Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:41, курсовая работа
Борьба с терроризмом - серьезная проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения.
С момента установления независимости в Республике Казахстан как и во многих странах содружества переходный период сопряжен с развитием как позитивных так и негативных процессов во взаимодействии государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности включая превентивную деятельность. Изучение этих процессов требует со стороны исследователя объективности и беспристрастности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Терроризм как преступление против мира и безопасности человечества
1.1 История появления терроризма……………………………………………...5
1.2 Терроризм и международное право………………………………………….7
1.3 Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в центрально-азиатском регионе…………………………………………………………………………....10
Глава II. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты терроризма
2.1 Уголовно-правовая ответственность за терроризм………………………..13
2.2 Статьи Уголовного Кодекса Республики Казахстан, касающиеся проявление терроризма………………………………………………………….17
2.3 Террористическая и экстремистская деятельность организаций в Республике Казахстан…………………………………………………………...22
2.4 Финансовые источники терроризма………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приходится, однако, констатировать наличие серьезного препятствия на пути к достижению этих целей. Оно видится в низком уровне международно-правового сознания основной массы политических деятелей. Выступая на заседании Американского общества международного права, известный юрист А. Герсон заявил: “Нет сомнения в том, что многие члены конгресса от обеих партий ни в грош не ставят международное право…”.
То обстоятельство, что борьба с терроризмом должна вестись на основе международного права и под руководством ООН подтверждается резолюциями Совета Безопасности. Совет принял решение о санкциях в отношении Движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма. Решение от 28 сентября обязало государства принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для контроля за выполнением решения.
Кроме ратификации существующих и разработки новых конвенций о борьбе против терроризма предстоит решить и другие международно-правовые проблемы. Прежде всего, необходимо установить ответственность государств за все виды содействия терроризму. Начать этот процесс целесообразно с принятия соответствующего решения Совета Безопасности.
Необходима четкая квалификация актов международного терроризма. Ныне по этому вопросу существуют две позиции.
Одна из них изложена в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2001 г.: Любые антитеррористические действия “должны соответствовать конвенциям ООН и резолюциям Совета Безопасности и иметь своей целью привлечение к суду вдохновителей, организаторов и спонсоров этих преступлений, а не поспешное наказание”.
Другая позиция принята НАТО. Генсек НАТО изложил ее так: “Совершенные против США теракты будут рассматриваться как действия, предусмотренные 5-й статьей Вашингтонского договора, квалифицирующей вооруженное нападение на одну или несколько стран альянса как нападение на всех его членов”. [7, ст.102]
Решение проблемы видится в следующем. В принципе борьба с международным терроризмом должна вестись уголовно-правовыми методами в соответствии с международными конвенциями. Ответственность несут физические лица.
В случае если террористические действия поддерживаются государством, то оно несет за это международно-правовую ответственность и к нему применимы контрмеры, а в случае необходимости и санкции по решению Совета Безопасности ООН. [27, ст.206].
Главные стратегические условия борьбы с терроризмом:
С каждым годом
терроризм приобретает все
Тенденция роста и распространения терроризма обуславливается наличием и возникновением целого ряда межгосударственных и внутренних конфликтных факторов политического, социально-экономического, территориального, исторического, национального, религиозного и иного характера. Поощрение и инспирация их извне создают благоприятные условия для сохранения и разрастания деструктивизма, не позволяют в полной степени реализовать меры по нормализации складывающейся ситуации.
Продолжается
последовательная работа в рамках региональных
антитеррористических структур. Наши
спецслужбы и правоохранительные органы
активно взаимодействуют с
Во все более
практической плоскости начинает работать
другая международная структура
– «Шанхайская организация сотр
Казахстаном подписаны и выполняются обязательства по Договору о коллективной безопасности государств-членов Содружества. Реализуются мероприятия, определенные в рамках подписанного на саммите руководителей стран центрально-азиатского экономического союза в 2000 году Соглашения о совместных действиях в борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон.
Идет обмен информацией в рамках коммюнике, подписанных на I и II совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов по резолюции Совета Безопасности ООН № 1371 (2001). Углубляется сотрудничество между спецслужбами тюркоязычных государств.
В Казахстане выработалась и постепенно совершенствуется система мер обеспечения безопасности общества и государства от террористических угроз, что позволило накопить определенный опыт в выявлении и пресечении деятельности террористических организаций. В последние годы в нашей стране проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок терроризма и экстремизма. В июле 1999 года в Казахстане был принят Закон «О борьбе с терроризмом», определивший правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в республике, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. [3, ст.9]
Принят ряд других законодательных актов по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом. Проводится работа по предупреждению и нейтрализации предпосылок к возникновению экстремистских проявлений, выявлению лиц, причастных к террористической деятельности и скрывающихся на территории Казахстана от преследования за совершенные преступления в других странах. [5, ст.274]
Рост угрозы распространения терроризма в центрально-азиатских странах СНГ в значительной степени обуславливается и тем обстоятельством, что в ряде зарубежных террористических структур имеются экстремистские этнические группировки, соотечественники которых проживают в этих государствах.
Этот регион рассматривается как транзитный коридор для нелегальной миграции, переправки и укрытия боевиков, канал переброски оружия, наркотиков из Афганистана в страны СНГ, Европу и США. Поэтому не исключено, что в их далеко идущих планах - создание экстремистских организаций, вербовка сторонников, проведение террористических актов против иностранных представительств в регионе и мирного населения.
Безусловно, определяющим
фактором в противодействии
Поэтому в решении этой проблемы необходимо использовать весь комплекс имеющихся в распоряжении у государства и общества возможностей. В этой связи важна позиция духовенства, творческой и научной интеллигенции, средств массовой информации.
Без реальной помощи честных людей, патриотов своего Отечества, заинтересованных в сохранении благополучия своего очага, своих родных и близких эффективность проводимых мероприятий будет низкой. [19, ст.20]. Необходимым условием дальнейшего процветания демократического Казахстана в условиях мира и безопасности должно стать содействие решению этой задачи всех организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности.
Наряду с известной и присущей деятельностью организованных преступных группировок (наркобизнес, контрабанда и торговля оружием и людьми, отмывание денежных средств и т.п.), проявилась новая тенденция - сращивание отдельных этнических криминальных группировок с этническими террористическими и экстремистскими структурами.
Кроме обозначенных угроз - международного терроризма, религиозного экстремизма, расширения незаконного оборота наркотиков и оружия, увеличения потока нелегальной миграции, - обозначились контуры новых вызовов стабильности в Центральной Азии в виде напряженной социально-экономической обстановки в отдельных густонаселенных районах, недостатка водных ресурсов, ухудшения экологии.
Эти негативные тенденции повышают значимость совместных действий по созданию эффективных механизмов региональной безопасности. В их основу может быть положен принцип формирования концентрических кругов стабильности вокруг Центральной Азии. Национальная безопасность центрально-азиатских государств должна быть тесно связана с безопасностью всего центрально-азиатского региона. Безопасность региона следует рассматривать как составляющую часть евроазиатской системы безопасности, являющейся в свою очередь частью глобальной системы безопасности. [29, ст.46]
Глава II. Уголовно-правовые и криминалистические аспекты терроризма
2.1 Уголовно-правовая ответственность за терроризм и экстремизм
Впервые в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан, принятом 16 июля 1997 года, законодательство включило самостоятельную главу о преступлениях против мира и безопасности человечества, чем привело национальное уголовное законодательство в соответствие с международными конвенциями и взятыми на себя обязательствами по борьбе с посягательствами, которые традиционно относились к категории так называемых международных преступлений.
Международными преступлениями, как это отражено в юридической литературе, признаются особо опасно для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личных и жизненно важных интересов международного общества в целом.
Источниками норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в международном праве считаются: Устав Международного военного три6унала по делу главных, военных преступников в Германии, виновных в развязывании второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала. Несмотря на то, что в этих Уставах существует определение преступлений против человечества, в них сформулированы основания уголовной ответственности за такие деяния, а также приведена их классификация.
Проект Кодекса к преступлениям против мира и безопасности человечества содержит 12 составов:
Информация о работе Терроризм как преступление против мира и безопасности человечества