Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа
Объект исследования – правозащитная деятельность. Предмет исследования – субъекты правозащитной деятельности в современной России. Цель курсовой работы – исследование теоретических основ и эффективности деятельности субъектов правозащитной деятельности в Российской Федерации.
Задачами указанного исследования являются: - определение понятия правозащитной деятельности;
- определение круга субъектов правозащитной деятельности и их видов;
- анализ субъектов правозащитной деятельности и эффективности их деятельности на территории Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
§1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ЭЛЕМЕНТА КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И, КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………….………….……4
§ 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………………………..…11
§ 3. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..24
Второй подход безосновательно
сужает перечень субъектов правозащитной
деятельности. Согласно указанному подходу
правозащитная деятельность может
осуществляться только негосударственными
образованиями и лицами. В соответствии
с указанным подходом - правозащитная
деятельность является противовесом деятельности
государства и единственным гарантом
отсутствия произвола с его стороны.
По нашему мнению указанная позиция
также не отражает существующее положение
дел. Так, ни в коем случае не умоляя
важность деятельности негосударственных
структур, не представляется возможным
говорить о возможности осуществления
правозащитной деятельности без
вмешательства государственных
институтов. Примером осуществления
указанной деятельности со стороны
государства может служить
Третий и по нашему мнению самый обоснованный подход – подход, согласно которому, правозащитные функции осуществляются как государственными, так и негосударственными органами и организациями. Однако необходимо учитывать тот факт, что на практике государственные органы, чаще всего направлены на исполнение интересов государства. Соответственно, полное исключение органов государственной власти из субъектов правозащитной деятельности не представляется возможным, однако основную ставку необходимо делать на негосударственные субъекты. Исходя из указанной позиции, представляется возможным выделить следующие классификации субъектов правозащитной деятельности.
Классификация, на основании
которой разграничение
- уполномоченный по правам
человека в Российской
- Совет при президенте
Российской Федерации по
-региональные уполномоченные
по правам чловека, советы по
развитию гражданского
2. Негосударственные субъекты правозащитной деятельности:
-общественные объединения и организации;
-адвокаты (дискуссионный вопрос, будет рассмотрен ниже);
-международные общественные организации;
-отдельные граждане, осуществляющие защиту своих интересов или интересов третьих лиц.
Также представляется возможным классифицировать субъектов правозащитной деятельности по количественному составу. Единоличными являются граждане, осуществляющие защиту своих интересов или интересов третьих лиц, а также адвокаты, осуществляющие защиту прав и законных интересов доверителя. Коллегиальными субъектами правозащитной деятельности являются все вышеуказанные субъекты правозащитной деятельности.
Кроме вышеуказанных субъектов
правозащитной деятельности большое
значение имеют международные
С учётом деятельности международных государственных организаций, субъекты правозащитной деятельности можно классифицировать по юрисдикции:
-межгосударственные, деятельность
осуществляется на территории
нескольких государств (Европейский
суд по правам человека; Совет
по правам человека ООН;
- государственные организации,
действуют на территории
- международные организации
(Международная хельсинкская
Соответственно, можно сделать
вывод о существенном многообразии
субъектов правозащитной
§ 3. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Современное состояние Российского общества и государства характеризуется отчетливо ощутимой тенденцией к усилению роли государства. В определенном смысле укрепление государственных структур может быть и положительным фактором, если только речь идет о подлинно правовом государстве.
В этих условиях становится актуальной задача развития сотрудничества различных структур гражданского общества, а также укрепление такой его важной части, как правозащитное движение. Вместе с тем очевидна неоднородность самого правозащитного движения, в состав которого входят люди с самой разной профессиональной подготовкой и политических взглядов. Основой правозащитного движения являются сегодня и останутся завтра сотни и тысячи активистов "снизу", которые столкнувшись с нарушение их собственных прав или прав их ближних и сумев защитить эти права, стали помогать и другим, становясь тем самым как бы "народными адвокатами". Другие приходят в правозащитное движение через защиту прав определенных социальных групп, действуя в рамках "профильных" неправительственных организаций. Третьи, в недалеком прошлом активисты политических партий и движений демократической направленности, видят в правозащитном движении возможность содействия развитию демократии в нашей стране, отличную от участия во все менее влиятельных партиях.
В соответствии с основным
предметом и формами
Первая — это классическая правозащита «снизу», включающая в себя прежде всего помощь конкретным людям, права которых были нарушены, эта деятельность смыкается в определенном смысле с работой адвокатов, в этом же направлении действуют и получившие довольно широкое развитие в последнее время так называемые «юридические клиники» — практика студентов юридических специальностей, которую они проходят на базе сильных правозащитных организаций и заключающаяся именно в бесплатной юридической помощи нуждающимся.
Вторая группа организаций
делает своим фокусом гражданский
контроль определенных властных структур,
например, силовых структур, или
мест заключения. К сожалению таких
правозащитных организаций у
нас в России еще очень мало,
например, организация «Гражданский
контроль» в Санкт-Петербурге. В
эту же группу можно включить и
различные «профильные» НКО, которые
вышли в правозащитное поле в
процессе зашиты прав своих членов
(например, «Солдатские матери» или
некоторые организации
Эта третья группа организаций
уже не ограничивается собственно правозащитой
или гражданским контролем
Эффективное развитие и укрепление правовой государственности в России в значительной степени зависит от готовности государственных инстанций и всего общества взаимодействовать с негосударственными правозащитными организациями, прислушиваться к их рекомендациям, принимая или аргументировано отклоняя их. Последнее тоже весьма важно: убедительно аргументированное отклонение предложений правозащитного сообщества обогащает весь российский социум новым опытом диалога о правах и свободах человека. В то время как информирование о принятом властью отрицательном решении post-factum лишь подчеркивает всесилие "слуг народа", их неподконтрольность обществу.
В этой связи приходится по-прежнему констатировать, что до сих пор не вполне сложилось характерное для развитого гражданского общества конструктивное взаимодействие государственных структур и неправительственных правозащитных организаций (НПО). Существует и время от времени остро проявляется взаимное недоверие и даже враждебность.
Для самого же правозащитного
сообщества, вероятно, было бы целесообразным
как можно более четко
Правозащитник имеет право
и даже обязан активно участвовать
в процессах, связанных с тем,
как власть осуществляет свои полномочия.
Правовая экспертиза, мониторинг, особенно
на местах, работа со СМИ, организация
законных общественных выступлений
против конкретных нарушений прав и
свобод граждан - все это неотъемлемые
инструменты в руках
Другая характерная для
России проблема - трудности с финансированием
деятельности правозащитных организаций.
Скорее исключением, нежели правилом остается
предоставление неправительственным
правозащитным организациям средств
из государственных или
Кроме вышеуказанных недостатков
неправительственных
Таким образом, деятельность
неправительственных
Так основными проблемами функционирования указанных организаций являются:
-отсутствие связей и
выработанных отношений между
государством и
-отрицательная репутация
в обществе, отсутствие веры в
возможность достижения
-отсутствие квалифицированных кадров, их обучения и;
-отсутствие надлежащего
финансирования из
-отсутствие сформулированных
целей организаций или
Соответственно, сформировав слабые места указанных организаций, необходимо предложит пути их эффективного решения.
Так, к путям развития,
прежде всего, необходимо отнести организацию
диалога негосударственных
В случае установления диалога с государством представится возможность решить и иные проблемы, например вопросы финансирования из государственных или муниципальных бюджетов.