Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 18:38, доклад
В соответствии со ст. 390–391 этого закона приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии, должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям — работным и смирительным домам. Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормле- ние неимущим», в них должны были быть установлены определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам было необходимо определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств
Тюремная система России второй половины 19 века
Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях, является утвержденное 7 ноября 1775 г. Учреждение об управлении губерни ми.
В соответствии со ст. 390–391 этого закона приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии, должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям — работным и смирительным домам. Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормле- ние неимущим», в них должны были быть установлены определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам было необходимо определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств
Со временем работные дома превратились в обычные места заклю- чения для лиц, совершивших преступление. Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по направлению наместнического правления, по прошению родителей или требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесен- ные в одну из семи групп, и «лица непотребного и невоздержанного поведения».
Представляет определенный
интерес и тот факт, что Учреждение
об управлении губерниями
Первой попыткой регламентировать режим можно считать принятие Инструкции Петербургской тюрьмы 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного преступления. Регулировался порядок свида- ний2 . В 1884 г. было принято Положение о должности смотрителя и о должности караульного офицера в тюремном замке. Положение предполагало классифицировать заключенных по звани- ям, преступлениям, полу, разделению по сословиям. В числе дисципли- нарных мер употреблялись также и телесные наказания. Положение предписывало смотрителю замка удерживать заключен- ных от нарушений дисциплины (кроткими средствами: благородных сажать в уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди для очищения нечистоты и пр. или давать уменьшенную пищу, т.е. сажать на хлеб да воду). Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным, ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбы- вания наказания в тюрьмах России
В качестве мест лишения свободы Устав предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения предназначались для обви- няемых и осужденных, совершивших тяжкие преступления, но вместе с тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и административных предписаний и запретов, ослушников барской по- мещичьей воли и родительской власти, а также обвиняемых и осужден- ных за воровство. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и ис- правительных
В Уложении была сделана попытка вернуться к исправительной роли уголовного права в виде деления наказаний на уголовные и исправи тельные.
К уголовным наказаниям относились:
1) смертная казнь и лишение всех прав состояния;
2) лишение всех прав
состояния и ссылка в
3) лишение всех прав
состояния и ссылка на
4) лишение всех прав
состояния и ссылка на
К исправительным наказаниям были отнесены:
1) потеря всех особенных
прав и преимуществ и ссылка
в отдаленные или менее
2) ссылка в другие отдаленные губернии, кроме сибирских;
3) заключение в крепости
с лишением некоторых
4) заключение в смирительном доме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного;
5) заключение в тюрьму;
6) арест;
7) выговор
В связи с принятием Уложения был поставлен вопрос о тюремной реформе. Ее инициатором был Николай I. В Москве по его повелению была построена тюрьма по проекту, который он привез из Англии. Проект реформы был составлен в 1869 г. и в течение 10 последующих лет дорабатывался.
В 1877 г. при ГосСовете организовали комиссию по тюремной реформе, из-за крайне негативной оценки тюремного дела в России: «...полною дезорганизациею и безусловно неудовлетворительностью современного тюремного дела в Империи и совершенным отсутствием на местах органов, способных прийти в этом отношении на помощь центральному установлению». Член ГосСовета по Департаменту законов тайный советник К.К. Грот возглавил комиссию, проведшую колоссальную работу, в том числе по обобщению опыта зарубежной пенитенциарной практики. Среди предложений Комиссии особого внимания заслуживали ее обоснования необходимости широкого использования в карательной практике наказаний, связанных с лишением свободы: 1. Ссылка на каторгу (лишение всех прав состояния; тяжелые принудительные работы; по отбытии наказания обязательное поселение в Сибири; срок каторжных работ от 4 до 15 лет); 2. Заключение в исправительном доме сроком от 1,5 до 5 лет (содержание в одиночных камерах сроком от 2-х недель до 8 месяцев, работа в общих мастерских с полным разобщением в свободное от работы время, особенно в ночное); 3. Тюремное заключение, преобладавшее в системе уголовного наказания: (срок от 1 дня до 8 месяцев, исключалось общение заключенных; обязательность одиночного содержания и обеспечение заключенных трудом в одиночных камерах); 4. Заключение в крепости (по воинским законам приравнивалось к заключению в исправительном доме или тюрьме. Для опасных государственных преступников, осужденных за: сочинения или изображения, «порочащие» государя; призывы к бунту и неповиновению власти; принадлежность к тайным обществам; оскорбление начальника подчиненным по службе.
23 февраля 1879 г. в МВД образовали
Главное тюремное управление (ГТУ),
ставшее центральным органом
руководства УИС России. Первым
начальником ГТУ стал
Центральный орган Управления местами заключения и общегубернская администрация не считали даже обязанными проявлять свою власть в форме ревизии и контроля».
В 1881 г. учредили коллегиальный орган - Совет по тюремным делам из высших должностных лиц от разных ведомств; он рассматривал проекты смет доходов и расходов пенитенциарных заведений, тюремного устройства, этапирований, исправления заключенных, организации управления и отчетности мест заключения и т. д.
В 1882 г. местами лишения свободы являлись: тюремные замки и уголовные тюрьмы (579); временные дополнительные помещения при них (6); смирительные дома (5); Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы (2); дома предварительного заключения в Санкт-Петербурге (5) и Варшавская следственная тюрьма (1); пере- сыльные тюрьмы (11); исправительные арестантские отделения, роты и полуроты (32); временные арестантские каторжные тюрьмы (11); под- следственные аресты в Привисленских губерниях (75); полицейские дома в Москве (16). Всего учреждений — 767.
Общее число содержащихся в местах лишения свободы на 1 января 1882 г. составляло 94 7971 .
При Александре III для эффективного управления Уголовно Исполнительной Системой в ГТУ учредили Тюремную инспекцию, не имевшую зарубежных аналогов, осуществлявшую ревизии тюремных учреждений, разработку законодательных проектов.
Законом от 31 марта 1890 г. для местного заведования тюремной частью в ряде регионов стали учреждать губернские тюремные инспекции во главе с губернскими тюремными инспекторами.
Губернских тюремных инспекторов и их помощников вне согласия губернатора назначало ГТУ из своих чиновников, иногда из судебного ведомства и прокурорского надзора. Губернские тюремные инспектора имели права вице-губернатора, контролировали деятельность местных карательных учреждений; возбуждали ходатайства в ГТУ об удовлетворении нужд местных тюрем; анализировали тюремную практику и отчитывались в ГТУ. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. - М.: Изд-во «Щит», 2007.с. 122
В 1890 - 1896 гг. инспекции были уже в 24 губерниях. Но МВД привлекало и других чиновников к работе с арестантами. Так, циркуляр МВД от 30 марта 1892 г. требовал от губернаторов «...сделать распоряжение и строжайше вменять в обязанность должностным лицам, при обращении приговоров к исполнению, арестантам каторжного разряда брить правую половину головы, а осужденным, ссылаемым на поселение, и бродягам - левую сторону головы».
В 1893 г. начали выпуск печатного органа ГТУ - «Тюремный вестник». В 1893 г. в Санкт-Петербурге открыли тюрьму «Кресты» по проекту архитектора ГТУ профессора Томашко. Похожими на нее в уменьшенном варианте (в столице - два «креста», на местах - один) должны были стать местные.
Значимым этапом реформы уголовно-исполнительной политики России Николая II явилась передача системы мест заключения из МВД в систему министерства юстиции в 1895 г.
Таким образом, во 2-й половине XIX в. кардинально изменили организационно и содержательно деятельность учреждений, курирующих исполнение уголовных наказаний в виде лишений свободы.
Началась демократизация УИС. В обществе начались споры о направлениях развития пенитологии. Если в дореформенный период основная цель состояла в обеспечении «возмездия» за совершенное зло и ограждении населения от новых преступлений, то тюремную реформу 1870-1880-х гг. направили на исправительные элементы, хотя на практике картина зачастую напоминали дореформенное время.
Заключение
Итак, подводя итог всему вышесказанному, отметим, что 2-я половина XIX в. стала важнейшим рубежом в организационном оформлении системы ОВД и УИС России.
Полицейские органы России в XIX в. были многофункциональными, обладавшими огромными правами и возможностями.
На протяжении всего XIX в. происходили расширение и конкретизация карательных функций департаментов и управлений МВД и министерства юстиции.
Сужение, а с 1880 - 1890-х гг. и полный переход хозяйственно-надзорных функций к другим государственным органам подняли эффективность выполнения ОВД и УИС их прямых обязанностей.
Система ОВД и УИС России XIX в. являлась сложным организмом, контролировавшим буквально все стороны жизнедеятельности государства. И главными составляющими этой системы являлись полиция (политическая и общая) и тюремные учреждения.
Каторга в России была срочной (до 20 лет) и бессрочной. Она при- менялась за государственные и иные тяжкие преступления. Осужден- ные лишались прав состояния и титулов и направлялись на рудники в Сибирь и на Сахалин. По истечении определенного срока каторжники (примерного поведения) переводились на более легкий режим, увеличи- валось время отдыха, режим содержания ослаблялся. Со временем ка- торжники могли строить собственные дома и обзаводиться семьями. Таким образом, налицо проявлялась прогрессивная система отбывания наказания. Отбывшие каторгу переводились в категорию ссыльных переселенцев и определялись на место жительства в отдаленные районы с соответствующей материальной помощью.
Список использованных источников
1. Александров С.В. История государства и права России. - М., 2004.
2. Демин В.А. Очерки истории
органов внутренних дел
3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. - М., Юрист, 1996.
4. Рогов В.А. История государства и права России. - М.: ПРИОР, 2000.
5. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. - М.: Изд-во «Щит», 2007.
Информация о работе Тюремная система России второй половины 19 века