Свидетельский иммунитет в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Современное понятие «иммунитета» происходит от латин. immunitas - освобождение от чего либо.
Трактовка иммунитета нередко зависит от его принадлежности к отрасли права, которые отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования, отраслевыми принципами и функциями, характером юридической ответственности. Он определяет правовой иммунитет как особую материально-процессуальную привилегию, распространяющуюся на субъектов, строго указанных в нормах международного права, Конституции и законах, регламентирующую их специальный статус путем наделения дополнительными гарантиями и преимуществами при привлечении к юридической ответственности или выполнении определенных обязанностей.

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 29.00 Кб (Скачать файл)

1.Свидетельский иммунитет в уголовном процессе

Современное понятие «иммунитета» происходит от латин. immunitas - освобождение от чего либо.

Трактовка иммунитета нередко зависит от его принадлежности к отрасли права, которые отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования, отраслевыми принципами и функциями, характером юридической ответственности. Он определяет правовой иммунитет как особую материально-процессуальную привилегию, распространяющуюся на субъектов, строго указанных в нормах международного права, Конституции и законах, регламентирующую их специальный статус путем наделения дополнительными гарантиями и преимуществами при привлечении к юридической ответственности или выполнении определенных обязанностей.

В юридической литературе выделяется несколько подвидов иммунитетов, в зависимости от субъекта иммунитета: президентский иммунитет, депутатский  иммунитет, судейский иммунитет, иммунитет  государств, дипломатический иммунитет  и др.; в зависимости от содержания иммунитета: имущественный, судебный, уголовный и др.

Понятие свидетельского иммунитета неразрывно связано с конституционным принципом  закрепленном в п.1 ст.51 Конституции Российской Федерации. Данный конституционный принцип базируется на международных нормах и, прежде всего, ст.36 Декларации прав и свобод человека и гражданина; положениях Международного пакта о гражданских и политических правах.

Как закреплено в Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать  против себя самого, своего супруга  и близких родственников, круг которых  определяется федеральным законом». В соответствии с п.2 ст.51 Конституции  РФ федеральным законом могут  устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские  показания.

Основной закон Российской Федерации  не содержит полного перечня случаев  освобождения от обязанности давать свидетельские показания, поскольку  действующее законодательство не могло  бы расширить этот перечень, так  как оно не должно противоречить  Конституции.

Норма реализация конституционного принципа о свидетельском иммунитете закреплена в примечание к ст.308 Уголовного кодекса РФ: «лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников».

Освобождение лица от обязанности  давать показания, которые могут ухудшить положение его самого или его близких родственников либо привести к разглашению доверенной ему охраняемой законом тайны, т.е. наделение этого лица свидетельским иммунитетом, является одной из важнейших и необходимых предпосылок реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Как отмечает, О.Е. Кутафин, «конституционное право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников одновременно выступает гарантией права на достоинство, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны». 
        В соответствии с п.40 ст.5 УПК РФ свидетельский иммунитет - право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ). Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом - правовой неприкосновенностью.

Освобождая от обязанности свидетельствовать, ст. 51 Конституции не исключает права  указанных в ней лиц на дачу показаний. Но такие показания (против себя или близких родственников) могут быть даны только с соблюдением  принципа добровольности. Любые формы  принуждения здесь недопустимы. Такой вывод вытекает из ст. 51 и  ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.        Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяет свидетельским иммунитетом:

- потерпевшего (п.3 ч.2 ст.42 УПК),

- гражданского истца (п.7 ч.4 ст.44 УПК);

- представителей потерпевшего, гражданского  истца и гражданского ответчика  (ч.3 ст.45 УПК);

- подозреваемого (п.2 ч.4 ст.46 УПК);

- обвиняемого (п.3 ч.4 ст.47 УПК);

- гражданского ответчика (п.4 ч.2 ст.54 УПК);

- представителя гражданского ответчика  (ч.2 ст.55 УПК);

- свидетеля (п.1 ч.4 ст.56 УПК).

В соответствии с п.2 ст.56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей:

- судья, присяжный заседатель;

- адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого;

- священнослужитель;

- член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы.

В юридической литературе всех субъектов обладающих свидетельским иммунитетом условно разделяют на две группы.

Первая группа – это лица, которые  могут отказаться от дачи показаний, но могут и не воспользоваться  своим правом (свидетели, потерпевшие, которые могут отказаться свидетельствовать  против себя, своих близких родственников, п.1 ч.4 ст.56 УПК РФ; лица, обладающие правом дипломатической неприкосновенности, ч.2 ст.3 УПК РФ; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, которые без их согласия не могут быть допрошены об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий,  п.5 ч.3 ст.56 УПК РФ).

Вторая группа – это те лица, которые в соответствии с законом  не могут допрашиваться в качестве свидетелей по поводу некоторых обстоятельств  либо вообще давать показания по делу (судья, присяжный заседатель, защитник подозреваемого, обвиняемого, адвокат, священнослужитель  пп.1-4 ч.3 ст.56 УПК  РФ; потерпевший или свидетель, который  в силу своего психического или физического состояния, установленного заключением экспертизы, не способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания, ч.4 ст.195, п.4 ст.196 УПК РФ).

Правовые последствия нарушения  принципа свидетельского иммунитета однозначны. Если в результате введения в заблуждение  лицо перед началом следственного  действия или в ходе его проведения не воспользовалось принадлежащим  ему правом на свидетельский иммунитет, впоследствии, узнав о сущности своих  правах, отказалось от данных показаний, то они признаются по уголовному делу недопустимыми доказательствами. 

 

2.Понятие и виды предварительного расследования

Предварительное расследование это  урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию  преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в  качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решение других задач уголовного процесса.

Профессор А.С. Кубликов выделяет следующие задачи предварительного расследования:

1) быстрое и полное раскрытие  преступлений, изобличение виновных;

2) всестороннее, полное и объективное  исследование обстоятельств уголовного  дела;

3) обнаружение и процессуальное  закрепление доказательств, для  последующего их использования  в процессе судебного разбирательства;

4) законное недопущение привлечения  лиц в качестве обвиняемого  при недопущении привлечение  к  уголовной ответственности невиновных;

5) обеспечение участия обвиняемого  в производстве по уголовному  делу и недопущение дальнейшей  преступной деятельности с его  стороны;

6) определение размера ущерба, причиненного  преступлением и принятие мер,  обеспечивающих его возмещение;

7) выявление причин и условий,  способствующих совершению преступления  и принятия мер по их устранению.

Предварительное расследование, основанное на законе, принципах и общих условиях уголовно-процессуального производства, способствует эффективной борьбе с  преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного  соблюдения законов. И наоборот, осуществление  предварительного расследования без  достаточных к тому оснований, так  же как и решение стоящих перед  ним задач средствами стадии возбуждения  уголовного дела, является грубейшим  нарушением законности, приносящим большой  вред обществу, государству, правам и  законным интересам физических и  юридических лиц.

В стадии предварительного расследования  следователи и дознаватели обязаны  соблюдать конституцию Российской Федерации, которая гарантирует  гражданам права и свободы  и среди них неприкосновенность личности, свободу передвижения и  определение места проживания, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, которые могут затрагиваться  во время предварительного расследования. Чтобы их не нарушить, органы ведущие предварительное следствие или дознание, должны безукоризненно соблюдать уголовно-процессуальные нормы, регулирующие производство каждого из следственных и розыскных действий в отдельности и всех их в совокупности.

Предварительное расследование по уголовному делу должно отвечать так  же и таким требованиям, как всесторонность, полнота и объективность. Эти требования обязывают органы расследования исследовать все возможные версии об обстоятельствах и характере совершенного преступления, все обстоятельства, имеющие значение для дела; беспристрастно оценивать все доказательства. Проведение предварительного расследования с соблюдением всесторонности, полноты и объективности является одним из условий правильных решений, которые принимаются по уголовному делу. Невыполнение их ведет, с одной стороны к опасности обвинительного уклона, а с другой – к безнаказанности за совершенное преступление.

Предварительное расследование имеет  большое юридическое значение. Оно  состоит в том, что органом  расследования собираются материалы  о преступлении, о лице его совершившем, и тем самым обеспечивается реализация уголовной ответственности и  способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Последнее  имеет воспитательное значение, которое  состоит так же и в том, что  в ходе расследования развенчиваются антиобщественные установки и представления о безнаказанности у подозреваемого и обвиняемого, создаются возможности предупредительного воздействия на других лиц, не склонных к законопослушному поведению.

Для начала предварительного расследования  достаточно повода и основания к  возбуждению уголовного дела. Тем  не менее не любой орган или должностное лицо вправе возбудить уголовное дело, а значит начать предварительное расследование. Компетенция большинства органов дознания ограничена (за исключением полиции) ст. 117 УПК. Так, органы государственного пожарного надзора в праве производить дознание по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации  – по делам о нарушении режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и т.п.

Сроки производства предварительного расследования определены  в ст. 133 УПК. Срок дознания, по делам, предварительное следствие по которым не обязательно, ограничивается одним месяцем либо двадцатью сутками, если оно осуществляется по преступлениям, по которым возможна досудебная подготовка материалов в протокольной форме. Но надзирающий прокурор в праве его сравнять со сроком предварительного следствия. Предварительное следствие же по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. Срок предварительного расследования включает в себя время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о подаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо о прекращении или приостановлении производства по делу.

Срок предварительного расследования  может быть продлен надзирающим  прокурором на один месяц, а по делам, расследования которых представляет особую сложность, прокурор автономной республики, края, области, автономной области, автономного округа, группы войск, флота и приравненные к  ним прокуроры или их заместители  могут продлить срок предварительного расследования до шести месяцев. Дальнейшее продолжение сроков может  быть произведено только в исключительных случаях Главным военным прокурором, Генеральным прокурором Российской Федерации или их заместителями.

По сложным многоэпизодным делам расследование прокурором или начальником следственного отдела может быть поручено группе следователей.К сложным делам следует отнести:

- с множеством версий, которые  следует отрабатывать одновременно;

- о преступлениях преступников  гастролеров, когда совершаемое  преступление имели место в  различных городах и районах;

- многоэпизодные;

- по преступлениям организациям  и сообществам;

- расследование которых усложняется многообразием методов совершения и сокрытие преступлений.

При производстве предварительного расследования  производятся следующие процессуальные действия. Российское уголовно-процессуальное законодательство к следственным действиям относит:

- задержание подозреваемого в  совершении преступления;

- допрос (подозреваемого, обвиняемого,  свидетеля, потерпевшего, эксперта);

-очную ставку (между подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, потерпевшими в любом сочетании);

-предъявление для опознания (живых людей, фотографий, предметов, документов, животных, трупов, строений, участков местности);

- обыск (помещений, участков  местности, личный обыск);

- выемку (предметов, документов, почтово-телеграфной  корреспонденции);

- наложение ареста на имущество;

-осмотр (места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, трупов);

- эксгумация трупа;

-освидетельствование (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля потерпевшего);

- следственный эксперимент;

- производство экспертизы;

- получение образцов для сравнительного  исследования. 

Существует две формы предварительного расследования:

- предварительное следствие;

-дознание.

Рассмотрим первую форму предварительного расследования – предварительное следствие. Органом предварительного расследования является следователь. Поскольку в Российской Федерации не существует "единого" следственного отдела, то предварительное следствие производится следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями федеральной службы безопасности и следователями федеральных органов налоговой полиции. Хотя эти следователи относятся к различным ведомствам объем их полномочий их процессуальное положение одинаковы. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, то есть установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц причастных к его совершению, выяснить все признаки преступления, образующие его состав все данные, характеризующие субъекта преступления, его субъективную и объективную стороны, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. За действиями следователя производит контроль начальник следственного отдела.

Информация о работе Свидетельский иммунитет в уголовном процессе