Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 22:24, контрольная работа
Среди задач, стоящих перед российским уголовным законодательством, важное место всегда занимала охрана экономической безопасности от преступных посягательств. В различные исторические периоды, в силу ряда причин, обусловленных экономическими задачами, возникающими на определенных этапах развития государства, в уголовном законодательстве происходили изменения, касающиеся условий уголовной ответственности за отдельные преступления. Переход страны к рыночной экономике, введение частной собственности, развитие предпринимательской деятельности - все это потребовало переосмысления роли уголовного права в регулировании хозяйственной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Понятие и признаки незаконной предпринимательской деятельности……………………4
Уголовно – правовая характеристика незаконного предпринимательства………………...9
Ответственность за незаконное предпринимательство в соответствии с УК РФ………..15
Заключение……………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы………………………………………………………….20
Таким образом, необходимо разграничивать такие понятия как предпринимательская деятельность; законная предпринимательская деятельность; незаконная предпринимательская деятельность. Для указанных категорий признак «государственной регистрации» свойственен лишь для законной предпринимательской деятельности. Незаконной же предпринимательскую деятельность делает отсутствие формальных признаков - надлежащей регистрации и соблюдения порядка лицензирования.
Уголовно – правовая характеристика незаконного предпринимательства
По общему мнению ученых-юристов, под объектом рассматриваемого преступления следует понимать установленный законом порядок, обеспечивающий нормальное осуществление предпринимательской деятельности.
Под непосредственным объектом незаконного предпринимательства следует понимать порядок легитимации предпринимательской деятельности, а не порядок ее осуществления, поскольку «порядок осуществления» предпринимательской деятельности - слишком обширное понятие.
В том случае, когда та или иная деятельность осуществляется без лицензии или с нарушением условий лицензирования, в большей степени страдают интересы потребителей, нежели интересы государства в целом, поскольку в этом случае производятся товары или оказываются услуги с нарушением требований, предъявляемых к их качеству или процессу их производства. Таким образом, незаконное предпринимательство посягает и на иные общественные отношения, которые мы выделяем в качестве дополнительного объекта. Это интересы государства в сфере налогообложения, интересы хозяйствующих субъектов, вступающих в экономические связи с незаконным предпринимателем, а также интересы потребителей товаров и услуг, которые представляются незарегистрированным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Дополнительные объекты в анализируемом составе преступления являются факультативными, поскольку для привлечения к уголовной ответственности достаточно установить либо причинение вреда интересам государства в целом в сфере налогообложения - получение крупного или особо крупного дохода, либо интересам граждан или организаций - причинение крупного ущерба.
Объективная сторона незаконного предпринимательства может выражаться в нарушении или несоблюдении требований, которые предъявляются к предпринимательской деятельности, преступные действия, указанные в ст. 171 УК РФ, могут осуществляться в следующих формах: в занятии предпринимательской деятельностью
а) без регистрации,
б) без лицензии,
в) с нарушением условий лицензирования, которые, как представляется, различаются между собой по степени общественной опасности.
Порядок регистрации предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как незаконную следует рассматривать и такую предпринимательскую деятельность, которая ведется во время обжалования решения об отказе в регистрации в суде, а также продолжение предпринимательской деятельности вопреки решению суда или арбитражного суда об аннулировании государственной регистрации предприятия (предпринимателя). В последнем случае регистрирующим органом предприятию должно быть в 3-дневный срок направлено уведомление об аннулировании государственной регистрации. Если по каким бы то ни было причинам такое уведомление не было получено, то продолжаемую предпринимательскую деятельность нельзя считать незаконной.
В качестве примера деятельности без регистрации можно привести уголовное дело в отношении Александра Лукина, признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере).
Следствием и судом установлено, что Лукин с целью получения систематической прибыли, не являясь индивидуальным предпринимателем, учредителем или руководителем юридического лица, в течение 2007 года заключил с ГУ Тверской области «Фировский лесхоз» восемь договоров о проведении мероприятий по подготовке участка лесного фонда к воспроизводству леса путем сплошной санитарной рубки на территории Баталинского, Покровского и Фировского лесничеств и оказании транспортных услуг.
В период с 10 мая по 31 декабря 2007 года Лукин выполнил свои обязательства по договорам, за систематически производимые для ГУ Тверской области «Фировский лесхоз» работы и оказание транспортных услуг им получен доход в сумме 2360740 рублей, т.е. в особо крупном размере.
За содеянное Лукину назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год, а также штрафа в размере 15000 рублей.
Для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности помимо ее обязательной регистрации необходимо иметь лицензию, разрешение (право) на их осуществление выдаваемую на конкретный срок и устанавливающую определенные требования и условия, которые необходимо соблюдать при их проведении. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок их лицензирования определяется Федеральным Законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011). Конкретный перечень видов деятельности дается в ст. 12 Закона. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Принятые ранее указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования применяются в том случае, если они не противоречат принятому Федеральному закону.
В основу признания необходимости лицензирования тех или иных видов деятельности должен быть положен один, в крайнем случае, два основополагающих критерия. Так, в литературе, высказывалось мнение о том, что при составлении перечня лицензионных видов деятельности необходимо исходить, к примеру, из опасности конкретной деятельности для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении; учитывать вовлечение в эту деятельность большого количества участников и высокую доходность такой деятельности. учет всех перечисленных признаков представляется не совсем обоснованным. Видимо, во главу угла прежде всего должна быть положена необходимость осуществления контроля за соблюдением качества товаров и соответствующих мер предосторожности при занятии конкретными видами деятельности, несоблюдение которых может представлять опасность для здоровья граждан или нарушать гарантированные Конституцией РФ их права и свободы (общественное питание, выпуск товаров потребления, частная детективная деятельность и т.п.). Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности (ст.9 Закона) бессрочно.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче лицензии) в течение трех дней после принятия соответствующего решения. Документ, подтверждающий наличие лицензии, выдается в течение трех дней после оплаты лицензионного сбора. Если в течение трех месяцев лицензионный сбор не оплачивается, лицензионный орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.
Предпринимательская деятельность, начатая до получения лицензии, а также продолжаемая после ее аннулирования, должна рассматриваться как незаконная. В отдельных случаях органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить ее действие до устранения обнаруженных нарушений с последующим ее возобновлением. Представляется, что и в этих случаях продолжение предпринимательской деятельности должно рассматриваться как незаконное.
Пример осуществления предпринимательской деятельности без лицензии: по требованию прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении руководителей одного из образовательных учреждений г. Екатеринбурга Татьяны Дубининой и ее дочери Марины Ураловой. Установлено, что они, занимая попеременно должности директора городской муниципальной гимназии №177, организовали на ее базе коммерческий образовательный центр.
Как отмечают в прокуратуре, женщины незаконно использовали переданные их фирме в безвозмездное пользование учебные кабинеты, бассейн и оргтехнику гимназии. Не оплачивая ни арендных платежей, ни коммунальных услуг, они на протяжении почти полутора лет незаконно занимались предпринимательской деятельностью, получив полуторамиллионную прибыль от оказания «платных образовательных услуг», которые осуществлялись без необходимой лицензии, в том числе и за счет времени, отведенного на гарантированные образовательными стандартами бесплатные учебные часы.
На основании совокупности доказательств, представленных в суде сотрудником управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в УрФО указанные должностные лица были признаны виновными по части 1 статьи 171 (незаконное предпринимательство) и части 1 статьи 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса Российской Федерации. Дубининой и Ураловой определена мера ответственности в виде крупного штрафа в доход государства, а также запрета в течение 2 лет осуждённым занимать руководящие посты в государственных, муниципальных и образовательных учреждениях.
Наибольшие трудности при квалификации деяний, предусмотренных ст. 171 УК РФ, вызывает установление денежных сумм, полученных от занятия предпринимательской деятельностью, которые образуют обязательный признак состава данного преступления, определяемый в уголовно-правовой норме как «доход». Судебная практика, равно как и следственная, в этой области достаточно противоречива.
В одних случаях суды, рассматривающие конкретные уголовные дела, исключают из сумм, полученных в результате незаконной предпринимательской деятельности, накладные расходы, оплату труда привлекаемых работников и т.п..
В других случаях под доходом понимается все полученное от незаконной предпринимательской деятельности без каких бы то ни было вычетов.
Диспозиция ст. 171 УК РФ является бланкетной, для ее правильного толкования необходимо обратиться к налоговому законодательству, которое говорит именно о прибыли, имея в виду ту массу денежных средств, с которой происходит исчисление предусмотренных законом налогов, причем за вычетом расходов.
Согласно ст. 20 УК РФ субъектом незаконного предпринимательства является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет на момент совершения преступления. Это может быть как российский, так и иностранный гражданин, а также лица без гражданства, занимающиеся на территории Российской Федерации незаконной предпринимательской деятельностью. Однако это определение нуждается в уточнении, - скорее всего это будут граждане, достигшие 18-летнего возраста, поскольку именно по достижении данного возраста возникает полная дееспособность, хотя, в специально предусмотренных гражданским законодательством случаях, предпринимательской деятельностью могут заниматься и лица с 16 лет.
Помимо общих перечисленных признаков субъект незаконного предпринимательства должен обладать дополнительными признаками.
К уголовной ответственности могут привлекаться лишь руководители организаций, предприятий и учреждений, либо их заместители или иные работники, осуществляющие управленческие функции, в чьи обязанности в соответствии с приказом входило осуществление таких направлений деятельности, которые требовали получения лицензии, или же лица, на которые была возложена обязанность зарегистрировать предприятие. Как правило, совет директоров акционерного общества образует исполнительный орган общества: коллегиальный (правление, дирекция) либо единоличный (директор, генеральный директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью общества, определенной законом и уставом общества (п. 3 ст. 103 ГК РФ).
Российское уголовное законодательство не предусматривает ответственности юридических лиц, поэтому за совершение преступлений в связи с той или иной деятельностью юридического лица, в данном случае незаконного предпринимательства, ответственность несут физические лица, уполномоченные контролировать или осуществлять деятельность, связанную с регистрацией предприятия или получением лицензии.
Вопрос о возможном субъекте данного преступления вместе с тем не так прост, как это кажется на первый взгляд. Если незаконной предпринимательской деятельностью занимается индивидуальное лицо, оно без сомнения должно нести уголовную ответственность за противоправный характер своего деяния, связанного с извлечением для себя лично незаконной прибыли. В тех же случаях, когда незаконным предпринимательством занимаются юридические лица, к ответственности привлекаются их руководители, заместители или иные лица, на которых возложены обязанности осуществлять регистрацию и лицензирование. Но получаемые при этом доходы не поступают в распоряжение этого конкретного лица, в лучшем случае оно получает лишь какую-то часть доходов в виде заработной платы, которая может зависеть от полученной прибыли. Происходит вменение тех последствий, которые не охватывались в полном объеме умыслом виновного. Представляется обоснованным поставить на обсуждение вопрос о включении в число субъектов уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности юридических лиц, тем более, что одним данным составом число возможных совершаемых ими преступлений не ограничивается. По крайней мере, половина всех преступлений в сфере экономической деятельности (гл,22 УК РФ), не говоря о преступлениях, предусмотренных другими главами УК, совершается фактически юридическими лицами.
Незаконное предпринимательство является умышленным преступлением. Лицо осознает, что занимается предпринимательской деятельностью, не пройдя регистрацию в соответствующих государственных органах, и продолжает (желает) ею заниматься, несмотря на имеющиеся в его поведении нарушения соответствующих правил.
Информация о работе Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство