Субъекты оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:21, реферат

Описание работы

1. Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности.
2. Компетенция и полномочия некоторых оперативно–розыскных органов.

Файлы: 1 файл

Тема №3, вопр. №2.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Международный юридический институт

Факультет регионального обучения

Тульский филиал

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

ДОКЛАД

По дисциплине: «Основы оперативно-розыскной деятельности»

Тема №3: «Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и основные положения юридического статуса»

Вопрос №2: «Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности»

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

           Волкова И.Ю. 

 

 

 

Тула 2011

Содержание:

  1. Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности………....3
  2. Компетенция и полномочия некоторых оперативно–розыскных органов…………………………………………………………………...…5
  3. Список использованной литературы…………………………….………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Компетенция  субъектов оперативно-розыскной  деятельности

Компетенцией является единство следующих элементов:

  • предмета оперативно-розыскного ведения;
  • обязанностей, возлагаемых на субъектов оперативно-розыскной деятельности (ст. 14 Федерального Закона об ОРД);
  • предоставляемых им прав для реализации этих обязанностей (ст. 15 и др.);
  • возможность их привлечения к ответственности в случае нарушений законных предписаний (ч. 10 ст. 5).

Предмет оперативно-розыскного ведения – это совокупность целей оперативно-розыскной деятельности и ее задач (ст. 1 и ст. 2 Федерального Закона об ОРД). Именно для достижения целей и решения задач оперативно–розыскной деятельности субъекты наделяются соответствующими правами и на них возлагается определенные обязанности. Обязанности субъектов – это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности и безусловных для исполнения.Права субъектов ОРД – это круг предоставленных им законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей с целью решения задач оперативно-розыскной деятельности1.

Основные правила определения компетенции ОРД:

    1. Обязанности могут быть возложены, а права предоставлены исключительно для решения задач и достижения целей оперативно-розыскной деятельности. Должен быть баланс обязанностей и прав соответствующих субъектов.
    2. Если он будет нарушен, то в первом случае (когда прав меньше, чем обязанностей) субъект не сможет защитить от преступных посягательств человека, общество и государство, а во втором (когда прав больше, чем обязанностей) – действия субъекта могут привести к нарушению законности. Эта компетенция может быть изложена исключительно в открытых нормативных правовых актах, как правило, законодательных.

Запрет (исключения из компетенции субъектов ОРД, предусмотренные оперативно-розыскным законом) в ОРД – это предусмотренное в оперативно-розыскном законе ограничение компетенции оперативно-розыскных органов и других субъектов этой деятельности, направленное на усиление гарантий законности оперативно-розыскной работы, а также установленное законодателем ограничение на ее осуществление не уполномоченными на то лицами. В Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» содержатся три группы запретов:

1) органы, осуществляющие оперативно-розыскной деятельности, и их должностных лиц (ч. 8 ст. 5, ч. 7 ст. 8 и ч. 3 ст. 17);

2) иных участников оперативно-розыскной деятельности (судей, агентов – ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 17);

3) относительно неопределенный круг физических и юридических лиц (ч. 6 ст. 6 и ч. 2 ст. 16).

 

 

 

 

2. Компетенция  и полномочия некоторых оперативно–розыскных органов

Органы ФСБ

Согласно ст. I ФЗ о ФСБ Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач но обеспечению безопасности РФ2.

Руководство деятельностью ФСБ осуществляется Президентом РФ.

Управление ФСБ осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

К органам ФСБ (ст. 2 ФЗ о ФСБ) относятся:

- федеральный орган исполнительной  власти в области обеспечения безопасности;

- управления (отделы) федерального  органа исполнительной власти  в области обеспечения безопасности  по отдельным регионам и субъектам  РФ (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) федерального  органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

- управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной  власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;

- другие управления (отделы) федерального органа исполнительной  власти в области обеспечения  безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ и пограничных войск (другие органы безопасности);

- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполни тельной власти и области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям (ст. 8 ФЗ о ФСБ):

- контрразведывательная  деятельность;

- борьба с преступностью  и террористической деятельностью:

- разведывательная деятельность; пограничная деятельность;

- обеспечение информационной  безопасности; Полномочия органов ФСБ, касающиеся ОРД, определены в ст. 12 ФЗ о ФСБ. В частности, органы ФСБ обязаны:

- выявлять, предупреждать, пресекать  и раскрывать преступления, дознание  и предварительное следствие  по которым отнесены законодательством  РФ к ведению органов ФСБ, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления пли подозреваемых в их совершении;

- выявлять, предупреждать  и пресекать акты терроризма;

-разрабатывать и осуществлять  во взаимодействии с другими  государственными органами меры по борьбе с коррупцией, не законным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лип и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

Таможенные органы

Компетенция и полномочия таможенных органов регламентированы ТК.

В соответствии со ст. 401 ТК3. таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органон при осуществлении ими своих функции

Согласно ст. 402 ТК таможенными органами являются:

1) федеративный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные  управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

ОРД таможенных органов проводится в целях реализации ряда функций, предусмотренных ст. 403 ТК в частности, таможенные органы:

- взимают таможенные пошлины, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильные, исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

- обеспечивают соблюдение  порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- обеспечивают соблюдение  установленных в соответствии  с законодательством РФ о государственном  регулировании внешне торговой  деятельности и международными  договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, переметаемых через таможенную границу;

- обеспечивают в пределах  своей компетенции защиту нрав  интеллектуальной собственности;

- пресекают незаконный  оборот через таможенную границу  наркотических средств, оружия, культурных  ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

- осуществляют в пределах  своей компетенции валютный контроль  операций, связанных с перемещением  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

- обеспечивают выполнение международных обязательств в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Перечисленные функции касаются вопросов обеспечения экономической безопасности и борьбы с преступностью, а следовательно, требуют оперативно-розыскного обеспечения.

 

Федеральная служба исполнения наказаний

Компетенция и полномочия ФСИН регулируются УИК и Положением о ФСИН, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.

В соответствии с Положением ФСИН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции но контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИП подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФСИН, требующими оперативно розыск ною обеспечения, являются:

- исполнение в соответствии  с законодательством РФ уголовных  наказании, содержание под стражей  лиц, подозреваемых либо обвиняемых  в совершении преступления и  подсудимых;

- контроль за поведением  условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания:

ФСИН осуществляет спою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, УИН, СИЗО, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности УИС.

УИК говорит об ОРД только в исправительных учреждениях (ИУ) системы УИС. В соответствии со ст. 84 в ИУ осуществляется ОРД, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в ИУ преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в ИУ.

Следует отметить, что УИК определяет следующие виды ИУ:

- исправительные колонии;

- воспитательные колонии;

- тюрьмы;

- лечебные исправительные  учреждения.

СИЗО выполняют функции ИУ в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия (ч. I ст. 74).

К ИУ ч. 3. 74 УИК относит и колонии-поселения.

Вне ИУ исходя из содержания ст. 74 УИК оказались исправительные центры и арестные дома.

Согласно Положению ФСИН организует ОРД всех учреждений в соответствии с положением ФСИН осуществляет полномочия, связанные с ОРД, обеспечивая в соответствии с законодательством РФ:

- правопорядок и законность  в УИН и СИЗО, а также безопасность лиц. находящихся на их территорий;

-безопасность объектов  УИС;

- личную безопасность  работников УИС и членов их  семей;

- защиту сведений, составляющих  государственную и иную охраняемую  законом тайну, в УИС.

 

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Органы наркоконтроля подчинены Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В соответствии с Положением о ФСКН, утвержденным Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 9764, она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Информация о работе Субъекты оперативно-розыскной деятельности