Уголовная ответственность за контрабанду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Общественная опасность контрабанды заключается в том, что ею причиняется вред правам и интересам российских и зарубежных товаропроизводителей, а также интересам государства. Относительно основного непосредственного объекта контрабанды в науке уголовного права сложился ряд позиций.

Файлы: 1 файл

уголовка.docx

— 34.54 Кб (Скачать файл)

Под перемещением товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля в литературе понимают их перемещение  через таможенную границу вне  определенных таможенными органами мест и вне установленного времени  таможенного оформления, а также путем прорыва таможенной границы.

В постановлении под перемещением товаров или иных предметов помимо таможенного контроля понимается совершение любых действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов либо вне времени их работы или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение через таможенную границу без таможенного контроля.

Под перемещением предметов с обманным использованием документов или средств  таможенной идентификации в теории уголовного права понимается предоставление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов; документов, полученных незаконным путем; документов, содержащих недостоверные сведения; документов, относящихся к другим предметам; использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам.

В постановлении указано, что под  обманным использованием документов или  средств таможенной идентификации  следует понимать предъявление органам  таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения товаров или иных предметов заведомо поддельных документов; документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам; иных документов, не имеющих юридической силы; использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Под недекларированием товаров в литературе понимается незаявление в установленной форме достоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Под недостоверным декларированием в литературе понимается заявление недостоверных сведений, необходимых для таможенного оформления.

Несколько иначе данное понятие  объясняется в Постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде», согласно которому недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, об исчислении и взимании таможенных платежей. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.

Часть 1.ст.188 УК РФ не содержит каких-либо особенных признаков, относящихся к субъекту контрабанды, а ч. 2 ст. 20 УК РФ, определяющая возраст уголовной ответственности, не относит контрабанду к составам преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет. Следовательно, субъектом контрабанды является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Конструкция ст. 188 УК РФ указывает  только на один обязательный элемент  субъективной стороны состава преступления — вину. В литературе не оспаривается позиция, согласно которой для контрабанды характерна вина в форме прямого умысла и при этом невозможна в форме косвенного умысла25, т.е. лицо при совершении контрабанды осознает общественную опасность своих действий, т.е. понимает, что незаконно перемещает предмет через границу и желает этого.

В части 2 ст. 188 УК РФ предусмотрена  ответственность за контрабанду  наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, совершает преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, действия виновного при наличии к тому оснований следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 188 УК РФ и соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение указанных деяний (в частности, по ст. 218, 220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ) (п. 11 постановления).

Наркотические средства — вещества синтетического или естественного  происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. (ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

При контрабанде наркотических  средств и психотропных веществ  содеянное подлежит квалификации по ч. 2 ст. 188 УК РФ независимо от количества указанных средств и веществ, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием. Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не является обязательным признаком этого состава преступления (п. 11 постановления).

Психотропные вещества — вещества синтетического или естественного  происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. (ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

Сильнодействующие вещества — вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни человека действие при  приеме их в значительных дозах или  при наличии медицинских противопоказаний.

Отравляющие вещества — разновидность  оружия массового поражения, представляющего собой высокотоксичные соединения химических элементов, предназначенных для поражения живой силы противника.

Взрывчатые вещества — химические соединения или механические смеси  веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха.

Радиоактивные вещества — это вещества, содержащие неустойчивые химические элементы, ядра которых самопроизвольно распадаются, являясь источником ионизирующего излучения.

Радиационные источники — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести  делящиеся (расщепляющиеся) ядерные  вещества (ст. 3 Федерального закона «Об  использовании атомной энергетики»).

Огнестрельное оружие — оружие, предназначенное  для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда (ст. 1 Федерального закона «Об оружии»).

Взрывчатые устройства — промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

Боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные  для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание (ст. 1 Федерального закона «Об оружии»).

Оружие массового поражения  — ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»).

Средства доставки — ракеты и  беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения; контролируемые товары и технологии — сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»).

Иное вооружение — любые иные средства, специально предназначенные  для ведения боевых действий. Иная военная техника — любые иные средства, специально предназначенные для обслуживания вооружения.

Материалы и оборудования, которые  могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств  его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, — любые объекты, которые специально предназначены для указанных целей.

Стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены  специальные правила перемещения  через таможенную границу Российской Федерации, — товары, в отношении которых могут быть введены ограничения в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности».

Культурными ценностями, в отношении  которых установлены специальные  правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, указанные в Законе Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, перечень которых установлен ст. 9 этого закона (п. 14 постановления)

Вопрос о принадлежности товаров  или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей.

В части 3 ст. 188 УК РФ предусмотрена  ответственность за совершение контрабанды:

• должностным лицом с использованием своего служебного положения;

• с применением насилия к  лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Под должностным лицом в п. «б»  ч. 3 ст. 188 УК РФ следует понимать должностных лиц таможенных органов Российской Федерации; других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного  и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные  лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Руководители коммерческих или  иных организаций независимо от формы  собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, при отсутствии квалифицирующих признаков подлежат ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 188 УК РФ (п. 16 постановления).

Контрабанда, совершенная должностным  лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ (п. 17 постановления).

По пункту «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ квалифицируется  совершение контрабанды, сопряженное  с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответствующими статьями гл. 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья (п. 18 постановления).

В части 4 ст. 188 УК РФ предусмотрена  ответственность за совершение того же деяния организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, объединившейся для совершения одного или нескольких преступлений. Если контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза) (п. 19 постановления).

Информация о работе Уголовная ответственность за контрабанду