Стажировка в Акбулакском районном суде Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 09:45, отчет по практике

Описание работы

Основными задачами моей стажировки является:
1)Ознакомиться с организацией деятельности Акбулакского районного суда;
2) сформировать взаимоотношения с коллегами по работе;
3) закрепить и углубить теоретические знания в области юриспруденции;
6)Приобрести практический опыт.
Цель учебной стажировки – ознакомиться с деятельностью районного суда.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1.История развития акбулакского районного суда……………………....3
2. Организация деятельности районного суда……………………………7
3. Полномочия районных судов…………………………………….……15
4. Моя деятельность на практике………………………………………...23
Заключение…..……………………………………………………………26
Список использованных источников……………………………………27

Файлы: 1 файл

практика отчет.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

1.История развития акбулакского районного суда……………………....3

2. Организация деятельности районного суда……………………………7

3. Полномочия районных судов…………………………………….……15

4. Моя деятельность на практике………………………………………...23

Заключение…..……………………………………………………………26

Список использованных источников……………………………………27

Приложение документов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я, Волков Аркадий Викторович, студент третьего курса «Оренбургского юридического колледжа»  (техникума) в соответствии с учебным планом проходил стажировку в Акбулакском районном суде Оренбургской области. Практику проходил с 20 мая по 31 мая 2013 года. Моим руководителем являлся Стойко С.В.

Основными задачами моей стажировки является:

1)Ознакомиться с организацией  деятельности Акбулакского районного суда;

2) сформировать взаимоотношения с коллегами по работе;

3) закрепить и углубить теоретические знания в области юриспруденции;

6)Приобрести практический  опыт.

Цель учебной стажировки – ознакомиться с деятельностью районного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения и развития районных судов в России      

В древнерусской истории слово  суд впервые упоминается в  Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных».    

Более древнего источника с упоминанием  о судах, чем Устав «О десятинах, судах и людях церковных», до настоящего времени не обнаружено, что и позволяет связывать именно с ним отделение суда от княжеской власти, появление на Руси суда как учреждения правосудия и отсчитывать его историю с первых XI в.      

Судебная  реформа, начатая в 1864 году, воплотила  в жизнь основные демократические  принципы правосудия и подняла судебную власть России на уровень самых развитых европейских стран. Также из истории мы помним, что этот процесс был сложным и длительным – веками устоявшиеся традиции невозможно было сломать разом. Судебная реформа XIX века продолжалась 35 лет.      

На  дальневосточных рубежах России начало цивилизованному подходу в вопросах укрепления законности и правопорядка было положено с момента открытия во Владивостоке окружного суда – 5 декабря 1882 года. Этому историческому событию предшествовало ходатайство генерал-губернатора Восточной Сибири Дмитрия Анучина перед Министерством юстиции. На что царь Александр III написал на послании – «Быть по сему».       

На  протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный  народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.      

Акт, заложивший основы советской  судебной системы, — это Декрет СНК  от 22 ноября (5 декабря) 1917 года «О суде». Вместо мировых судей учреждались  местные народные суды в составе  одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением, но на протяжении 20 лет выборы осуществлялись соответствующими Советами.       

Порядок организации и работы районного  суда в настоящее время регламентирован  Федеральным Конституционным законом «О судебной системе в РФ» и Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР».       

По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.       

При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции  в судебных округах, не совпадающих  с административно - территориальным  делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов.       

Основой для создания судов, образующих в своей совокупности основное звено  судебной системы, явился Указ Президента РФ от 10 декабря 1993 г. № 2125 «Об общих принципах административно - территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве» .       

На основании этого Указа  в целях обеспечения развития местного самоуправления столицы в Москве образованы административные округа и муниципальные районы.       

В 1991 г. в Москве на основании полномочий, предоставленных мэру столицы Президиумом  Верховного Совета РСФСР, были ликвидированы 32 района и образованы 9 административных округов, включающих в себя более 130 муниципальных районов (округов). В связи с установлением в г. Москве нового административно - территориального деления Указом Президента РФ от 19 октября 1993 г. «Об упорядочении территориальной юрисдикции районных народных судов г. Москвы» предписано привести ее в соответствие с установленным делением на муниципальные округа (районы).       

На основании упомянутого Указа  в 1994 г. районные народные суды г. Москвы были преобразованы в муниципальные  народные суды административных округов. Одновременно были созданы межмуниципальные народные суды, которые, по сути, являются межрайонными судами. Тем самым было положено начало реформированию системы основного судебного звена - районного суда.     

До  начала функционирования мировых судей, в районном суде рассматривалось  до 98% гражданских и почти 95% уголовных дел. Далее районный суд стал непосредственно высшей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района по ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации.       

Для населения, проживающего в отдалённых местностях, в 1896-1897 годах был введён институт мировых судей. Округ Владивостокского окружного суда был разбит на 15 судебно-мировых  участков.      

Сегодня судебную систему Приморья представляют Приморский краевой суд, Пятый Арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Приморского края, Тихоокеанский флотский военный суд, 39 районных и городских судов, введён институт суда присяжных. С1 июля 2003 года приступили к осуществлению правосудия мировые судьи, работа которых стала благоприятно сказываться на стабилизации деятельности судов общей юрисдикции. А самое главное – 109 судебных участков, на которых работают мировые судьи, значительно облегчили жителям Приморья доступ к правосудию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация деятельности районного суда

Районный суд может  быть создан и упразднен только федеральным  законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").

Районный суд является основным звеном системы федеральных  судов общей компетенции (юрисдикции). В соответствии со ст. 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в  ред. От 2 июля 2003 г.) районный суд создается  в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей административно-территориальной единицы субъекта РФ. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные, межмуниципальные (все на правах районных) суды. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). В настоящее время количество районных судов в стране исчисляется тысячами, они рассматривают абсолютное большинство дел. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с федеральным законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции-- среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов. В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения -- залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий -обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды - суды основного звена. Статьей 21 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Пока такой закон не принят. Каждый раз это делается отдельным федеральным законом (о создании или об упразднении) в отношении конкретного суда или группы судов. Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.

Районный суд состоит  из профессионалов-судей, количество которых  должно определяться нагрузкой на судей  по разрешению дел. Оптимальные нормы  загруженности судей еще не выработаны. Постоянно увеличивающуюся нагрузку на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополнении Пленум ВС. РФ поставил на первое место среди объективных факторов, существенно препятствующих осуществлению правосудия с соблюдением установленных законом сроков. Среди других факторов названы: ненадлежащее ресурсное обеспечение, проблемы привлечения к участию в судебном процессе адвокатов в соответствии со ст. 51 УПК (обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве), недостатки деятельности конвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительном приводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых.

Внутреннее устройство -- структура районного суда как  государственного учреждения обусловлена  целями и задачами, стоящими перед ним.

. Структура районного  суда как государственного учреждения

1. Председатель районного,  городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет  обязанности, ведет личный прием  граждан, составляет отчеты в государственные органы.

2. Народные судьи- лица  наделенные полномочиями осуществлять  правосудие профессионально. Количество  судей для каждого суда устанавливается  правовыми актами органа исполнительной  власти соответствующего субъекта  Федерации.

3. Народные заседатели - коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи

4. Консультант суда - ведет  справочную работу суда, отслеживает  изменения и дополнения в законодательстве  и оповещает о них судей.

5. Секретари судебных  заседаний прикреплены к конкретным  судьям и ведут и оформляют  протокол судебного заседания,  проверяют явку в суд.

6. Канцелярия - в крупных  судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным  делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.

7. Архивариус - хранит  судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается  один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность  Президентом РФ по представлению  Председателя ВС РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ4. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядке без ограничения срока их полномочий . Предельный возраст пребывания в должности судьи -- 70 лет. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ. Председатель ВС РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц -- не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Назначение кандидатов на должности судей, председателя, заместителя председателя районного суда производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Удостоверение судьи районного  суда подписывается Президентом  РФ и выдается в порядке, им установленном -- председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

 

Организация работы районного суда в целом и отдельных судей  основывается на ее планировании. В планах всего суда (как правило, на квартал) отражается работа с кадрами, мероприятия по повышению их квалификации, изучение состояния законности в районе и обобщение практики судебного рассмотрения определенных категорий дел, организация делопроизводства и т.д. Личные планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний, организация выездных сессий, прием населения, его участие в организационной работе в соответствии с общим планом работы районного суда.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при  ВС РФ" учреждена должность администратора суда, который назначается на должность  и освобождается от должности  начальником управления (отдела) Судебного  департамента субъекта РФ по представлению председателя районного суда2. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность районного суда, взаимодействует по этим вопросам с адвокатурой, правоохранительными и другими органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение суда, в том числе нормативными актами, юридической литературой, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу средств связи, хозяйственной службы, имеет другие полномочия. Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого также руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (зав. канцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением судебных приставов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Подбор сотрудников -- это не техническая работа. Уровень их квалификации, человеческие качества -- добросовестность, способность сопереживать, общая культура и вежливость -- "визитная карточка" суда в целом в общественном мнении и представлении граждан, которые обращаются в суд. К сожалению, недостаточное финансирование судов не способствует престижности труда их вспомогательного аппарата.

Информация о работе Стажировка в Акбулакском районном суде Оренбургской области