Терроризм в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ и изучение терроризма как опасных и трудно прогнозируемых явлении современности.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- Изучить уголовно- правовую характеристику терроризма по законодательству РК.
- Раскрыть социальные корни терроризма, как социального явления.
- Рассмотреть антитеррористические мероприятия предусмотренные РК

Содержание работы

Введение
1. Терроризм как одна из глобальных проблем современности.
1.1 Понятие и значение общественной безопасности
1.2 Понятие и признаки терроризма
1.3 Социальные корни терроризма как социального явления
2. Уголовно-правовая характеристика терроризма по законодательству Республики Казахстана.
2.1 Состав терроризма как одного из самых опасных преступлений против общественной безопасности.
2.2 Антитеррористические мероприятия, предусмотренные в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

терроризм.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Террористическое подполье- в том числе такие группировки, как «Хамас», «Хезболла», «Исламский джихад»- действуют в труднодоступных джунглях и пустынях и скрываются в центрах больших городов. Кровавые акции чеченцев, события 11 сентября в США, почти ежедневно террористические акты в Израиле, поражающие своей жестокостью и варварскими формами (взрывы в местах массового скопления людей-, кафе, магазинах, административных зданиях, пассажирских автобусах и самолетов)… И это далеко не полный список действий террористов- фанатиков за последние несколько лет. Хотелось бы отметить, что все пе5речисленные акты совершились террористами на религиозной почве. Именно религиозные убеждения Бен Ладена делают его и его последователей такими опасными. Известно, что агенты так называемого террориста номер один уже в течение многих лет пытались купить или выкрасть ядерные технологии. По-видимому, они считали это своим главным религиозным назначением добраться до химического, биологического и ядерного оружия массового поражения. Вот что пишет Стивен Саймон, бывший член совета национальной безопасности, издавши книгу о религиозном терроризме: «это не насилие на службе какой- либо практической программы. Это убийство неверных во славу Аллаха. Для человека не религиозного- это безумие. И может ли это кончиться само по себе? Факты говорят за себя: у них есть только одна цель - убить возможно большее число людей, чтобы подорвать таким образом власть страны. И никакой ответственности: есть только один моральный критерии, и этот критерии- Бог». Восторженные и убежденные, что они выполняют волю Божью, террористы- фанатики лишены какого - либо морального самоограничения. Они ограничены только своими возможностями.

Современный терроризм  представляет не только угрозу безопасности отдельных политических или общественных деятелей, организации, государств. Принимая во внимание глобальные масштабы и размах терроризма сегодня, можно с полной определенностью утверждать, что он представляет смертельную опасность для всего человечества. Известными фактами являются попытки отравления водопроводной воды, распыление радиоактивных веществ, применения оружия массового поражения в метро, угрозы применения горчичного газа, бациллы сибирской язвы, распространение которой могло бы сравниться по количеству жертв с действиями термоядерного оружия. Террористами также была создана подпольная лаборатория по производству палочки ботулинуса, 200 граммов которого достаточно для уничтожения всего живого на планете, не раз предпринимались попытки проникнуть на ядерные объекты, получить доступ к химическому и бактериологическому оружию.

Таким образом, для решения  вышеизложенной проблемы представляется необходимым совершенствование  национального уголовного законодательства, ужесточение санкций по отношению  к государствам, поддерживающим терроризм, координация усилий и тесное сотрудничество всех международных организации по борьбе с терроризмом.

Терроризм появляется, когда  общество переживает глубокий кризис идеологии и государственно- правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы- политические, национальные, религиозные- для которых становиться сомнительной законность существующей власти. Терроризм имеет тенденцию к росту именно в переходные периоды и этапы жизни общества, когда в нем создается определенная эмоциональная атмосфера, а неустойчивость является основной характеристикой базовых отношении и социальных связей. Это явление благодатной почвой для взращивания насилия и агрессивности в обществе и приводит к тому, что та или иная экономическая, этническая, социальная, религиозная или другая группа пытается навязать свою волю обществу, используя при этом в качестве инструмента реализации своих устремлении насилие.

Проблема терроризма приобретает особую остроту в  период социальных конфликтов, которые  являются провоцирующим фактором террористического поведения. В свою очередь, причиной возникновение конфликтных ситуации является переходный период, коренное изменение социально- политического и экономического устройства общества. Конфликты отличаются длительностью, степенью остроты противоречий, методами разрешения. Различаются социальные конфликты терроризма, имеющие политические, экономические, национальные, религиозные корни. Террорист использует любую форму конфликта, поскольку она создает благоприятные условия для достижения им своих целей путем совершения преступлений. Весьма негативным фактором являются и социальные противоречия, это:

- Противоречия, обусловленные  расколом общества на группы  с различными экономическими  положениями. Замедлился процесс  формирования среднего слоя, который создает основу социальной стабильности, увеличилось число люмпенов, пополняющих криминальные группы различного толка. Затем последовали отток активной части населения из приоритетных сфер жизнедеятельности (производства, науки, образования), возрастание социальной вражды и агрессивности, обвальной рост преступности, прежде всего тех видов преступлений, которые связаны с насилием против личности;

- Противоречия, обусловленные  углублением национальных, религиозных,  региональных и иных конфликтов;

- Противоречия, обусловленные  разрушением сложившейся и отсутствием  новой эффективной системы социальных  гарантий жизни населения.

Все вышеперечисленные  противоречия привели к таким  неблагоприятным последствиям, как:

- Формирование очагов социальной напряженности и противоборства, способных легко перейти в стадию открытого конфликта с активным применением форм насилия, в том числе и террора;

- Снижение эффективности  деятельности правоохранительных  органов и возрастание угрозы  безопасности личности и имущества;

- Утрата государством  контроля над экономическими  и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия;

- Проникновение деятельности  зарубежных террористических организаций  и религиозных сект («Хесболлах»,  «Братья- мусульмане»…);

- Обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма;

- Усиление влияние  лидеров организованной преступности  на развитие и обострение процессов  противоборства, дестабилизации общества;

- Усиление миграции  населения, нарастание волны беженцев, что влечет за собой тяжелые экономические и социальные последствия и создает новые очаги напряженности в различных регионах, местах поселения беженцев;

- Отсутствие контроля  за распространением способов  террористической деятельности  через информационные сети, публикация пособий по изготовлению взрывчатых веществ, организации взрывов.

2. Уголовно- правовая  характеристика терроризма по  законодательству Республики Казахстан

2.1 Состав терроризма  как одно из самых опасных  преступлений против общественной  безопасности

Уголовное право РК определяло террористически акт как «посягательство  на жизнь или иную форму насилия  над государственными или общественными  деятелями, совершаемые с политическими  целями». Таким образом, до принятия действующего Уголовного кодекса РК ответственность предусматривалась только за убийство. Поэтому включение в Уголовный кодекс специального состава преступления- терроризма- представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе с террористической деятельностью.

Субъектом терроризма может  быть любое вменяемое лицо, являющееся гражданином РК, иностранцем или  лицом без гражданства и достигшего 14-летнего возраста. Данное положение  представляется чрезвычайно важным, так как в национальном и религиозном терроризме принимает участие довольно много подростков, которые в силу своего возраста легко попадают под влияние взрослых.

Состав терроризма содержит указания на специальные цели (нарушение  общественной безопасности, устрашения населения, оказание воздействия на принятие решения органами власти),поэтому с субъективной стороны террористический акт может совершаться только с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления для достижения своих целей. Особое ме5сто субъективной стороне преступлении террористической направленности занимают эмоций, то есть переживания лица, сопровождающие подготовку преступления и процесс его совершения. Чаще всего террористические акты стали совершаться в тех случаях, когда эмоции владеют разумом и приводят к общественно опасным проявлениям нетерпимости, экстремизма, политического, националистического и религиозного фанатизма. Яркий тому пример- совершение террористических актов террористами- камикадзе. Видовым объектом рассматриваемого вида преступления является общественная безопасность, непосредственным объектом посягательства могут быть жизнь и здоровье граждан, имущество, нормальное функционирование органов власти. Обратимся к содержанию ст. 233 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.

Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствии, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения насилия либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет. Те же деяния, совершенные:

а) неоднократно;

б) с применением огнестрельного оружия наказываются лишением свободы  на срок от семи до двенадцати лет.

Деяния, предусмотренные  частями первой или второй настоящей статей, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а ровно сопряжены с посягательством на объекты использования ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

Примечание: Лицо, участвовавшее  в подготовке акта терроризма, освобождается  от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или другим способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Итак, объективная сторона  терроризма состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствии или в угрозе совершения указанных действий. «Иные действия» подразумевают активную форму поведения человека, хотя террористический акт может быть проведен и путем бездействия.

Исключительная общественная опасность состоит в том, что  при этом деянии совершается массовое уничтожение людей, поэтому нельзя признать справедливым положение о  том, что самые распространенные и опасные формы терроризма по строгости наказания лишь приравниваются к убийству при отягчающих обстоятельствах.

2.2 Антитеррористические  мероприятия, предусмотренные в  Республике Казахстан

Правовое обеспечение  антитеррористической деятельности является важнейшей предпосылкой успешного противодействия как внутригосударственному, так и международному терроризму.

Главными принципами борьбы с терроризмом  признаются: законность, приоритет  мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операции и некоторые другие. Законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать применения излишне жестоких государственных мер, отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект противоположенный ожидаемому.

Существенным условием, которое  могло бы препятствовать росту терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним,- это приведение национального  законодательства в соответствие с  международными стандартами.

Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были такие международные акты, как: Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), конвенция о предупреждении и наказании терроризма (организация Американских государств, 1971 г.), конвенция о физической защите ядерного материала (МАГАТЕ 1980 г.), конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (ИКАО, 1990 г.), декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.)

«О борьбе с терроризмом», основными  целями этой деятельности являются:

Защита личности, общество и государства  от терроризма;

Предупреждение, выявление, пересечение  террористической деятельности и минимизации ее последствии;

Выявление и устранение причин и  условий, способствующих осуществлению  террористической деятельности.

Что касается последних двух пунктов, то здесь законодатель дублирует  себя, ведь выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности (цель- 3)- это и есть предупреждение терроризма (цель- 2).

В рамках СНГ также ведется активная работа по разработке мер противодействия  терроризму. Хотелось бы отметить такой  важный документ как Программа государств- участников Содружества Независимых государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., утвержденная Советом глав государств СНГ 21.06.2000 г. В разделе 1 предусматривается, приведение нормативной базы стран СНГ в соответствие с международными нормами путем присоединения к соответствующим международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, решения вопроса с германизации законов, касающихся борьбы с терроризмом, производства и оборота оружия, противодействия наемничеству. Раздел 2 предусматривает проведение совместных командно- штабных и оперативно- тактических антитеррористических учений и специальных операций по предупреждению преступлений террористического характера, по розыску лиц, групп и организаций, причастных к террористической деятельности. В разделе 3 планируется создание в Антитеррористическом центре государств- участников СНГ базы данных, куда войдут сведения о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах, о состоянии и тенденциях распространения международного терроризма; о структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам. Особое внимание уделяется к привлечению к антитеррористической деятельности общественности и средств массовой информаций6. Раздел 4 предусматривает организацию обучения лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, и постоянное повышение квалификаций, повышения кадров. Раздел 5 «Материально- техническое и финансовое обеспечение» не предлагает каких- либо конкретных мер. Последний, 6- ой раздел, предусматривает принятие планов по реализации Программы и ежегодное представление доклада Совету глав государств СНГ в ходе ее выполнения7.

Информация о работе Терроризм в Казахстане