Уголовная ответственность на транспорте.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:56, реферат

Описание работы

Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное действие делжтоздатного субъекта, которое предусмотрено действующим законодательством и за которое установленная уголовная ответственность. Преступления отличаются от других правонарушений уровнем общественной опасности, который определяется характером нарушений общественного отношения, размером причиненного вреда, образом совершения правонарушения, характеристикой субъекта, особенностями субъективной стороны и т.п. Правда, во многих случаях составы преступлений и административных проступков за объектом посягательства имеют много похожих признаков.

Файлы: 1 файл

Уголовная ответственность на транспорте.docx

— 21.33 Кб (Скачать файл)

                    Уголовная ответственность на транспорте.


Преступление - это  общественно опасное, противоправное, виновное действие делжтоздатного субъекта, которое предусмотрено действующим  законодательством и за которое  установленная уголовная ответственность. Преступления отличаются от других правонарушений уровнем общественной опасности, который определяется характером нарушений общественного отношения, размером причиненного вреда, образом совершения правонарушения, характеристикой субъекта, особенностями субъективной стороны и т.п. Правда, во многих случаях составы преступлений и административных проступков за объектом посягательства имеют много похожих признаков. На практике правонарушения одного и того вида в сфере транспортной деятельности в одном случае может быть преступлением, а в другом - административным проступком, если определенное действие не вызвало пострадавшему средней тяжести телесное повреждение, гибель людей или другие тяжелые следствия. Следствиями таких правонарушений часто бывают аварии, катастрофы, несчастные случаи с людьми, которые служат причиной вредные следствий для здоровья и имущества людей, окружающего природного среды или вызывают угрозу для них. Часто в результате транспортных правонарушений не выдерживается график движения транспортных средств, задержка перевозки грузов и пассажиров, дезорганизуется работа транспортных предприятий.

Общественная опасность  этих правонарушений имеет два аспекта:

- во-первых, возникает  опасность жизни и здоровью  людей;

- во-вторых, вызывает  материальная жаль или возникает  ее угроза, и вместе с этим, возбуждается безопасное функционирование  самого транспорта.

Действующее криминальное законодательство содержит в себе группу норм, которые предусматривают ответственность  за преступные посягательства на безопасность движения и эксплуатацию разных видов  транспорта. В Уголовном кодексе  Украины законодатель выделяет их в  отдельный раздел «Преступления  против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Кроме того, некоторые  составы преступлений предусматривают  связь с транспортом как квалифицирующий  признак.

Согласно действующему Уголовному кодексу Украины систему  транспортных преступлений образовывают следующие составы преступлений:

Статья 276. Нарушение  правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта;

Статья 277. Повреждение  путей соединения и транспортных средств;

Статья 278. Угон или  увлечения железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного  судна;

Статья 279. Блокирование транспортных коммуникаций, а также  увлечение транспортного предприятия;

Статья 281. Нарушение  правил воздушных полетов;

Статья 282. Нарушение  правил использования воздушного пространства;

Статья 283. Самовольное, без насущной необходимости, остановка  поезда;

Статья 284. Непредоставление помощи судну и лицам, которые  испытали бедствия;

Статья 285. Неуведомление  капитаном названия своего судна  при столкновении судов;

Статья 286. Нарушение  правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые руководят транспортными  средствами;

Статья 287. Выпуск в  эксплуатацию технически неисправных  транспортных средств или другое нарушение их эксплуатации;

Статья 288. Нарушение  правил, норм и стандартов, которые  касаются защиты дорожного движения;

Статья 289. Незаконное овладение транспортным средством;

Статья 290. Уничтожение, подделка или замена номеров узлов  и агрегатов транспортного средства;

Статья 291. Нарушение  действующих на транспорте правил;

Статья 292. Повреждение  объектов магистральных нефть-, гас- и нефтепродуктопроводов.

Подчеркнем, что  основным условием отнесения указанных  составов преступлений к этой группе есть единый их родительный объект: общественное отношение в сфере  безопасной работы транспорта или общественная опасность.

Обязательным признаком  объективной стороны некоторых  транспортных преступлений, как предусматривает  законодательство, есть указание на вредные  следствия. В частности, это: нарушение  правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 276 УК Украины); нарушение  правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, которые руководят  транспортными средствами (ст. 286 УК Украины); выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств  или другое нарушение их эксплуатации (ст. 287 УК Украины); нарушение правил, норм и стандартов, которые касаются защиты дорожного движения (ст. 288 УК Украины); нарушение действующих  на транспорте правил (ст. 291 УК Украины).

Под понятием «следствия»  необходимо понимать несчастные случаи с людьми (причинение потерпевшему средних или тяжелых телесных повреждений, а также смерти);

- катастрофа - столкновенье  подвижного состава или судов,  полное или частичное затопления  судна, выбрасывание на берег,  посадка на мель, если это вызвало  увечье или смерть членов экипажа  или пассажиров или привело  к уничтожению или существенному  повреждению локомотивов, подвижного  состава, путей соединений, воздушных,  речных, морских судов);

- авария - столкновение  судов, восхождение поездов из  рельсов, другие аварийные случаи, которые не привели к гибели  людей, но причинили значительный  вред или существенные нарушения  работы транспорта).

Вредными следствиями  законодатель определяет также гибель ценного груза, большой перерыв  в движении поездов или судов, существенное нарушение расписания их движения и прочее.

С субъективной стороны, некоторые преступления, предусмотренные  криминальным законодательством, характеризуются  наличием прямого умысла, среди них: нарушение правил международных  полетов (ст. 281 УК Украины); повреждение  путей соединения и транспортных средств (ст. 277 УК Украины); повреждение  объектов магистральных нефть-, газо- и нафтогазопродуктопроводів (ст. 292 УК Украины); непредоставление помощи судну и лицам, которые испытали бедствия (ст. 284 УК Украины); неуведомление  капитаном названия своего судна  при столкновении судов (ст. 285 УК Украины); незаконный зазоб-дшня транспортным средством (ст. 289 УК Украины); угон или увлечения  железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного  судна (ст. 278 УК Украины); блокирование транспортных коммуникаций, а также  увлечение транспортного предприятия (ст. 279 УК Украины).

Субъективная сторона  транспортных преступлений может характеризоваться  и неосторожной виной, среди которых  нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, которые руководят транспортными  средствами (ст. 286 УК Украины); выпуск в  эксплуатацию технически неисправных  транспортных средств или другое нарушение их эксплуатации (ст. 287 УК Украины); нарушение правил, норме  и стандартов, которые касаются гарантирования безопасности дорожного движения (ст. 288 УК Украины); нарушение действующих  на транспорте правил (ст. 291 УК Украины)) - лицо предусматривает возможность  наступления общественно опасных  следствий, но легкомысленно рассчитывает на них отворачивание или не предусматривает  возможности наступления таких  следствий, хотя должная была и могла  их предусмотреть.

Субъективная сторона  самовольной, без потребности, остановки  поезда (ст. 283 УК Украины) характеризуется  как умышленной, так и неосторожной виной. При выяснении субъективной стороны транспортных преступлений необходимо исходить из того, что при  нарушении действующих правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицо может их возбуждаться как из необходимости, так и нарочно, но относительно тяжелых следствий  язык может вестись лишь о неосторожности. Если лицо имело умысел совершить  убийство другого лица, нанести ей телесные повреждения, уничтожить или  повредить государственное или  коллективное имущество и при  этом планировалось применение транспортного  средства, то такое преступление не может быть отнесенному транспортных и виновный должен притягиваться  к ответственности за соответствующими статьями Уголовного кодекса Украины.

Субъектами транспортных преступлений могут быть лица, которые  или руководили транспортными средствами, или занимались их эксплуатацией  или ремонтом, или находились в  сфере действия транспортных средств  и были обязаны выполнять установленные  правила безопасности. То есть субъектами этих правонарушений могут быть как  рабочие соответствующих видов  транспорта, так и другие лица, как  граждане Украины, так и иностранцы, а также лица без гражданства.

К уголовной ответственности  за транспортные преступления могут  притягиваться физические осуждающие лица, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет.

Согласно ст. 22 Уголовного кодекса Украины в некоторых  случаях, а именно: повреждение путей  соединения и транспортных средств (ст. 277), угон или увлечения железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна (ст. 278), незаконное овладение транспортным средством ( части друга, третья ст. 289), субъектами преступления могут быть физические осуждающие лица 14 о летнего возраста.

Однако, хотя законодатель и определил, что по большинству  транспортных преступлений субъектами могут быть физический лица, которые  достигли 16 о летнего возраста, отдельным  транспортным преступлениям присущий специальный субъект - работник железнодорожного, водного, воздушного транспорта (машинист, очередной по станции, капитан, штурман, пилот и прочие) или работники  государственных и общественных организаций,

На которых действующими инструкциями или правилами, соответствующими распоряжениями или в связи с  тронутым ими должностным положением положенная ответственность за техническое  состояние или эксплуатацию транспортных средств.

За транспортное правонарушение ( в других случаях - за совершения транспортных преступлений, которые привели к несчастным случаям с людьми, их гибели, причинение тяжелых телесных повреждений или  других тяжелых следствий) закон  предусматривает применение к преступнику  наказания от лишения свободы  к исправимым работам и штрафу.

Кроме этого, за ряд  преступлений предусмотренная ответственность  в виде лишения права занимать определенные должности, связанные  с ответственностью за техническое  состояние или эксплуатацию транспортных средств или права руководить транспортными средствами.

За нарушения  правил международных полетов, повреждение  объектов магистральных нефть-, газо- и нефтепродуктопроводов, угон или  увлечения железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного  судна может быть предназначено  дополнительное наказание - конфискация  воздушного судна ( в первом случае) или имущества. Это дает возможность  в процессе судебного разбирательства  дел о транспортных преступлениях  и назначении наказания лицам, которые  их совершили, воплощать в практике принципы индивидуализации наказания, поскольку каждое такое преступление имеет свои специфические особенности, отличный от других преступлений степень  общественной опасности, социальную особенность  субъекта ( речь идет о совершении транспортного  преступления лицами, для которых  практическое действие или бездеятельность  была случайным эпизодом).

В Постановлении  Пленума Верховного Суда Украины  « О практике применения судами Украины  законодательства о транспортных преступлениях» по этому поводу отмечается, что  при назначении наказания нужно  выходить не только из следствий, которые  настали, а учитывать и характер и мотивы допущенных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, отношение виновного  к этим нарушениям, его поведение  после совершения преступления, вину других лиц (водителей других транспортных средств, пешеходов, лиц, которые отвечают за техническое состояние транспортных средств и правильную их эксплуатацию и прочее), а также лицо виновного и другие обстоятельства, которые смягчают и обременяют ответственность.

Необходимо особенно акцентировать внимание на таком  виде наказания, как лишение права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  на срок до 5 лет.

По этому поводу в упомянутом Постановлении Пленума  Верховного Суда Украины указано, что  в каждом случае судам принадлежит  обсуждать вопрос о целесообразности применения или неприменение к виновному  такому виду наказания, как лишение  права управления транспортными  средствами или загорание должностей, связанных с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.

Причем лишение  права руководить транспортными  средствами может быть предназначено  и лицам, лишенным этих прав в административном порядке, кроме тех, которые таких  прав не имели.

Если транспортное преступление содеяно лицом, которое  находилось в состоянии опьянения, то это обстоятельство в соответствии с Уголовным кодексом Украины  может быть признанная судом как  такая, что обременяет ответственность  виновного.

 


Информация о работе Уголовная ответственность на транспорте.