Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:16, реферат
Эти должностные лица, которые непосредственно осуществляют судебную власть либо теснейшим образом с ней взаимодействуют, обеспечивая выполнение ею своих функций, должны отвечать целому ряду высоких специальных требований как профессионального характера (юридическое образование, стаж юридической работы), так и морального (безупречная репутация, отсутствие судимости и пр.), которые устанавливаются законом, а иногда и конституцией. Чтобы иметь моральное право судить других, самому нужно быть на высоте. На практике, конечно, в каждой стране бывает всякое – и некомпетентность, и коррумпированность, и пристрастность, и просто глупость, и многое другое, но закон в данном случае служит необходимым ориентиром для надлежащего комплектования судебной власти и содержит требуемые средства для ее очищения в случае нужды.
3. Статус судей, прокуроров, следователей
Эти должностные
лица, которые непосредственно
В странах с романской
правовой системой и некоторых других
странах, воспринявших отдельные их
институты, судьи, прокуроры и следователи
объединяются обычно общим понятиеммагистратуры. Те
Судейский корпус формируется,
как правило, путем назначения, хотя
и встречаются случаи выборности.
Например, в большинстве штатов США
судьи выбираются, причем нередко
баллотируются как
* Фридмэн Л. Введение в американское право. М.: Прогресс-Универс, 1992. С. 57.
Согласно частям второй и третьей ст. 79 Конституции Японии 1946 года назначение судей Верховного суда подлежит пересмотру народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и последующим пересмотрам при проведении выборов в Палату представителей по прошествии каждых 10 лет; если большинство избирателей высказывается за смещение судьи, он подлежит смещению.
Преобладание назначаемости
судей имеет серьезные резоны,
несмотря на то, что этому порядку
формирования судебной власти может
быть брошен упрек в недемократичности.
При выборах судей гражданами
и даже представительными органами
неизбежно действует
Органы конституционной юстиции формируются в особом порядке, который будет рассмотрен ниже – п. 1 § 3 настоящей главы.
Важным принципом, гарантирующим независимость но
* Там же. С. 58-59.
** См.: Судьи в зарубежных странах (сост. Власов И. С.). Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация. Вып. 2. М.: ВНИИ советского государственного строительства и законодательства, 1991. С. 16.
В странах континентальной Европы обычно устанавливается верхний возрастной предел, по достижении которого судья или иной чиновник судебной власти автоматически выходит в отставку с сохранением ряда льгот и привилегий.
Законодательство, как правило, устанавливает несовместимость функции судьи (вообще магистрата) с иными занятиями, а также запрещает судьям (магистратам) участие в политических, а порой и в профсоюзных объединениях. Так, согласно ч. 1 ст. 127 Испанской конституции 1978 года судьи и магистраты, а также прокуроры, пока состоят на службе, не могут занимать другие публичные должности, принадлежать к политическим партиям или профсоюзам; система и способы их профессиональной ассоциации определяются законом (это, в частности, Органический закон № 6 о судебной власти 1985 г.).
Еще Конституция США предусмотрела в предложении втором разд. 1 ст. III, что судьи должны в установленные периоды получать за свои услуги вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время их пребывания в должности. Подобная норма содержится и в части шестой ст. 79 Конституции Японии.
Для социалистических стран
характерно избрание судей представительными
органами, обычно на срок полномочий последних,
с установлением подотчетности
судей этим органам и даже подчас
ответственности перед ними. Такая
система делает судей полностью
зависимыми от коммунистических партийных
комитетов, прежде всего их первых секретарей,
которые и решают, будет судья
представлен для избрания на следующий
срок (что практически равносильно
избранию) или нет. От них же зависит
и возможный отзыв судьи. Например,
согласно ст. 134–135 Социалистической конституции
Корейской Народно-
В некоторых постсоциалистических
странах данный подход преодолен
не полностью. Интересны с этой точки
зрения положения Конституции
В качестве яркого примера
конституционно-правового
Согласно ст. 104 Конституции магистратура автономна и независима от любой другой власти. В соответствии со ст. 106 и 107 магистраты назначаются по конкурсу, причем допускается назначение или избрание почетных судей (т. е. действующих на общественных началах) для выполнения функций судей, заседающих единолично. За выдающиеся заслуги Высший совет магистратуры на должности кассационных советников может призывать университетских ординарных профессоров права и адвокатов с 15-летним стажем, внесенных в специальные списки для высших судов. Магистраты несменяемы. Их увольнение или перемещение без личного согласия возможно только решением Высшего совета магистратуры в предусмотренных законом случаях и с установленными гарантиями защиты. Различаются магистраты только по выполняемым функциям, а дисциплинарное производство против них правомочен возбуждать только министр юстиции.
Согласно Уложению о судоустройстве
лицо может допускаться к
Магистраты не могут занимать государственные или частные должности или посты, кроме постов сенатора и депутата или неоплачиваемого поста управляющего публичными благотворительными учреждениями. Им нельзя заниматься промышленной, торговой или другой свободной профессиональной деятельностью. Не допускается занятие магистратами должностей в судебных органах, при которых их родственники до второй степени включительно или свойственники первой степени состоят в профессиональных коллегиях адвокатов или поверенных либо в которых осуществляют такие функции. В одном судебном органе, как правило, не могут состоять магистраты, связанные отношениями родства или свойства до третьей степени включительно и в любом случае не могут быть судьями одной и той же судебной коллегии магистраты, связанные отношениями родства или свойства до четвертой степени включительно. Стало быть, нельзя работать вместе с троюродной сестрой жены. Примечательно строгие требования! Но смысл, судя по всему, имеют.
Прежде чем стать судьей
или прокурором, лицо должно пройти
стажировку в качестве судебного
аудитора, для чего проводится конкурс
по результатам трех письменных экзаменов
(по гражданскому и римскому праву,
по уголовному праву и по административному
праву) и 8 устных (по римскому праву, по
гражданскому праву, по гражданскому процессу,
по уголовному праву, по уголовному процессу,
по административному и
К конкурсу допускаются лица
не моложе 21 года и не старше 30 лет, имеющие
диплом юридического факультета университета
(очевидно, другие дипломы о высшем
юридическом образовании во внимание
не принимаются). Если Высший совет
магистратуры считает, что лицо не отвечает
требованиям высокой
Уложение устанавливает критерии и порядок для продвижения магистратов на вышестоящие должности.
Магистрат, уволившийся из системы магистратуры по собственному желанию, восстановлению не подлежит. Это положение подчеркивает корпоративный характер магистратуры.
Конституционный статус судей предполагает полное соответствие судей высоким требованиям, так как на них возлагается огромная ответственность за судьбы и жизни людей.