Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:41, курсовая работа
Курсовая работа является исследованием проблемы террористического акта как социально-правового явления на основе анализа Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона “О противодействии терроризму” и ряда международных конвенций, касающихся проблемы борьбы с террористическими актами. Структура работы включает семь глав, в которых раскрывается уголовно-правовое содержание террористического акта, рассматривается проблема социально-правовой обоснованности уголовной ответственности за террористический акт, его соотношение со смежными преступлениями.
Введение
Глава 1. Социально-правовая обоснованность угрозы террористического акта
Глава 2. Понятие террористического акта
Глава 3. Объект террористического акта
Глава 4. Объективная сторона террористического акта
Глава 5. Субъективная сторона и субъект террористического акта
Глава 6. Особенности примечания к ст. 205 Уголовного кодекса РФ
Глава 7. Соотношение террористического акта со смежными преступлениями
Заключение
Список литературы
Но на какой бы вид безопасности не посягали вышеперечисленные преступления, главное – они затрагивают общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Субъективная сторона всех преступлений террористического характера характеризуется виной в форме прямого умысла.
Различие вышеперечисленных
Различны также цели, преследуемые преступниками при совершении преступлений террористического характера – это и воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями (ст. 205 УК РФ) и понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения (ст. 206 УК РФ) и прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшим или наличие мотива мести за государственную или иную политическую деятельность (ст. 277 УК РФ) и свержение конституционного строя РФ, его насильственное изменение, нарушение территориальной целостности РФ (ст. 279 УК РФ) и провокация войны или осложнение международных отношений (ст. 360 УК РФ).
Субъект вышеуказанных преступлений – физическое вменяемое лицо, достигшее определенного возраста (в зависимости от конкретного преступления террористического характера), этим лицом может быть как гражданин Российской Федерации, так и иностранец, лицо без гражданства, либо лицо с двойным гражданством.
Заключение
Только четкое представление о том, что же являет собой террористический акт, в чем состоят причины, порождающие его, и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься террористической деятельностью, может стать основой для разработки мер по предупреждению действий террористов и определения эффективных методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим явлением. Террористический акт – преступление против общественной безопасности, субъектами которой являются личность, общество, государство. Террористический акт случается не на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, способствующие этому. Их выявление и исследование раскрывает природу террористического акта как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Помимо того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом. Основной причиной ухудшения ситуации в современном мире является рост социально-экономических, политических, религиозных противоречий, рост пропасти между богатыми и бедными странами и слоями населения. С теми же проблемами столкнулось и российское общество. Такие социально-негативные явления, как переходный период, разрушение административно-командной системы, экономический кризис, раскол общества на группы с различным материальным положением, безработица, политические, экономические, национальные, религиозные конфликты, представляют собой весьма благоприятную почву для проявлений и роста терроризма и как следствие – совершения террористических актов.
Среди политических причин совершения террористических актов в Российской Федерации можно отметить утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, обострение политической борьбы, беззаконие и коррупцию. Конечно, нельзя утверждать, что все эти обстоятельства обязательно имеют “террористический выход”, но в сочетании с различными видами социальных конфликтов и беспомощностью властей они создают благоприятные условия для развития и роста терроризма и совершения террористических актов.
В такой ситуации совершенно очевидно,
что без масштабного
Поскольку террористические акты, как было сказано ранее, порождаются многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами, то и борьба с ними представляет собой исключительно сложную задачу. Надо полагать, что указанные причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это на практике очень трудно, так как основная часть этих причин связана с обладанием государственной властью, распределением собственности, торжеством той или иной идеологии, изменением национальной и социальной структуры общества. Кроме того, на фоне постоянно организующихся совещаний властей, посвященных мерам по усилению борьбы с террористами, наблюдается явная неспособность, несогласованность и неорганизованность действий правоохранительных органов и спецслужб по борьбе с террористической деятельностью, а также их недостаточная информированность и техническая оснащенность.
Главные направления предупреждения террористических актов должны включать:
Правовая регламентация – одна из важнейших составляющих всего комплекса мер по борьбе с террористическими актами, она должна иметь четкую единую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов антитеррористической деятельности.
Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на еще один, на мой взгляд, самый существенный недостаток действующего уголовного законодательства. Исключительная общественная опасность террористического акта состоит в том, что при этом деянии совершается массовое уничтожение людей, поэтому нельзя признать справедливым положение о том, что самые распространенные и опасные формы террористического акта по строгости наказания лишь приравниваются к убийству при отягчающих обстоятельствах. Получается, что, например, убийство с целью сокрыть другое преступление влечет по закону такое же наказание (до 20 лет лишения свободы), что и взрыв пассажирского состава, повлекший гибель сотен людей. Для устранения указанного недостатка можно было бы установить за совершение террористических актов, связанных с убийством людей, наказание до тридцати лет лишения свободы. По действующему уголовному законодательству такое наказание может быть назначено только по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 56 УК РФ), но такое исключение было бы вполне оправданным в отношении террористов.
Все чаще в последнее время звучат
высказывания о том, что было бы правильным
применять к террористам
Список литературы:
1 см.: Даниленко Н.Н. Терроризм: понятие и явление // Закон. 2006. № 2. С.117.
2 см.: Мальцев В.В. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. № 4. С. 25.
3 см.: Романенко Н.Г. Постатейный комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Под. ред. д-ра юр.наук, проф. А.И. Чучаева. М.: Инфра – М; Контракт, 2006. С. 436.
4 см.: Рыльская О.А. Социально-политические истоки, формы и признаки терроризма // Российский следователь. 2004. № 3. С. 42.
5 см.: Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним // Государство и право. 2002. № 6. С. 39.
6 см.: Романенко Н.Г. Постатейный комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Под. ред. д-ра юр.наук, проф. А.И. Чучаева. М.: Инфра – М; Контракт, 2006. С. 439.
7 см.: О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006г. N 35-ФЗ // СЗ РФ. № 17. Ст. 1205.
8 см.: Артамонов И.И. Терроризм: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право.2002. № 3. С. 6.
9 см.: О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006г. N 35-ФЗ // СЗ РФ. № 17. Ст. 1205.
10 см.: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15.12.1997 г. Ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001г. № 19-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 8. Ст. 702; № 35. Ст. 3513.
11 см.: Устинов В.В. Государственная антитеррористическая концепция // Государство и право. 2003. № 3. С. 57.
12 см.: Гайдук Э.Г. Терроризм в современном обществе // Юрист. 2001. № 11. С. 41.
13 см.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. профессора Л.В. Иногамовой – Хегай. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра – М, 2005г. с. 186.
14 см.: Романенко Н.Г. Постатейный комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Под. ред. д-ра юр.наук, проф. А.И. Чучаева. М.: Инфра – М; Контракт, 2006. С. 441.
15 см. Уголовный Кодекс Российской Федерации / М., 2006г. С. 88.
16 см.: Романенко Н.Г. Постатейный комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Под. ред. д-ра юр.наук, проф. А.И. Чучаева. М.: Инфра – М; Контракт, 2006. С. 439.
17 см.: Даниленко Н.Н. Терроризм: понятие и явление // Закон. 2006. № 2. С.119.
18 см.: Рыльская О.А. Социально-политические истоки, формы и признаки терроризма // Российский следователь. 2004. № 3. С. 42.
19 см.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального Закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон от 27.07.2006г. № 153-ФЗ // СЗ РФ. № 20. Ст. 2106.