Суд и судебный процесс по Русской правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая классификация до сих пор отсутствует.
Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского но и литовского права.
В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья но и на движимое имущество коней бобров орудия производства и др.

Файлы: 1 файл

Суд и судебный процесс по Русской правде.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая  штраф за убийство рабов, в одном  прочтении гласит: «Ав смерде и  в холопе 5 гривен» (Академический  список). В Археографическом списке читаем: «А в смердьи в холопе 5 гривен». В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно.

Статья 90  Пространной   Правды  гласит: «Если смерд умрет, то наследство князю; если будут дочери у него, то дать им приданое…» Некоторые исследователи трактуют ее атом смысле, что после смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и он человек «мертвой руки», то есть не способный передавать наследство. Но дальнейшие статьи разъясняют ситуацию - речь идет лишь о тех смердах, которые умерли, не имея сыновей, а отстранение женщин от наследства свойственно на определенном этапе всем народам Европы.

Однако трудности определения  статуса смерда на этом не кончаются. Смерд по другим источникам выступает  как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его  коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За «муку» смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу), характерные для свободных граждан.

Русская Правда всегда указывает при  необходимости на принадлежность к  конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.). В массе статей о свободных людях, именно свободные  и подразумеваются, о смердах  речь заходит лишь там, где их статус необходимо специально выделите.

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение  к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или  промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т.д. В науке вопрос о его проворам положении, в должной мере не решен  из-за недостатка источников. Трудно определить, в какой степени население русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским, способствующим и в дальнейшем развитию капитализма в городах. По подсчетам М.Н. Тихомирова, на Руси в домонгольский период существовало до 300 городов. Городская жизнь была настолько развита, что это позволило В.0. Ключевскому выступить с теорией «торгового капитализма» в Древней Руси. МЛ. Тихомиров полагал, что на Руси «воздух города делал человека свободным», и в городах скрывалось множество беглых холопов.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и  жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европы.

Древняя Русь развивалась в том  же направлении, что и крупнейшие страны Европы. Она обладала огромным культурным потенциалом, высокоразвитой юридической сферой. Политическая раздробленность страны совпала с ордынским разорением, и это вызвало крайне тяжелые последствия, предопределило деформацию естественного хода политико-правового развития.  

Список литературы

1. Владимирский-Буданов  М.Ф. Обзор истории русского  права. М. 1995г. 

2. Рогов В.А. История государства  и права России. М. 1995г. 

3. Свердлов М.Б. От закона Русского  к Русской Правде. М. 1988г, 

4. Ключевский В.О. Русская история.  Полный курс лекций в З-х книгах. Кн.1.М. 1995г.

5. Чельцов Бебутов М.А. Курс  уголовно-процессуального права.  СПб. 1995г. 


Информация о работе Суд и судебный процесс по Русской правде