы: 1 файл

Без титольного листа Курсовая по истории государства и права.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1 Введение.................................................................................................................. 3

2 Становления уголовного права Японии в новое и новейшее время.................. 5

3 Выводы ...................................................................................................................25

4 Список литературы ................................................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие и активный процесс  международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе — с  Китаем, Кореей, Японией и др.) привлекает внимание и вызывает большой интерес  политологов, экономистов, юристов  и других специалистов. И это закономерно: XXI век — это век стран АТР. Поэтому в последние 20 лет российские юристы проявляют значительный интерес к исследованию японского законодательства и различных сторон практики борьбы с преступностью. Причины такого интереса понятны, поскольку, во-первых, речь идет о соседней стране, а во-вторых, процессы трансформации преступности при переходе на рыночную экономику в обеих странах имеют много общего. Уголовно-правовая семья общинного права, географический ареал которой ограничен Дальним Востоком и Юго-Восточной Азией, объединяет несколько уголовно-правовых систем современного мира, существующих в странах с разными политическими и социально-экономическими укладами жизни. Объединяет их, в свою очередь, особое понимание права, особое отношение к нему как к способу регулирования жизни общества, что проецируется на все отрасли права, в том числе и на уголовное. Прежде всего необходимо отметить, что российские криминологи обращают внимание главным образом на проблемах уголовного права и уголовно-правовой политики, предметом которой является борьба с преступностью уголовно-правовыми средствами, то японские, напротив, на более широких проблемах социальной политики борьбы с преступностью, что предполагает использование всех средств, имеющихся в распоряжении государства и общества.

Широко известен тот факт, что среди всех развитых стран  мира только Япония не страдает от глобального  роста преступности: коэффициент  преступности здесь в несколько  раз меньше аналогичных показателей  в странах Западной Европы и США. В Японии уровень преступности наиболее стабилен, рост минимален: в 1990 г. было зарегистрировано 1,7 млн. преступлений (коэффициент 1323); в 1998 г. - 1,9 млн. (коэффициент 1395); в 2000 г. можно прогнозировать коэффициент 1420. В результате к началу XXI века в Японии подошла с самым низким уровнем преступности: ниже в 3-5 раз, чем в других развитых странах. Например, на каждые 100 тыс. жителей в Японии приходится всего 2 ограбления, т.е. меньше, чем в США - в 100 раз, Великобритании или Франции - в 55 раз, в ФРГ - в 35 раз. При этом вк Японии самый высокий коэффициент раскрываемости - в 2-3 раза выше, чем в указанных странах. Япония является самой безопасной с точки зрения преступности страной. Японское правительство гордится стабильностью низкого уровня преступности в стране, объясняя это действенностью функционирования системы уголовной юстиции и справедливостью распределения результатов экономического развития. Согласно представлениям китайского общества, сплавляющим в себе идеи конфуцианства, легизма и даосизма, человеческое и божественное, живое и мертвое образуют в своем единстве гармоничный универсум. Жизнь человека должна вписываться в гармоничный универсум. Для достижения этого человек должен вести себя "надлежащим образом", что позволит ему и окружающим достичь мира и взаимопонимания на различных уровнях социальных отношений. Общинное право получило распространение в Китае и Японии. Для права этих стран характерна идея общества, а значит, идеи гармонии, примирения, согласия. Общее благо здесь всегда ставилось выше интересов индивидуума. Даже в наше время незыблемой остается идеология конфуцианства, в которой основная ячейка общества - эта семья с особыми отношениями между старшими и младшими, запретами на любые возмущения. Право традиционно рассматривается как крайний способ установления порядка между людьми, поскольку основное значение в установлении такого порядка придается нормам морали, убеждению, воспитанию, критике. Вместе с тем средневековое японское право сохранило свою оригинальность, связанную с национальным характером японцев. Определенное влияние в этом отношении оказала также изоляция, в которой японские правители держали страну в течение 250 лет, до 1853 г. Несмотря на значительный рост преступлений во многих странах, и в частности, в странах АТР, Япония представляет собой уникальный «островок благополучия»: это, пожалуй, единственная высокоразвитая страна, которая смогла сочетать форсированно высокие темпы экономического и социального развития с исключительно низким уровнем преступности (обычно за высокий динамизм общество платит высокой криминогенностью). Сами японцы отличаются высоким уровнем правосознания. Широко распространено мнение, что право является универсальным регулятором общественных отношений, средством обеспечения социального консенсуса, развития демократии и экономики. Достаточно высокий уровень правосознания японцев в значительной степени объясняется постоянной практикой обращения их к правовым реалиям, широким распространением юридического образования и литературы, высоким уровнем общей культуры жителей Японских островов, демократизмом правотворчества и правоприменения. Уголовное право, будучи основополагающим компонентом уголовной политики, явилось одним из главных факторов сдерживания преступности. На таком низком уровне, которым Япония может по праву гордиться.

Основы современной уголовно правовой системы Японии были заложены после буржуазной революции в 1867-1868 гг. На формирование её значительное влияние  оказывали германское государственное  право, гражданский кодекс Франции, в послевоенный период было существенно  влияние американского права.

 

 

 

 

 

1.Становленияуголовного  права Японии в новое и новейшее  время

 

Особенностью развития Японского  государства является то, что оно  довольно поздно встало на путь капиталистического развития. Еще в середине XIX в. в  Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость  от феодала.

Уникальность уголовной  юстиции, равно как и всей правовой культуры Японии, заключается прежде всего в ее обособленности (до XIX в.) от правового влияния западных культур. Когда же такое влияние  появилось, японцы смогли органически  соединить традиции страны и современный  прагматизм.

Общественное мышление, которое  в этой стране традиционно отдавало приоритет коллективу перед личностью, видит впреступлений нарушение  норм коллектива, общества. Право и  Мораль в Японии тесно переплетаются. В то же время общественное мнение чаще всего не презирает преступника, а рассматривает как оступившегося. Японцы скорее проявляют жалость  к виновному, ведущую, как правило, к назначению относительно мягкого  наказания, что легко достижимо  при аморфных формулировках закона.

В своем развитии японское уголовное право и судопроизводство прошли четыре довольно четких этапа:

а) Первый этап продолжался приблизительно до XII в. Он характеризуется принятием в начале VII в. кодексов по образцу китайских, содержащих в том числе нормы уголовного права. Согласно этим кодексам для начала уголовного процесса потерпевшая сторона обращалась с официальным заявлением против обвиняемого. Вина лица определялась либо собственным признанием, либо свидетельскими показаниями. Для получения признания разрешались пытки. Несмотря на схожесть ряда процедурных нюансов на Западе и на Востоке, историки права пришли к выводу о том, что развитие уголовного судопроизводства в Европе и Японии шло в то время самостоятельными путями;

б)      Второй этап продолжался до начала "Реставрации Мейдзи" 1868 г.

Этот период японского  феодализма отмечен разрушением  централизованного государства, что  привело к появлению партикулярных  законов и кодексов. Один из наиболее известных — "Сто законов" 1742 г., который был составлен на основе норм раннефеодального права и древних  законов и содержал по преимуществу нормы уголовного права и процесса. Этот Кодекс характеризуется дифференциацией  ответственности для феодалов и  крестьян, а также жестокими санкциями: квалифицированная смертная казнь, телесные и позорящие наказания. В него было включено сравнительно немного норм, относящихся к гражданскому праву, и поэтому торговые и многие другие отношения по-прежнему регулировались обычным правом. Основную массу статей кодекса составляли нормы материального  и процессуального уголовного права. Конкретное его содержание было известно только судьям и их феодальным чиновникам, руководствовавшимся принципом "Народ  не должен знать законов, но лишь подчиняться  им". Они исходили при этом из концепции  древнекитайского права, согласно которой  неизвестность грядущего наказания  сильнее удерживает от совершения преступных дейcтвий, нежели точное знание поcледcтвий. Кодекc закреплял систему сословного неравенства, предусматривая различные  наказания за посягательства на интересы феодалов или крестьян и различную  ответственность феодалов и крестьян за совершенные преступления. Система  наказаний кодекса отличалась крайней  жестокостью, она включала квалифицированные  виды смертной казни, телесные и позорящие  наказания, в том числе битье  палками из мягкого или жесткого бамбука.

Хотя первый и второй этапы  развития уголовного права Японии и  не относятся к новому и новешему времени, но не рассмотреть данные этапы  в общей концепции развития уголовного прав Японии не возможно, так как рассмотрев данные периоды можно понять насколько сильные преобразования прошили в новом и новейшем эпате становления уголовного права Японии.

в) Третий этап "Реставрация  Мейдзи" 1868 г. Обычно ассоциируется  с началом третьего этапа, который  характеризуется обращением к западноевропейской (континентальной) юридической мысли. Коренные преобразования японского общества начались в эпоху так называемой революции Мэйдзи, когда в 1868 г. была ликвидирована власть военных правителей страны – сегунов, образовано императорское правительство и в короткий промежуток времени была осуществлена серия реформ в различных сферах общественной жизни. В ходе реформ были отменены привилегии японских дворян – самураев, провозглашено юридическое равенство четырех сословий (самураев, крестьян, ремесленников и торговцев), за крестьянами признавалось право собственности на землю. Правительство предпринимало разнообразные и энергичные усилия для развития рыночных отношений, в том числе путем заимствования достижений западных стран в области промышленности, образования, торговли. Но эти европейские по своей направленности и по существу преобразования оказались непоследовательными, они сопровождались консервацией ряда средневековых институтов. Местное японское право было абсолютно не приспособлено для решения новых задач. Было решено целиком модернизировать правовую систему страны. Единственным способом быстрой перестройки права являлась рецепция западноевропейских правовых систем. В начале реставрации были упразднены кодексы периода позднего средневековья и возобновилось действие кодексов, созданных по типу китайских. После переработки это собрание законов стало носить название УК 1870 г. При этом первый УК Японии был принят еще в 1880 г. и построен по французскому образцу. Однако классическое буржуазное уголовное право, устаревшее уже к концу XIX в., явно не устраивало правящие круги Японии, его архаичный характер уже не соответствовал потребностям времени, и Кодекс нуждался в реформации. Юридический советник японского правительства французский профессор Г. Буассонад в 1882 г. составил Уголовный кодекс и Закон об уголовной процедуре. В этих актах сказалось влияние Кодекса Наполеона 1810 г., который своей прогрессивностью привлекал в то время внимание правоведов всего мира. Кодекс Буассонада закрепил такие принципы, как "нет преступления без указания о том в законе" и запрет обратной силы закона, повышающего ответственность; отменил квалифицированную смертную казнь и телесные наказания. Кроме того, Кодекс включил многие традиционные для японского права положения, удачно соединив таким образом восточные и западные правовые подходы. Однако проект Кодекса 1882 г. принят не был. К концу XIX в. в Японии усилились абсолютистские и милитаристские тенденции. В поисках новой модели для подражания японцы обратились к германской правовой школе, которая оказала серьезное влияние на новое уголовное законодательство. Правовым идеалам японского правительства больше импонировало право кайзеровской Германии с ее сильной императорской властью, ограничением свобод подданных и сохранением привилегий помещиков-юнкеров. Процесс рецепции в японском праве переместился от французского права к германскому. К концу первой четверти XX в. германское влияние стало основным и оставалось таким до капитуляции Японии во Второй мировой войне. Другими словами, в японском праве можно было узнать точное отображение немецкой юридической науки. По образцу Конституции Пруссии 1850 г. была составлена первая Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи). Германская модель легла в основу Гражданского кодекса 1898 г., Торгового кодекса 1899 г., Уголовного кодекса 1907 г., Гражданско-процессуального кодекса 1890 г. Что касается уголовного процесса, то и в этой отрасли права возобладало (правда, несколько позже, чем в других сферах) германское влияние. В 1922 г. принимается новый Уголовно-процессуальный кодекс, разработанный по образцу УПК Германии. В условиях фашистских режимов законы о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с противниками тоталитарного строя. В Японии в 1925 г. Закон об охране общественного порядка в ст. 1 квалифицировал как политическое преступление участие в обществе, целью которого является "изменение установленных конституцией государственного строя или формы правления или отмены частной собственности". Одна лишь пропаганда таких целей наказывалась длительными сроками тюремного заключения. В 1928 г. закон об "опасных мыслях" ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность.Таким образом, в очень короткий срок в Японии было создано новое право, почти совершенно не связанное с ранее действовавшей правовой системой. Конечно, процесс восприятия романо-германского права Японией не следует понимать упрощенно как простую механическую рецепцию западноевропейского законодательства. Принятый в 1907 г. Уголовный кодекс (новое Уголовное уложение Японии)., вступивший в силу с 1 октября 1908г., был создан по образу германского УК 1871 г (Германскому уложению),однако имел свои особенности. С содержательной стороны этот нормативно-правовой акт, как справедливо отмечают исследователи, характеризуется чрезмерной лаконичностью, архаичностью юридического языка, своеобразием понятийно-категориального аппарата и юридической техники. В нем использовались новые, более современные идеи в уголовном праве, например, вводились ранее не известные японскому праву условное осуждение и условное освобождение. Он ввел широкое судейское усмотрение благодаря абстрактным формулировкам составов преступлений и соответствующих им санкций. Так же для Уголовного кодекса (Уложения) 1907 г. характерны, большое число "каучуковых" положений, нечетко сформулированных составов преступлений. Большие возможности предоставлялись судьям в осуществлении репрессии против рецидивистов. В случае повторного совершения преступления срок тюремного заключения мог быть увеличен в полтора раза. Особое внимание в УК (Уложении) было уделено политическим преступлениям и преступлениям против внутренней безопасности. Действия, угрожающие жизни императора или членов его семьи, влекли за собой смертную казнь или каторгу. Участие в бунте "с целью свержения правительства, отторжения какой-либо области от империи или насильственное изменение конституции" также каралось смертной казнью, пожизненными или срочными каторжными работами. УК (Уложение) 1907 г. усилило ответственность и за преступления, направленные против частной собственности. Даже за простую кражу, не отягченную особыми обстоятельствами, следовало лишение свободы до 10 лет. Специальные статьи направлены на подавление классовых форм борьбы крестьянства с полуфеодальным землевладением: смертной казнью или каторжными работами наказывались поджоги строений, вторжение в чужие владения и т.п.Таким образом, модернизация и либерализация буржуазного уголовного права в конце XIX-начале XX в. сами по себе не означали ослабления уголовной политики, но делали ее более социально-ориентированной.

Влияние немецкой школы на принимаемые законы продолжалось до конца второй мировой войны. Так или иначе, но уголовно правовая система, сложившаяся в Японии после революции Мэйдзи, представляла собой вариант романо-германской правовой семьи. Возникает вопрос: стало ли это законодательство «правом в жизни» или оно осталось «правом в книгах»?.

г) Четвертый период является этапом новейшего становления уголовного права Японии и начался данный этап со времени американской оккупации. Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация в течение семи лет американскими войсками привели к существенным изменениям в японском праве. Это способствовало тому, что англо-американская правовая семья (преимущественно в ее американском варианте) стала оказывать доминирующее влияние на развитие японского права. Наиболее ощутимо такое влияние проявилось в конституционном, торговом и уголовно-процессуальном праве. Текст проекта Конституции Японии 1946 г. был составлен юристами штаба американских оккупационных войск. Естественно, они использовали в качестве образца Конституцию США. Так, в соответствии с американской моделью в Конституции Японии был предусмотрен институт конституционного надзора. Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами, отдельные из которых выносили решения о признании неконституционными даже правительственных постановлений.

Закон о монополиях так  же был скопирован с американских антитрестовских актов. Влияние  американского права, бесспорно, в  послевоенном японском акционерном  законодательстве. Значительным воздействие  американской правовой системы было в сфере уголовного процесса. УПК  Японии 1948 г. под влиянием американских юридических концепций значительно  расширил применение принципа состязательности, исключил институт предварительного слушания дел и т.д. В этот же период были приняты закон о судопроизводстве (1947 г.), закон о прокуратуре (1947 г.), закон об адвокатуре (1949 г.). Все эти  законы продолжают действовать и  поныне, хотя они неоднократно подвергались изменениям. Вместе с тем это влияние  права США на японскую правовую систему  оказалось все же не настолько  сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права.

Влияние американского права  является все же довольно ограниченным и недостаточно последовательным. Дело в том, что большинство институтов основных отраслей японского права: гражданского, торгового, гражданско-процессуального  и уголовного – по-прежнему базируется на традициях романо-германской правовой семьи. Принятие новой Конституции 1946 г. (и вступившей в силу в 1947 г.) привело к значительным изменениям в уголовном праве и процессе. Прежде всего многие принципиальные положения японской уголовной юстиции закреплены непосредственно в Конституции (хотя в Японии немало противников конституции, которые требуют ее пересмотра. Они утверждают, что она чужда японцам, «не есть продукт национального развития», а была навязана американцами). Пример тому, статья 31 гласит: «Никто не может быть лишен жизни или свободы или быть подвергнут иному уголовному наказанию иначе как в соответствии со ст. 39 «никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за действие, которое было законным в момент его совершения, или за действие, в отношении которого было законным в момент его совершения, или за действие, в отношении которого он уже был признан невиновным». Право на судебное разбирательство любого обвинения закреплено в статье 32. Запрет незаконного ареста включён в статью 33. Право на защиту закреплено в статье 34. Запрет незаконных обысков статья '35. Статья 36 предусматривает, что «категорически запрещаются пытки, применяемые публичными должностными лицами, и жестокие уголовные наказания». Право каждого обвиняемого по уголовному делу на быстрое и открытое разбирательство его дела беспристрастным судом, на бесплатную, если в этом есть необходимость, юридическую помощь статья 37 и др. Как видно, этими статьями затрагиваются и некоторые моменты, относящиеся к уголовно-процессуальному праву. Иначе можно сказать Принцип «нет преступления и нет наказания, кроме определенных законом» в УК не изложен, он содержится в Конституции Японии. Законы принимает Парламент Японии. Хотя ст. 77 и наделяет Верховный суд некоторыми полномочиями в установлении норм, но ст. 76 обязывает всех судей действовать согласно Конституции и другим законодательным актам. Таким образом, закон официально признан источником уголовного права. В Конституции также содержится ряд принципиальных положений уголовного процесса. В соответствии с Конституцией были отменены уголовные законы милитаристского содержания (например, Закон об охране военной тайны, Закон о режиме государственной обороны). Кроме того, значительные изменения были внесены непосредственно в УК 1907 г. Так, в 1947 г. отменены составы посягательств на императора и его семью, частично изменены положения о санкциях и об обращении с преступниками. Кроме того, были введены новые виды преступлений, соответствующие современным условиям. К оккупационному периоду относится принятие отдельных уголовных законов вне рамок УК. Некоторые из них утратили силу с окончанием оккупации Японии в 1952 г., другие (например, Закон о малозначительных преступлениях 1948 г.) действуют и поныне. Несмотря на активное проведение реформы уголовного закона, потребность в принципиально новом УК не отпала. Однако проекты, неоднократно предлагавшиеся различными партиями, отклонялись Парламентом. Гибкость формулировок УК 1907 г.в сочетании с широкими полномочиями судей в толковании закона и избраний меры наказания до сих пор позволяют применять этот почтенный по возрасту Кодекс. А при необходимости поместить новые статьи между уже существующими законодатель нумерует новые статьи, идущие, например, за ст. 100, так: 100-II, 100-III и т. д. Поэтому более чем за семьдесят лет лишь небольшое число его статей поверглось изменению.

В целом следует констатировать, что японское материальное уголовное  право по-прежнему испытывает влияние  по преимуществу романо-германской правовой системы, в то время как в уголовном  судопроизводстве все более сказывается  воздействие англо-американского  права. Основным источником уголовного права Японии является Уголовный  кодекс 1907 г. Уголовное законодательство Японии образуют УК, специальные уголовные законы и правовые нормы не уголовного законодательства и нормативных актов местного значения. Специальных уголовных законов около 30. Последнее включает как законы, регламентирующие отдельные преступления либо иные вопросы уголовного права (например, Закон о предотвращении краж и наказании за них 1930 г, Закон о преступлениях, Закон о пресечении подрывной деятельности, Закон о наказуемости насильственных действий, Закон о пресечении проституции и др.), так и нормы, содержащиеся в не уголовном законодательстве. Это так называемое уголовно-административное право (Закон о государственных публичных должностных лицах 1947 г. – ст. 115 и далее, а равно и другие законы. Закон о предупреждении загрязнения воздуха, Закон о государственных служащих и Антимонопольный закон.)., число уголовно-правовых норм не уголовного законодательства очень велико, они широко рассредоточены по различным отраслям и подотраслям права. Значительное число источников уголовно-административного права – характерная черта японского права.

 После буржуазной революции  ХIХ в. в Японии были приняты  два уголовных кодекса: 1881 и 1907 гг.

Законодательная реформа, проведенная  после 2-ой мировой войны, с незначительными  поправками сохранила УК 1907г. Характерной  особенностью УК Японии является расширение пределов судебного усмотрения. Этому  способствует абстрактность описания составов преступлений и очень большой  диапазон между верхними и нижними  пределами санкций, предусмотренных  за конкретные составы. А также возможность  назначения наказания выше высшего  предела, предусмотренного законом, и  ниже низшего не только по закону, но и по усмотрению суда. Так, например, за убийство (ст. 199 УК) предусмотрена  смертная казнь, пожизненное лишение  свободы, лишение свободы с принудительным трудом на срок до 3-х лет.

 Несмотря на свой  солидный возраст, японский уголовным  кодекс в достаточной степени  модернизирован, что позволяет применять  современные средства социальной  защиты и индивидуализировать  обращение с правонарушителями.  УК содержит институт отсрочки  исполнения наказания (условное  осуждение); Условно-досрочного освобождения  и защитного надзора. Отсрочка  исполнения наказания (ст. 25) может  быть предоставлена лицу, приговоренному  к лишению свободы на срок  не более 3 лет или к штрафу  не более 200 тыс. иен при условии, что это лицо ранее не было осуждено или прошло 5 лет с момента отбытия наказания. В период отсрочки исполнения наказания может быть назначен защитный надзор. Лицо может быть освобождено условно-досрочно после отбытия трети срока наказания в случае срочного лишения свободы или после отбытия 10 лет в случае пожизненного.

Информация о работе Становление уголовного права в Японии