Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа
Глaвной целью этой рaботы является рaскрытие проблем в области правового регулировaния уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ.
Для достижения цели в рaботе решaютcя cледующие зaдaчи:
- рассмотреть иcтopию рaзвития законодательства уголовной ответственности нeсовeршеннолeтних;
- изучить структуру, свойства ответственности несовершеннолетних;
- изучить виды накaзaний, которые назначаются несовершеннолетним по действующиму зaконодательству РФ;
- уделить пристaльное внимание вопросам которые освобождают от уголовной ответственности несовершеннолетних;
- изучить и проанализировать проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера;
- выделить перспективы развития уголовной ответственности несовершеннолетних.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………...7
1 Угoлoвная oтветствeнность несовершеннoлетних по poccийскомy yголовнoмy правy……………………………………………………………..…….……7
1.1. Oбщaя хaрaктеристика престyпности нeсовершеннолeтних ………......7
1.2. Особенности преступности несовершеннолетних………………………10
1.3. Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников……………………………………………………………………………..13
2. Порядок назначeния наказания несовершеннолeтним и их освобождeния от уголовной отвeтствeнности и наказания.……………………………………….……...15
2.1.Назначeниe наказания нeсовершеннолeтним....……….…….………….…..15
2.2. Систeмы наказаний нeсовeршеннолетних и их виды…………………….19
2.3. Освобождение нeсовepшеннолетних от уголовной ответственности....22
Заключение……………………………………………………….………………..26
Список используемых источников……...…………………………………..…..28
Список сокращений………………………………………………………….….29
На сегодняшний день имеется значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние два года его темпы увеличились с 11 до 14%, количество девочек-подростков, состоящих на учете в полиции, достигло 50,6 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек, это таит в себе большую общественную опасность. “Опасность не только в том, что совершаются преступления, но и в том, что виновны в них именно девушки-подростки”.
Активный рост правонарушений,
совершивших
Состояние преступности несовершеннолетних в России, при незначительном снижении ряда ее статистических показателей, вызывает серьезную озадаченность у специалистов.
В России всё
чаще совершаются преступления
несовершеннолетними
1.2.Особенности
преступности
Обращение к характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, имеет своей задачей определение качеств и свойств, отличающих совершивших преступление от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим принципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных особенностей в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно, старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступное поведение, безосновательно. И не только потому, что соответствующие качества характерны для возрастной группы в целом, а преступления совершает лишь относительно небольшая ее часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных поступках. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.
Значение отмеченного выше в профилактической деятельности чрезвычайно велико: присущие «трудному» возрасту характеристики личности и поведения не исчезают сами по себе, по мере перехода в другую возрастную группу. Негативные личностные проявления в подростковом и юношеском возрасте требуют воспитательного и перевоспитывающего воздействия. При этом они еще не столь устойчивы, не переросли, как правило, в личностные установки и легче, чем в более зрелом возрасте, могут быть изменены при соответствующем воспитательном и социализирующем воздействии.
Обязательными особенностями привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.
В настоящее время накоплен значительный статистический материал о преступности несовершеннолетних, в основном отработана методика его анализа. Но необходимо заметить, что основной статистический материал в литературе приходится на 1990-1996 гг.
Все это позволяет оценивать достаточно реально состояние преступности несовершеннолетних, ее количественные и качественные (структурные и иные) изменения даже при условии определенной неполноты, а иногда и недостоверности данных, характеризующих изменение преступности по отдельным регионам страны, применительно к отдельным контингентам лиц, различным составам преступлений.
В целом по Российской Федерации уголовная статистика постоянно до 1990 года фиксировала тенденцию относительно плавного роста преступности несовершеннолетних по числу выявленных лиц, совершивших преступления, в среднем на 11-- 12% каждые пять лет. Начиная с 1991 года данная тенденция существенно изменилась. Прирост числа зарегистрированных несовершеннолетних, совершивших преступления, только за период 1991--1995 годов составил 43 %, а за 1996-2000 составил 76,8 % (см. таблицу).
В 1999 году было выявлено 325 140 несовершеннолетних преступников, что в 4,1 раза больше, чем в 1966 году, и на 71 % больше, чем в 1985 году.
Объективно возникает вопрос: из чего исходил законодатель, устанавливая в законе такой возраст привлечения к уголовной ответственности? Несовершеннолетние в возрасте 14 - 16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, изменчивость социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной
с этими особенностями
1.3 Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников.
Обращение к характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, имеет своей задачей определение качеств и свойств, отличающих совершивших преступление от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим принципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных особенностей в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно, старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступное поведение, безосновательно. И не только потому, что соответствующие качества характерны для возрастной группы в целом, а преступления совершает лишь относительно небольшая ее часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных поступках. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.
Значение отмеченного выше в профилактической деятельности чрезвычайно велико: присущие «трудному» возрасту характеристики личности и поведения не исчезают сами по себе, по мере перехода в другую возрастную группу. Негативные личностные проявления в подростковом и юношеском возрасте требуют воспитательного и перевоспитывающего воздействия. При этом они еще не столь устойчивы, не переросли, как правило, в личностные установки и легче, чем в более зрелом возрасте, могут быть изменены при соответствующем воспитательном и социализирующем воздействии.
Особенности применения
общекриминологических методов исследования,
направлений, изучения. Например, при анализе
преступности несовершеннолетних использование относительных,
а не абсолютных показателей в наибольшей
мере определяет достоверность результатов
из–за узости возрастных рамок, установленных
уголовным законом в качестве несовершеннолетия.
Основания выделения преступности несовершеннолетних
как особого объекта исследования можно
разделить на две группы:
1. Обще – правовые: наличие специальных глав в уголовном, уголовно – процессуальном, уголовно – исполнительном кодексах, содержащих особенности привлечения к уголовной ответственности расследования данной категории дел, назначения и исполнения наказания;
2. Криминологические – специфика:
а) самих преступлений (виды, формы, мотивы;
б) личности;
в) причин и условий преступности;
г) мер профилактического воздействия.;
Несовершеннолетние правонарушители являются резервом преступности будущих десятилетий. 76% взрослых преступников совершили свое первое преступление в детском возрасте.
Лица, совершавшие преступления в детском возрасте в дальнейшем, как правило, редко прекращают свою преступную деятельность. Так, 70% воспитанников и 75 % воспитанниц специальных учебно – воспитательных учреждений, первое преступление совершили в возрасте до 16 лет, лишь 10%, из числа совершивших преступление в детском возрасте, ведут себя в дальнейшем правомерно.
Несмотря на то, что в настоящее время по сравнению с девяностыми годами преступность несовершеннолетних несколько снизилась, однако снижение количества преступлений совершаемых несовершеннолетними, по мнению Юсупова М. Р., свидетельствует о так называемой Латентной преступности среди несовершеннолетних, доказательства этому в увеличении процента доставленных несовершеннолетних лиц за совершение ими административных правонарушений.
2.1 Назначение наказания
Необходимость особенных норм об уголовной ответственности для несовершеннолетних подростков в уголовном праве прямо выходит из принципов благоразумия и человечности. Если посмотреть с одной стороны, то несовершеннолетний, из-за того что он физически и умственно незрелый, нуждается в особенной охране и заботе, по этому общество не может предъявить ему требования, которые предъявляются к лицам старшего возраста. А если посмотреть с другой, то свойства психологии несовершеннолетних позволяет хорошим образом осуществить цели уголовного наказания. Часто наилучший путь исправления несовершеннолетнего — используется мера воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием. Открытие действительностей и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних близко связано с рассмотрением форм, в которых выступает эта ответственность. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловливает и особенности наказания этой категории преступников.
Преступность несовершеннолетни
При вынесении наказания несовершеннолетним преступникам нужно знать, что часто по преступлениям, обязательным признаком которым является низменные склонения, быстроразвивающимися побуждениями поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Это – грабежи, кражи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в глазах своих сверстников, желанием занять своё свободное время. Хулиганские действия, изнасилование чаще всего связаны со стремлением не отстать от товарищей, выглядеть взрослым, смелым, самостоятельным и т.д.
При индивидуализации наказания несовершеннолетних следует очень осторожно подходить к
оценке отягчающих наказание обстоятел
При назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать не только указанные в ст. 61 УК смягчающие наказание обстоятельства, но и условия его жизни и обучения, степень психического развития, другие индивидуальности личности, а еще воздействие на него старших по возрасту лиц ( ч. 1 ст. 89 УК). Уголовно-процессуальное законодательство ( ст. 392 УПК РСФСР) еще предписывает при производстве подготовительного следствия и судебного разбирательства направлять особенное интерес на расследование последующих событий:
1)возраст несовершеннолетнего подростка (число, месяц, год рождения);
2) условия проживания и воспитания подростка;
3)причины и условия,
способствовавшие совершению пр
4) наличие взрослых
подстрекателей или иных
Возраст от четырнадцати до восемнадцати лет - достаточно большое время, четырнадцатилетний подросток по своему развитию значительно отличается от семнадцатилетнего.
В процессе подготовительного
расследования и в суде обязаны быть приняты меры для установления чёткого возраста несовершеннолетнего. Это нужно
для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли не достигший совершеннолетия
притязанием субъекта правонарушения,
но и чтобы при индивидуализации ответственности
и санкции был предусмотрен не столько сам прецедент несовершеннолетия виновного, ведь и
то, в котором конкретно возрасте им совершено правонарушение. Новое Российское уголовное законодательство, введя в действие ряд новейших законов освобождения от уголовной ответственности
и санкции, отдало большое количество тем для размышлений. Особый интерес
дает законоположение, предусмотренное ч.
1 ст. 90 Уголовного Кодекса РФ, которое
гласит: “ Не достигший совершеннолетия,
первый раз осуществивший не большое правонарушение,
может быть освобожден от уголовной ответственности,
в случае если станет признано, что его исправление может
быть достигнут методом принудительных мер
воспитательного действия». Из данного
положения получается главный вывод: привлечение
несовершеннолетнего к уголовной ответственности
порой завершается использованием санкций ; у него есть возможность ограничиваться использованием судом
принудительных мер воспитательного характера,
не являющихся уголовной санкцией. И как
рассказывалось повыше, случается освобождение
от санкции, хотя не от нашего современника,
предусматривая вероятность подмены уголовного
санкции в отношении не достигших совершеннолетия
мерами воспитательного нрава, законодатель
принимал во внимание специфику лично
уголовной ответственности не достигших
совершеннолетия, обусловленную возрастными
и психологическими отличительными чертами
персоны законопреступника (ст. 89 Уголовного
Кодекса РФ). Наконец, во время выяснения
вопроса о назначении санкции не достигшим
совершеннолетия “суду надлежит оговаривать
сначала вероятность использования санкции,
не связанного с лишением свободы, имея
в виду не совсем только притязании, рассказанные
в ст. 60 Уголовного Кодекса РФ (нрав и ступень
социальной угрозы идеального правонарушения,
эти о персоны, происшествия, смягчающие
и отягчающие санкцию), ведь и условия,
предусмотренные ст. 89 Уголовного Кодекса
РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего,
уровень психического становления, другие
специфики персоны, воздействие старших
по возрасту лиц). Трибунал имеет право
решиться о назначении не достигшему совершеннолетия
санкции - заключение в исправительно-трудовую
колонию только в тех случаях, как скоро
корректировка его невыполнимо в отсутствии
изоляции от сообщества, непременно мотивировав
в вердиктепринятое решение”. Суды не
могут дозволять случаев использования
уголовного санкции к не достигшим совершеннолетия,
в первый раз осуществившим правонарушение,
не представляющие немаленький социальной
угрозы, раз их корректировка и перевоспитание
быть может достигнуто методом внедрения
понудительных мер воспитательного действия,
предусмотренных ст. 90 Уголовного Кодекса
РФ. Нужно было помимо прочего припомнить,
собственно решение о освобождении несовершеннолетнего
от уголовной ответственности либо от
санкции и внедрения к нему понудительных
мер воспитательного действия, предусмотренных
ст. 90 ч. 2 и ч. 2 ст. 92 Уголовного Кодекса
РФ, воспринимается трибуналом коллегиально,
в следствии судебного разбирательства.
А поступившее в трибунал прекращенное
органами следствия уголовное дело в отношении
несовершеннолетнего, корректировку которого
быть может достигнуто методом понудительных
мер воспитательного действия, согласно
с ч. 2 ст. 8 Уголовно-Процессуального Кодекса
РСФСР рассматривается судьей единолично.
При этом в судебное совещание обязаны
существовать вызваны прокурор, малолетний,
его легитимный представитель, адвокат
и заслушано мировоззрение соучастников
процесса о способности ограничиться
использованием принудительных мер воспитательного
действия. В согласовании с Постановлением
Пленума Верховного Суда Российской Федерации
№ 7 “О судебной практике по делам о грехах
несовершеннолетних” от 14 февраля: “Судам
следует обладать в виду, что в согласовании
со ст. 90 Уголовного Кодекса РФ несовершеннолетнему
сразу может существовать предназначено
некоторое количество принудительных
мер воспитательного действия, к примеру,
предостережение и передача под присмотр
родителей, укладывание повинности отгладить
доставленный урон и ограничение досуга”.
Необходимо
направить интерес, что при передаче несовершеннолетнего
под присмотр родителей или лиц, их сменяющих,
суд обязан удостовериться в том, что указанные
личика имеют позитивное воздействие
на ребенка, верно расценивают содеянное
им, имеют все шансы снабдить следующее
поведение и будничный контроль за несовершеннолетним.
Для этого нужно истребовать описывающий
материал, испытать условия жизни родителей
или лиц, их сменяющих, вероятность материального
снабжения ребенка и т. д. И невзирая на
то, что закон не просит согласия родителей
или лиц, их сменяющих, на передачу им несовершеннолетнего
под присмотр, такое единодушие судам
обязано существовать получено. В распоряжении
суда о - решении о прекращении уголовного
дела и использовании к несовершеннолетнему
мер воспитательного действия передачи
под присмотр родителей (родственников,
опекунов), или спец муниципального органа
или ограничения досуга и установления
особенных требований к поведению, в нем
нужно сориентировать срок, в движение
которого используется предоставленная
мерка.