Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:21, реферат
1. Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности.
2. Компетенция и полномочия некоторых оперативно–розыскных органов.
Международный юридический институт
Факультет регионального обучения
Тульский филиал
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
ДОКЛАД
По дисциплине: «Основы оперативно-розыскной деятельности»
Тема №3: «Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и основные положения юридического статуса»
Вопрос №2: «Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности»
Выполнила: студентка 5 курса
Волкова И.Ю.
Тула 2011
Содержание:
1. Компетенция
субъектов оперативно-
Компетенцией является единство следующих элементов:
Предмет оперативно-розыскного ведения – это совокупность целей оперативно-розыскной деятельности и ее задач (ст. 1 и ст. 2 Федерального Закона об ОРД). Именно для достижения целей и решения задач оперативно–розыскной деятельности субъекты наделяются соответствующими правами и на них возлагается определенные обязанности. Обязанности субъектов – это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности и безусловных для исполнения.Права субъектов ОРД – это круг предоставленных им законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей с целью решения задач оперативно-розыскной деятельности1.
Основные правила определения компетенции ОРД:
Запрет (исключения из компетенции субъектов ОРД, предусмотренные оперативно-розыскным законом) в ОРД – это предусмотренное в оперативно-розыскном законе ограничение компетенции оперативно-розыскных органов и других субъектов этой деятельности, направленное на усиление гарантий законности оперативно-розыскной работы, а также установленное законодателем ограничение на ее осуществление не уполномоченными на то лицами. В Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» содержатся три группы запретов:
1) органы, осуществляющие оперативно-розыскной деятельности, и их должностных лиц (ч. 8 ст. 5, ч. 7 ст. 8 и ч. 3 ст. 17);
2) иных участников оперативно-розыскной деятельности (судей, агентов – ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 17);
3) относительно неопределенный круг физических и юридических лиц (ч. 6 ст. 6 и ч. 2 ст. 16).
2. Компетенция и полномочия некоторых оперативно–розыскных органов
Органы ФСБ
Согласно ст. I ФЗ о ФСБ Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач но обеспечению безопасности РФ2.
Руководство деятельностью ФСБ осуществляется Президентом РФ.
Управление ФСБ осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
К органам ФСБ (ст. 2 ФЗ о ФСБ) относятся:
- федеральный орган
- управления (отделы) федерального
органа исполнительной власти
в области обеспечения
- управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
- управления (отделы, отряды)
федерального органа
- другие управления (отделы)
федерального органа
- авиационные подразделения,
центры специальной подготовки,
подразделения специального
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполни тельной власти и области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.
Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям (ст. 8 ФЗ о ФСБ):
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с преступностью
и террористической
- разведывательная деятельность; пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности; Полномочия органов ФСБ, касающиеся ОРД, определены в ст. 12 ФЗ о ФСБ. В частности, органы ФСБ обязаны:
- выявлять, предупреждать, пресекать
и раскрывать преступления, дознание
и предварительное следствие
по которым отнесены
- выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
-разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, не законным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лип и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
Таможенные органы
Компетенция и полномочия таможенных органов регламентированы ТК.
В соответствии со ст. 401 ТК3. таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органон при осуществлении ими своих функции
Согласно ст. 402 ТК таможенными органами являются:
1) федеративный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
ОРД таможенных органов проводится в целях реализации ряда функций, предусмотренных ст. 403 ТК в частности, таможенные органы:
- взимают таможенные пошлины, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильные, исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
- обеспечивают соблюдение
установленных в соответствии
с законодательством РФ о
- обеспечивают в пределах
своей компетенции защиту нрав
интеллектуальной
- пресекают незаконный
оборот через таможенную
- осуществляют в пределах
своей компетенции валютный
- обеспечивают выполнение международных обязательств в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
Перечисленные функции касаются вопросов обеспечения экономической безопасности и борьбы с преступностью, а следовательно, требуют оперативно-розыскного обеспечения.
Федеральная служба исполнения наказаний
Компетенция и полномочия ФСИН регулируются УИК и Положением о ФСИН, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.
В соответствии с Положением ФСИН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции но контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИП подведомственна Минюсту России.
Основными задачами ФСИН, требующими оперативно розыск ною обеспечения, являются:
- исполнение в соответствии
с законодательством РФ
- контроль за поведением
условно осужденных и
ФСИН осуществляет спою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, УИН, СИЗО, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности УИС.
УИК говорит об ОРД только в исправительных учреждениях (ИУ) системы УИС. В соответствии со ст. 84 в ИУ осуществляется ОРД, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в ИУ преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из ИУ, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в ИУ.
Следует отметить, что УИК определяет следующие виды ИУ:
- исправительные колонии;
- воспитательные колонии;
- тюрьмы;
- лечебные исправительные учреждения.
СИЗО выполняют функции ИУ в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их согласия (ч. I ст. 74).
К ИУ ч. 3. 74 УИК относит и колонии-поселения.
Вне ИУ исходя из содержания ст. 74 УИК оказались исправительные центры и арестные дома.
Согласно Положению ФСИН организует ОРД всех учреждений в соответствии с положением ФСИН осуществляет полномочия, связанные с ОРД, обеспечивая в соответствии с законодательством РФ:
- правопорядок и законность в УИН и СИЗО, а также безопасность лиц. находящихся на их территорий;
-безопасность объектов УИС;
- личную безопасность работников УИС и членов их семей;
- защиту сведений, составляющих
государственную и иную
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Органы наркоконтроля подчинены Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В соответствии с Положением о ФСКН, утвержденным Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 9764, она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Информация о работе Субъекты оперативно-розыскной деятельности