Терроризм как преступление против мира и безопасности человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Борьба с терроризмом - серьезная проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения.
С момента установления независимости в Республике Казахстан как и во многих странах содружества переходный период сопряжен с развитием как позитивных так и негативных процессов во взаимодействии государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности включая превентивную деятельность. Изучение этих процессов требует со стороны исследователя объективности и беспристрастности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Терроризм как преступление против мира и безопасности человечества
1.1 История появления терроризма……………………………………………...5
1.2 Терроризм и международное право………………………………………….7
1.3 Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в центрально-азиатском регионе…………………………………………………………………………....10
Глава II. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты терроризма
2.1 Уголовно-правовая ответственность за терроризм………………………..13
2.2 Статьи Уголовного Кодекса Республики Казахстан, касающиеся проявление терроризма………………………………………………………….17
2.3 Террористическая и экстремистская деятельность организаций в Республике Казахстан…………………………………………………………...22
2.4 Финансовые источники терроризма………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая Терроризм.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Приходится, однако, констатировать наличие серьезного препятствия на пути к достижению этих целей. Оно видится в низком уровне международно-правового сознания основной массы политических деятелей. Выступая на заседании Американского общества международного права, известный юрист А. Герсон заявил: “Нет сомнения в том, что многие члены конгресса от обеих партий ни в грош не ставят международное право…”.

То обстоятельство, что борьба с терроризмом должна вестись на основе международного права  и под руководством ООН подтверждается резолюциями Совета Безопасности. Совет  принял решение о санкциях в отношении Движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма. Решение от 28 сентября обязало государства принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для контроля за выполнением решения.

Кроме ратификации существующих и разработки новых конвенций о борьбе против терроризма предстоит решить и другие международно-правовые проблемы. Прежде всего, необходимо установить ответственность государств за все виды содействия терроризму. Начать этот процесс целесообразно с принятия соответствующего решения Совета Безопасности.

Необходима четкая квалификация актов международного терроризма. Ныне по этому вопросу  существуют две позиции.

Одна из них  изложена в резолюции Парламентской  ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2001 г.: Любые антитеррористические действия “должны соответствовать конвенциям ООН и резолюциям Совета Безопасности и иметь своей целью привлечение к суду вдохновителей, организаторов и спонсоров этих преступлений, а не поспешное наказание”.

Другая позиция принята НАТО. Генсек НАТО изложил ее так: “Совершенные против США теракты будут рассматриваться как действия, предусмотренные 5-й статьей Вашингтонского договора, квалифицирующей вооруженное нападение на одну или несколько стран альянса как нападение на всех его членов”. [7, ст.102]

Решение проблемы видится в следующем. В принципе борьба с международным терроризмом  должна вестись уголовно-правовыми  методами в соответствии с международными конвенциями. Ответственность несут  физические лица.

В случае если террористические действия поддерживаются государством, то оно несет за это международно-правовую ответственность и к нему применимы контрмеры, а в случае необходимости и санкции по решению Совета Безопасности ООН. [27, ст.206].

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом:

  • воссоздание устойчивого блокового мира;
  • упреждение, блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;
  • недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п., развенчание терроризма всеми силами СМИ;
  • передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;
  • разрешение переговоров с террористами только этим спецслужбам и только для прикрытия подготовки акции по полному уничтожению террористов;
  • никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного теракта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей – потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв. [16, ст.10]

 

 

    1. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма в центрально-азиатском регионе

 

С каждым годом  терроризм приобретает все более  высокоорганизованный дестабилизирующий характер. Отмечается получающее широко распространенную практику взаимодействие террористических организаций в рамках отдельных стран, регионов, а также мира в целом, что значительно повышает общий потенциал террористических угроз для международной и национальной безопасности. Подобные связи террористических структур устанавливаются, как правило, между близкими или одинаковыми по своим идейно-политическим позициям организациями. При этом наблюдается объединение структур различных направлений, особенно религиозных и этнических, что является в настоящее время крайне опасной тенденцией современного терроризма. Приходится констатировать, что сегодня уже сформировались геополитические экстремистские коалиции, действия которых носят трансграничный характер и хорошо финансируются.

Тенденция роста  и распространения терроризма обуславливается  наличием и возникновением целого ряда межгосударственных и внутренних конфликтных  факторов политического, социально-экономического, территориального, исторического, национального, религиозного и иного характера. Поощрение и инспирация их извне создают благоприятные условия для сохранения и разрастания деструктивизма, не позволяют в полной степени реализовать меры по нормализации складывающейся ситуации.

Продолжается  последовательная работа в рамках региональных антитеррористических структур. Наши спецслужбы и правоохранительные органы активно взаимодействуют с Антитеррористическим Центром СНГ. 9-11 июня 2003 года на территории Украины при координирующей роли Антитеррористического центра СНГ, ФСБ России и СБ Украины проведено совместное тактико-специальное учение «Азов-антитеррор-2003» для руководящего состава антитеррористических подразделений государств - участников СНГ по теме: «Подготовка и проведение специальной (антитеррористической) операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах морского транспорта». [6, ст.93]

Во все более  практической плоскости начинает работать другая международная структура  – «Шанхайская организация сотрудничества». В августе 2003 года на территориях Республики Казахстан и Китайской Народной Республики прошли совместные учения «Взаимодействие-2003» вооруженных сил и специальных подразделений государств-членов ШОС. Запущен в действие механизм Региональной антитеррористической структуры «Шанхайской антитеррористической структуры» в г.Ташкенте.

Казахстаном подписаны  и выполняются обязательства  по Договору о коллективной безопасности государств-членов Содружества. Реализуются  мероприятия, определенные в рамках подписанного на саммите руководителей стран центрально-азиатского экономического союза в 2000 году Соглашения о совместных действиях в борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон.

Идет обмен  информацией в рамках коммюнике, подписанных на I и II совещании руководителей  спецслужб, органов безопасности и  правоохранительных органов по резолюции  Совета Безопасности ООН № 1371 (2001). Углубляется  сотрудничество между спецслужбами тюркоязычных государств.

В Казахстане выработалась и постепенно совершенствуется система  мер обеспечения безопасности общества и государства от террористических угроз, что позволило накопить определенный опыт в выявлении и пресечении деятельности террористических организаций. В последние годы в нашей стране проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок терроризма и экстремизма. В июле 1999 года в Казахстане был принят Закон «О борьбе с терроризмом», определивший правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в республике, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. [3, ст.9]

Принят ряд  других законодательных актов по линии борьбы с терроризмом и  экстремизмом. Проводится работа по предупреждению и нейтрализации предпосылок  к возникновению экстремистских проявлений, выявлению лиц, причастных к террористической деятельности и скрывающихся на территории Казахстана от преследования за совершенные преступления в других странах. [5, ст.274]

Рост угрозы распространения терроризма в центрально-азиатских  странах СНГ в значительной степени обуславливается и тем обстоятельством, что в ряде зарубежных террористических структур имеются экстремистские этнические группировки, соотечественники которых проживают в этих государствах.

Этот регион рассматривается как транзитный коридор для нелегальной миграции, переправки и укрытия боевиков, канал переброски оружия, наркотиков из Афганистана в страны СНГ, Европу и США. Поэтому не исключено, что в их далеко идущих планах - создание экстремистских организаций, вербовка сторонников, проведение террористических актов против иностранных представительств в регионе и мирного населения.

Безусловно, определяющим фактором в противодействии международному терроризму и экстремизму является создание условий, способствующих предотвращению их проявлений на территории страны. Надо отметить, что осуществляемая деятельность по борьбе с этими вызовами и угрозами в Казахстане является не только набором силовых методов. Все понимают, что данную проблему, таким образом не решить. Главное - создание условий (социально-политических, экономических, культурных) с тем, чтобы выбить почву из-под ног носителей и проповедников экстремистских идей и учений.

Поэтому в решении  этой проблемы необходимо использовать весь комплекс имеющихся в распоряжении у государства и общества возможностей. В этой связи важна позиция духовенства, творческой и научной интеллигенции, средств массовой информации.

Без реальной помощи честных людей, патриотов своего Отечества, заинтересованных в сохранении благополучия своего очага, своих родных и близких эффективность проводимых мероприятий будет низкой. [19, ст.20]. Необходимым условием дальнейшего процветания демократического Казахстана в условиях мира и безопасности должно стать содействие решению этой задачи всех организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности.

Наряду с  известной и присущей деятельностью  организованных преступных группировок (наркобизнес, контрабанда и торговля оружием и людьми, отмывание денежных средств и т.п.), проявилась новая  тенденция - сращивание отдельных этнических криминальных группировок с этническими террористическими и экстремистскими структурами.

Кроме обозначенных угроз - международного терроризма, религиозного экстремизма, расширения незаконного  оборота наркотиков и оружия, увеличения потока нелегальной миграции, - обозначились контуры новых вызовов стабильности в Центральной Азии в виде напряженной социально-экономической обстановки в отдельных густонаселенных районах, недостатка водных ресурсов, ухудшения экологии.

Эти негативные тенденции повышают значимость совместных действий по созданию эффективных механизмов региональной безопасности. В их основу может быть положен принцип формирования концентрических кругов стабильности вокруг Центральной Азии. Национальная безопасность центрально-азиатских государств должна быть тесно связана с безопасностью всего центрально-азиатского региона. Безопасность региона следует рассматривать как составляющую часть евроазиатской системы безопасности, являющейся в свою очередь частью глобальной системы безопасности. [29, ст.46]

 

 

 

 

 

 

Глава II. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты терроризма

 

2.1 Уголовно-правовая  ответственность за терроризм  и экстремизм

 

Впервые в новом  Уголовном кодексе Республики Казахстан, принятом 16 июля 1997 года, законодательство включило самостоятельную главу  о преступлениях против мира и  безопасности человечества, чем привело  национальное уголовное законодательство в соответствие с международными конвенциями и взятыми на себя обязательствами по борьбе с посягательствами, которые традиционно относились к категории так называемых международных преступлений.

Международными  преступлениями, как это отражено в юридической литературе, признаются особо опасно для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личных и жизненно важных интересов международного общества в целом.

Источниками норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в международном праве считаются: Устав Международного военного три6унала по делу главных, военных преступников в Германии, виновных в развязывании второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала. Несмотря на то, что в этих Уставах существует определение преступлений против человечества, в них сформулированы основания уголовной ответственности за такие деяния, а также приведена их классификация.

Проект Кодекса к преступлениям против мира и безопасности человечества содержит 12 составов:

  • агрессия;
  • угроза агрессией;
  • вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства):
  • колониальное господство;
  • геноцид;
  • апартеид,
  • систематическое и массовое нарушение прав человека;
  • исключительно серьезные военные преступления;
  • вербовка, использование, финансирование и обучение наемников;
  • международный туризм;
  • незаконный оборот наркотических средств;
  • преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде. [21, ст.13]

Информация о работе Терроризм как преступление против мира и безопасности человечества