Статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:17, реферат

Описание работы

Целью работы ставится определение и раскрытие правового статуса судей, а также выявление нарушений и проблем в данной сфере, и путей пресечения нарушений законодательства и решения проблем.
Для достижения цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрены понятие и основы правового статуса судей в РФ;
2. изучен порядок назначения судей на должность и прекращения его полномочий;
3. исследованы гарантии независимости судей;
4. особое внимание в работе обращено на проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы РФ.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие и основы правового статуса судей в Российской Федерации. 6
2. Порядок назначения судей на должность и прекращение полномочий судей. Дисциплинарная ответственность судей.10
2.1 Особый порядок отбора. 12
2.2 Наделение судей полномочиями. 15
2.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей. 16
3. Гарантии независимости судьи. 20
4. Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации. 23
Заключение. 26
Список литературы.. 29

Файлы: 1 файл

реферат ПО.docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

содержание

 
Введение. 3 
 
1. Понятие и основы правового статуса судей в Российской Федерации. 6 
 
2. Порядок назначения судей на должность и прекращение полномочий судей. Дисциплинарная ответственность судей.10 
 
2.1 Особый порядок отбора. 12 
 
2.2 Наделение судей полномочиями. 15 
 
2.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей. 16 
 
3. Гарантии независимости судьи. 20 
 
4. Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации. 23 
 
Заключение. 26 
 
Список литературы.. 29 
 
 

Введение

  Конституция РФ провозгласила судебную власть одной из трех основополагающих и самостоятельных ветвей государственной власти. Понимая, что суд - гарант защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, цивилизованные государства мира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную систему. При этом, все действия такого государства, в первую очередь, направлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чем цивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Иначе и быть не может, уважение закона - основа государственности. В современной России судебная власть всё ещё недостаточно эффективна, а судьи ещё не начали пользоваться в обществе должным уважением. И это притом, что ежегодно суды общей юрисдикции и арбитражные суды в России рассматривают миллионы дел. 
 
Судьи – носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это, прежде всего, принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьи призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти – законодательную и исполнительную. 
 
Целью работы ставится определение и раскрытие правового статуса судей, а также выявление нарушений и проблем в данной сфере, и путей пресечения нарушений законодательства и решения проблем. 
 
Для достижения цели автором были поставлены и решены следующие задачи: 
 
1. рассмотрены понятие и основы правового статуса судей в РФ; 
 
2. изучен порядок назначения судей на должность и прекращения его полномочий; 
 
3. исследованы гарантии независимости судей; 
 
4. особое внимание в работе обращено на проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы РФ. 
 
Структура работы определена ее целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, содержащего основные выводы по теме и списка использованной в ходе исследования литературы. 
 

1. Понятие и  основы правового статуса судей  в Российской Федерации

 
 
Правовой статус судей – это  особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля. Правовой статус судьи устанавливается статьями 119 по 122 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О статусе судей РФ», являющимся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости. 
 
Статус судей слагается из многих элементов, предусмотренных законом: 
 
1.                 Судьями являются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. 
 
2.                 В зависимости от стажа работы, занимаемой должности и других обстоятельств им присваиваются квалификационные классы (с 5-го по 1-ый и высший). 
 
3.                 К судьям предъявляются определенные требования и ограничения: 
 
- соблюдать Конституцию РФ и законы; 
 
- избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность при осуществлении правосудия (например, личных связей, которые могут причинить ущерб репутации); 
 
- не может быть депутатом (одновременно с судейской работой), третейским судьей или арбитром; 
 
- не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях; 
 
- не вправе заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства). 
 
4.                 Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность. 
 
5.                 Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения. 
 
6.                 Судьи несменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другую должность или переведены в другой суд без их согласия. Согласно ст. ст. 121, 122 Конституции Российской Федерации «… судьи в Российской Федерации несменяемы и неприкосновенны», поэтому представляются принципиально неприемлемыми предложения, направленные на резкое снижение этих важнейших гарантий независимости судьи. Принятие в полном объеме предлагаемых норм может привести к утрате судами самостоятельности и к их зависимости от органов исполнительной власти всех уровней: от районного звена до федеральных округов[2]. 
 
7.                 Полномочия судей не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных законом, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Предельный возраст пребывания в должности – 70 лет. 
 
8.                 Судьи неприкосновенны. Это в основном связанно с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности. Следует иметь в виду, что судейская неприкосновенность является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего правосудия. 
 
9.                 Имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности. 
 
10.            За совершение дисциплинарных проступков привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. 
 
11.            Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей, а в целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.). 
 
12.            Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией). Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. 
 
Определив, что же такое статус судей и рассмотрев его элементы, можно сделать вывод, что в соответствии с Законом «О статусе судей в РФ», судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни. Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.»[3]. 
 
Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности. 

 

 

2. Порядок назначения  судей на должность и прекращение  полномочий судей. Дисциплинарная  ответственность судей

 
 
В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе. 
 
Действующее законодательство устанавливает, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Высокий статус судей определяет и наличие установленных высоких требований к кандидатам на должность судьи. 
 
Так, судьями могут быть граждане РФ, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 4) детализировал конституционные требования о возрасте и стаже работы применительно к тому, на какую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидат в судьи. 
 
Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек, достигший 40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет (для кандидатов в судьи Конституционного суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны иметь не просто высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права[4]»); судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий такой стаж не менее десяти лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда (при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях), федерального арбитражного суда округа - достигший 30-летнего возраста и имеющий стаж не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей - достигший 25-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. 
 
Следует отметить, что под «юридической профессией» понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права. 
 
Нормы Конституции РФ определяют возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям. Прежде всего, они обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. 
 
 
Кроме того для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. 
 
Изучив, какие требования предъявляются на должность судьи, можно сделать вывод, что критерии достаточно велики, так как звание судьи очень высоко, но постоянно возрастающая нагрузка, отсутствие зачастую самых элементарных условий труда, относительно невысокая заработная плата делают работу судьи всё ещё недостаточно престижной. В связи с этим возникают трудности с подбором кандидатов на должности судей. Нередки случаи, когда вновь назначенные судьи через непродолжительный период времени по тем или иным причинам профессионального или личного порядка не могут исполнять работу судьи. 
 

 

 

 

 
 
 

4. Общие проблемы  правового статуса судей и  перспективы развития судебной  системы в Российской Федерации

 
 
Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что  судебная власть состоялась и что  она способна защитить права человека, интересы общества и государства. 
 
Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий. 
 
Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан. 
 
В свете этого направления внутренней политики страны необходимо подчеркнуть, что какой бы совершенной ни была судебная система, она не может функционировать без соответствующего обеспечения ее деятельности государством. Отсутствие такого обеспечения лишает судебную власть и независимости и самостоятельности. 
 
Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей не соответствует их высокому статусу, объему выполняемой ими работы и совершенно неадекватен ответственности, которая возложена на них как на носителей судебной власти. Остается низкой и оплата труда работников аппаратов судов. 
 
До настоящего времени не разрешены проблемы, связанные с обеспечением охраны судов, безопасности судей, выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, обеспечением судей жильем, а также вопросы страхования и некоторые другие. Из-за отсутствия средств медленными темпами идет работа по компьютеризации и информационному обеспечению деятельности судов. 
 
Решение этих проблем по «остаточному» принципу недопустимо, ибо речь идет о людях, на которых возложена конституционная обязанность по обеспечению правосудием прав и свобод человека и гражданина. 
 
В процессе судебной реформы проведена громадная работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов. Наряду с этим, благодаря активной позиции Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов. «Уже в самом начале формирования современной судебной системы России при утверждении Концепции судебной реформы Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону»[16]. 
 
В этих условиях остается лишь планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и финансового, обеспечения судебной деятельности. 
 
 
«Конечно, у судов имеются еще проблемы, и судебно-правовая реформа, по общему мнению, еще не завершена, требуется сделать значительные шаги, чтобы получить правовую систему, соответствующую провозглашенному Конституцией принципу построения правового государства»[17].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Таким образом, изучив данную тему, можно  сделать вывод, что в современных  условиях в процессе становления  правового статуса судей, судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти. 
 
Рассмотрев проблемы правового статуса с различных сторон, мы для начала определили, что же такое правой статус судей и из каких элементов он состоит. Определили, что в соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи являются носителями судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации 
 
 
 
узнали каким способом наделяют судей полномочиями в Российской Федерации, узнали, что назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Но все-таки наиглавнейшая - для ближайшего будущего - задача состоит в том, чтобы судьями у нас становились лица, прошедшие специальное дополнительное обучение. 
 
рассмотрели общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной реформы в российской Федерации. Конечно, в судебной реформе и правовом статусе судей есть пробелы и недочеты, и чтобы получить правовую систему, соответствующую провозглашенному Конституцией принципу построения правового государства, требуются силы и время. Суд как ветвь государственной власти не может стоять в стороне от общих вопросов, решаемых государством, утверждения законности и правопорядка, совершенствования законодательства, формирования правовой культуры в обществе путем воздействия на общественное и индивидуальное правосознание, внедрения в общественные отношения принципов здоровой морали. Судебная власть располагает наиболее сильными рычагами воздействия на отношение граждан к закону, на их «установки» в выборе правового либо противоправного поведения. 
 

 

 

 

 

 

 

 
 

Список литературы

 
 
1.                 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ. 
 
2.                 «Европейская хартия о законе «О статусе судей» (принята в г. Лиссабон 10.07.1998); 
 
3.                 Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» 
 
4.                 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) 
 
5.                 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) 
 
6.                 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 07.05.2009) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995) 
 
7.                 Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2010) «О статусе судей в Российской Федерации» 
 
8.                 Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998) 
 
9.                 Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.) 
 
10.            Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября 1991 г. N 1801-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. N 44; 
 

Информация о работе Статус судей