Уголовная и гражданско-правовая ответственность за экологически правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание работы

Введение……………………………………………….……………..3
1. Экологические правонарушения………..………………………4
2. Административная ответственность за экологические
правонарушения …………………………………………………….7
3. Уголовная и гражданско-правовая ответственность за
экологически правонарушения ……………………………………11
Заключение………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………18

Файлы: 1 файл

к.р середина.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Размеры штрафа определяются двумя способами (см. ст. 3.5) и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу.

 

 

 

 

 

 

 

3. Уголовная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

В Уголовном кодексе РФ 1997 г. экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В то же время общий массив уголовно-экологического законодательства гораздо шире главы 26 УК РФ. Сюда входят также нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, но помещенные как в других разделах УК РФ (например, ст. 358 «Экоцид»), так и иных нормативно-правовых актах, содержащие признаки составов преступлений, причиняющих вред окружающей среде наряду с последствиями другого рода.

В Уголовном Кодексе предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды преступлений:

1)нарушение правил экологической  безопасности при производстве  работ (ст. 246);

Данное преступление имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе «Экологические преступления». Общественная опасность преступления состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности посредством ухудшения качества природной среды.

2)нарушение правил хранения, утилизации  экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

Рассматриваемое деяние создает угрозу экологической безопасности населения, причиняет вред биологическим основам существования человека. Экологические требования к производству опасных отходов, транспортировке, хранению и иному обращению с химическими, бактериологическими и радиоактивными веществами содержатся в ряде нормативных актов. Так, обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Постановлениями Правительства РФ от 22.07.92 № 505 «Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации».

Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов и обращении опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил.

С субъективной стороны преступление, характеризуется как умышленной виной, так и неосторожностью.

3)нарушение правил безопасности  при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

Опасность нарушения указанных правил состоит в том, что оно может вызвать гибель либо серьезное расстройство здоровья людей, распространение эпидемий и эпизоотий, заражение природной среды, источников водоснабжения, посевов, продовольствия и т.п. С объективной стороны нарушение правил безопасности характеризуется как действием, так и бездействием. С субъективной стороны правила безопасности могут быть нарушены как умышленно, так и по неосторожности. Субъект преступления - лицо, во владении которого находятся биологические агенты или токсины, обязанное соблюдать правила обращения с ними. Ответственность за данное преступление предусмотрена законом с 16 лет.

4)нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК);

5)загрязнение вод (ст. 250);

Загрязнение вод способно причинить существенный вред здоровью людей, природной среде, ее животному миру и рыбным запасам, сельскому и лесному хозяйству, подорвать экологическую безопасность населения. Предмет преступления - воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники, источники питьевого водоснабжения. С объективной стороны преступление состоит в загрязнении или засорении. Обязательный признак состава преступления - наличие указанного в законе вреда. Субъектом преступления могут быть как лицо, использующее свое служебное положение, так и иные лица. С субъективной стороны преступление, характеризуется как умышленной виной, так и неосторожностью.

6)загрязнение атмосферы (ст. 251);

Загрязнение воздуха, как и других ресурсов природной среды, причиняет существенный вред здоровью людей, природной среде, наносит серьезный экономический ущерб. Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Предметом преступления может быть только атмосфера. С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ. С субъективной стороны в преступлениях, имеет место неосторожное отношение лица к последствиям деяния.

7)загрязнение моря (ст. 252);

Преступление посягает на экологическую безопасность, поскольку может причинить вред здоровью людей, повлечь их гибель, уничтожить либо повредить морскую фауну и флору, лишить граждан возможности пользоваться морскими зонами отдыха и другими правомерными видами пользования морской средой. Правовую базу, обеспечивающую безопасные условия пользования морскими водами, образует ряд международных актов, ратифицированных СССР и Россией, и законодательство РФ. Ответственность законом предусмотрена с 16 лет.

8)нарушение законодательства о  континентальном шельфе (ст. 253 УК);

Преступление посягает на суверенное право Российской Федерации над континентальным шельфом и морской исключительной зоной, нарушает отношения по обеспечению безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и морской исключительной зоны РФ. Иные нарушения законодательства о континентальном шельфе РФ влекут административную ответственность в соответствии со ст. 8.18-8.20 КАП.

9)порчу земли (ст. 254 УК);

10)нарушение правил охраны и  использования недр (ст. 255 УК);

Разграничение преступления и административно наказуемого проступка (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КАП) следует проводить с учетом признаков преступления. С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Среди мотивов совершения преступления преобладают корыстные (более 50%).

11)незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256 УК);

12)нарушение правил охраны рыбных  запасов (ст. 257 УК);

В целом преступление посягает на отношения, обеспечивающие сохранение рыбных запасов как части природной среды от истребления.

13)незаконную охоту (ст. 258 УК);

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.

14)незаконную порубку деревьев  и кустарников (ст. 259 УК);

15)уничтожение или повреждение лесов (ст. 260 УК);

16)нарушение режима особо охраняемых  природных территорий и природных  объектов (ст. 261 УК).

Преступление посягает на отношения в области охраны особо ценных в экологическом плане природных территорий и объектов. Их перечень и правовой режим устанавливаются в ряде нормативных актов РФ: Федеральных законах «Об охране окружающей среды»; от 14.03.95 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» а также в иных нормативных актах.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др. Ответственность по данной статье несут физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Применение мер административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения и преступления не освобождает виновных лиц от гражданско-правовой ответственности - обязанности возмещения вреда, причиненного нарушением экологического законодательства.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то государственного органа управления, общественной организации в интересах потерпевшего.

При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются:

  • степень утраты трудоспособности потерпевшим;
  • необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
  • затраты на уход за больным;
  • затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;
  • потери, связанные с моральными травмами;
  • невозможность иметь детей или риск иметь детей с врожденной патологией.

 

 

 

 

Заключение

С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.

Существуют административная, уголовная и гражданско-правовая виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке; и др.

В настоящее время целями норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических преступлений, объявляется защита и обеспечение уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды в целом и правил охраны отдельных ее компонентов, установленного нормативно-правового порядка деятельности, в той или иной степени связанной с использованием окружающей среды или оказанием на нее воздействия, защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение правомерных видов пользования окружающей средой, сохранение ее качества, предотвращение уничтожения (гибели) объектов природы и т.п.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы все больший вес приобретает прокурорский надзор в сфере экологии. Сегодня, как никогда раньше, необходимы:

    • укрепление авторитета природоохранных прокуратур;
    • создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии;
    • активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии.

Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.

Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Боголюбов С. А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. - М.: ЦЭП, 2004.
  2. Бринчук  М. М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. М.: Юристъ. 2006.
  3. Ермакова В.Д.; Сухарева А.Я.  Экологическое право России. Учебник. М.: Институт международного права и экономики. М.: "Триада, ЛТД", 2005.
  4. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2003.
  5. Крассов О. И. Экологическое право. - М., 2001.
  6. КАП РФ от 30 декабря 2001 года.
  7. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».  // Российская газета. - 2002, 12 января.

Информация о работе Уголовная и гражданско-правовая ответственность за экологически правонарушения