Романист
Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих
положений римского права не обеспечивало
за ним в такой мере право на бессмертие,
как его отношение к справедливости. Справедливость
есть прежде всего нравственное понятие,
означающее справедливость, правильность.
Представляя с субъективной стороны лишь
известную добродетель, в то же время определяла
содержание норм”.
Таким образом,
римская юриспруденция, распространяя
на государство (как объект своего изучения
наряду с позитивным правом) единое понятие
права, трактовала взаимосвязи государства
и личности как правоотношения.
Античные
идеи свободы и равенства людей были восприняты
и развиты светскими и религиозными мыслителями
средневековья.
“Ряд средневековых
мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри
Брэктон, и др.) защищали идею свободы,
равенства всех перед законом. Характерна
в этом отношении антикрепостническая
позиция известного французского юриста
13 в. Бомануара, утверждавшего, что “каждый
человек свободен”, и стремившегося к
конкретизации данной идеи в своих юридических
построениях”.
Новое звучание
и смысл античные идеи естественно-правового
равенства и свободы всех людей получили
в христианстве.
Зародившись
в эпоху рабовладения, христианство выступило
как религия свободы и сыграло значительную
роль в процессе становления универсальных
понятий прав человека. Согласно христианству,
все люди равны как “дети Божии”. Это
всеобщее равенство сочетается в христианстве
с всеобщей свободой. “Закон Христов есть
закон совершенный, закон свободы, ибо
дан не рабам, но детям Божиим, которые
побуждаются исполнять его не рабским
страхом, но живущею в них любовью Христовой”
(Иак., 1, 25).
Новозаветные
идеи получили углубленную разработку
и развитие в политико-правовых учениях
ряда христианских мыслителей (Августина,
Фомы Аквинского и др.).
В духе античных
естественно-правовых идей Фома Аквинский
утверждал что, цель государства – это
“общее благо” его членов, обеспечение
условий для их достойной жизни. При этом
он противопоставлял политическую монархию
тирании и обосновывал право народа на
свержение тиранического строя.
Возникшая
в древности идея всеобщего равенства
людей не прекратила своего существования
в средние века, она продолжала развиваться
с различных позиций, в разных формах и
направлениях, в творчестве светских и
религиозных авторов.
Средневековые
идеи получили дальнейшее развитие в трудах
мыслителей Нового времени. Юридическое
мировоззрение нового восходящего строя
утверждало новые представления о свободе
человека посредством господства режима
права и в частных, и в публично-политических
отношениях.
Новая рационалистическая
теория прав человека была разработана
в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка,
Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и
других мыслителей. Своей критикой феодального
строя и обоснованием новых концепций
о правах и свободах личности, о необходимости
господства права в отношениях между индивидом
и государством эта теория внесла большой
вклад в формирование нового юридического
мировоззрения, в идеологическую подготовку
буржуазных революций и юридическое закрепление
их результатов.
Важным
элементом этого процесса стала концепция
общественного договора как источника
происхождения и правовой основы деятельности
государства. Разрабатывая договорную
концепцию государства, Г. Гроций писал:
“Государство есть совершенный союз свободных
людей, заключенный ради соблюдения права
и общей пользы”. С таким пониманием государства,
содержавшим идею правовой государственности,
связано (у Гроция и ряда последующих мыслителей)
и положение о естественном человеческом
праве оказывать сопротивление насилию
властей, нарушающих условия общественного
договора.
Развивая
естественно-правовые воззрения и договорную
концепцию государства, Б. Спиноза отмечал,
что “цель государства в действительности
есть свобода”. Он подчеркивал, что “естественное
право каждого в гражданском состоянии
не прекращается”, поскольку и в естественном,
и в гражданском состоянии человек действует
по законам своей природы, побуждается
страхом или надеждой. Полное лишение
людей их естественных прав привело бы
к тирании.
Последовательная
либеральная доктрина неотчуждаемых естественных
прав и свобод человека на основе идей
господства права, правовой организации
государственной жизни, разделения властей
и верховенства закона была разработана
Д. Локком.
Большим
достоинством Локковского учения о правах
человека является анализ необходимой
внутренней связи между свободой и законом.
“Несмотря на всевозможные лжетолкования,
- писал Локк, - целью закона является не
уничтожение и не ограничение, а сохранение
и расширение свободы. …Там, где нет законов,
там нет и свободы”.
Общественный
договор – это, по Локку, постоянно действующий
фактор политической жизни, договорные
отношения народа с политической властью
– непрерывный процесс, протекающий в
соответствии с принципом согласия индивидов
и народа в целом с действием властей.
Права и
свободы человека и гражданина, провозглашенные
во французской Декларации 1789 г., приобрели
общемировое звучание и стали императивами
обновления и гуманизации общественных
и государственных порядков.
Эта декларация,
испытавшая влияние предшествующего опыта
в области прав и свобод человека (в частности,
англосаксонских традиций в составлении
и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации
независимости США 1776 г., Конституции США
1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала
огромное влияние на процесс борьбы против
“старого режима” во всем мире, за повсеместное
признание и защиту прав человека, и гражданина.
Все последующее развитие теории и практики
в области прав человека и гражданина,
правовой государственности, господства
права так или иначе испытывало и продолжает
испытывать на себе позитивное влияние
этого исторического документа.
Большое
непосредственное воздействие идеи Декларации
прав человека и гражданина 1789 г. оказали
на взгляды передовых мыслителей тех стран
(Германии, России, других стран Восточной
Европы), которым еще предстояли прогрессивные
буржуазные преобразования.
Под заметным
влиянием передовой европейской политико-правовой
мысли и революционных преобразований
в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые
идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых
правах и свободах человека постепенно
получили распространение в царской России.
Одним из
первых защитников таких идей в России
был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал
для критики российского самодержавия
и крепостничества. С естественно-правовых
позиций он развивал представления о свободе
и равенстве всех людей в естественном
состоянии, о договорном происхождении
государства, о неотчуждаемых правах человека
на свою жизнь, собственность, равный суд,
свободу мысли и слова, о суверенитете
народа и его праве свергнуть несправедливый
строй.
Свобода
личности была основной и главной проблемой
всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он
называл “сыном свободы” и говорил: “Я
основывал свое дело на свободе”. Данную
тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод
личности Бердяев освещал с позиций разработанной
им оригинальной философской концепции
христианского персонализма.
В своем
учении о свободе человека он отличает
личность от индивида. “Личность, - говорит
автор, - есть свобода и независимость
человека в отношении к природе, к обществу,
к государству, но она не только не есть
эгоистическое самоутверждение, а как
раз наоборот. Персонализм не означает
эгоцентрической изоляции. Личность в
человеке есть его независимость по отношению
к материальному миру, который есть материал
для работы духа. И вместе с тем личность
есть универсум, она наполняется универсальным
содержанием”. Личность не готовая данность,
а задание, идеал человека, она самосоздается.
Любое государство,
если оно не имеет тоталитарных претензий,
должно лишь признать свободу человеческой
личности, которая изначально принадлежит
человеку как духовному существу, а не
дана ему какой-то внешней властью. “Эта
основная истина о свободе, - отмечает
Бердяев, - находила свое отражение в учении
о естественном праве, о правах человека,
не зависящих от государства, о свободе
не только как о свободе в обществе, но
и свободе от общества, безграничного
в своих притязаниях. Бенжамен Констан
видел в этом отличие понимания свободы
в христианский период истории от понимания
ее в античном греко-римском мире”.
Из вышесказанного
в данной главе следуют следующие выводы,
права человека формировались из многократно
воспроизводимых актов деятельности людей,
повторяющихся связей и устойчивых форм
отношений. В процессе человеческой деятельности,
включающей множество индивидов со своими
потребностями, целями, неизбежно столкновение
и противоборство их интересов. Каждый
человек имеет притязания на определенный
объем благ и условий жизни (материальных
и духовных), получению которых должны
содействовать общество и государство.
Объем этих
благ и условий исторически всегда определялся
положением индивида в классовой структуре
общества, в системе материального производства.
Эти блага условно могут быть названы
правами человека. Такая условность определяется
резкой поляризацией общества на различных
этапах его развития (рабовладение, феодализм),
своеобразием цивилизаций (европейская,
азиатская и др.), которые не давали возможности
правам человека обрести признак универсальности
на основе принципов свободы и формального
равенства, получить современное звучание.
Самозарождение
идеи прав и свобод человека в 6-5 веках
до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме),
появление принципа гражданства были
крупным шагом на пути движения к прогрессу
и свободе. Неравномерность распределения
прав человека между различными классовыми
и сословными структурами, а то и полное
их лишение (если говорить о рабах) было
неизбежным для тех этапов общественного
развития. Каждая новая его ступень добавляла
другие качества правам человека, распространяла
их на более широкий круг субъектов. И
происходило это в борьбе классов и сословий
за свои права, за свободу, ее расширение
и обогащение.
Процесс
исторического творчества человека в
значительной мере зависит от объема его
прав и свобод, определяющего его социальные
возможности и блага, обеспечивающие характер
жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий,
отношений людей в обществе. Поэтому проблема
прав человека всегда была предметом острых
классовых битв, которые велись за обладанием
правами, за расширение прав, фиксировавших
статус человека в обществе. И каждая ступень
развития общества была шагом на пути
обретения и расширения свободы. История
показывает, что необходимы постоянные
усилия для поддержания и защиты прав
и свобод человека. Каждое поколение отвечает
за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием
такой великой ценности, как свобода и
права человека.
2. Виды прав и свобод. Защита
прав и свобод
2.1. Основные и иные права человека и гражданина
Прежде всего,
необходимо внести ясность в понятие “основные”,
“конституционные” и иные права человека.
Отсутствие точных формулировок в ряде
конституций затрудняет ответ на этот
вопрос. Однако основные права личности
– это и есть конституционные права. Такая
трактовка вытекает, например, из сопоставления
ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей,
что перечисление в Конституции РФ основных
прав и свобод не должно трактоваться,
как отрицание или умаление других общепризнанных
прав и свобод человека и гражданина. Вместе
с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных
правах, что позволяет подчеркнуть их
особые свойства - неотчуждаемость и естественный
характер (принадлежность от рождения).
Основные права являются субъективными.
Это истина, которая сегодня очевидна,
входе исторического развития неоднократно
оспаривалась. Лишь в начале 20-го века
в результате долгих споров о понятии
субъективного права вообще и основных
прав образовалось новое понимание основных
прав как субъективных, и гражданин получил
возможность ссылаться на них перед лицом
властных структур.
Основные права,
т.е. возможность осуществлять свои конституционные
и другие права, неотчуждаемы – отказ
от них юридически недействителен. Производные
от основных, “другие” права, например
право собственности на определенную
вещь, отчуждаемы; она может быть продана,
подарена и т.п., но это не ущемляет основного
права человека иметь в собственности
имущество.
Основные права
и свободы могут быть ограничены в случаях
и в мере, предусмотренных Конституцией
и законом в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства
(ч. 3 ст.55. Конституции РФ). Некоторые права
могут быть ограничены в случае злоупотребления
ими, например право на объединение –
запретом создания и деятельности общественных
объединений, цели или действия которых
направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной
розни и т.п. (ч. 5. ст. 13. Конституции РФ).
В специальной литературе стало
обычным рассматривать конституционные
права как основные. Это нашло
выражение в Веймарской конституции,
было воспринято Основным Законом
ФРГ, а затем рядом новых европейских
конституций. “Какое бы обозначение ни
выбиралось, речь по существу, всегда идет
о тех правах, которые являются фундаментальными
для обеспечения правового статуса человека
и гражданина и которые поэтому получают
гарантии в основных законах государства”.
Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод
1950 г. предусматривает возможность
человека обратиться в Европейский
суд для защиты нарушенного
права на условиях исчерпанности
всех внутригосударственных средств
защиты прав, предусмотренных национальным
законодательством.
Часть 2 статья
11 Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод гласит: “Осуществление
этих прав не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусмотрены законом
и необходимы в демократическом обществе
в интересах государственной безопасности
и общественного спокойствия, в целях
предотвращения беспорядков и преступлений,
защиты здоровья и нравственности или
защиты прав исвобод других лиц”.