Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:48, курсовая работа
С самого начала войны структура государственного аппарата была подвергнута серьезной перестройке. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками. В условиях военного времени была еще более усилена роль центральных органов власти и управления. Вместе с тем в связи с необходимостью оперативного решения конкретных вопросов управления, была проведена определенная децентрализация. Структура управленческого аппарата изменилась: лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.
Введение
1. Органы правосудия и юстиции в годы Великой Отечественной войны
1.1 Трибуналы
1.2 Общие суды
1.3 Народный комиссариат юстиции и Прокуратура СССР
2. Уголовное законодательство в годы Великой Отечественной войны
3. Процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел военными трибуналами
Заключение
Список используемой литературы
Немалая по объему и значению
работа выполнялась в годы войны судами общей юрисдикции.
Как уже отмечалось, в отдельных районах
(Москва, Ленинград и др.) они реорганизовались
в военные трибуналы. Но в местностях,
не объявленных на военном положении,
они рассматривали много дел, связанных
с нарушениями трудовой дисциплины, уклонением
от военного учета, уплаты налогов или
иных повинностей военного времени. За
годы войны в общем числе рассмотренных
этими судами дел 63,6% составили дела по
указам военного времени. Особо важное
значение в условиях войны имела борьба
с хищениями и растратами, когда сберегались
для нужд фронта каждый рубль, каждый пуд
хлеба, каждая единица готовой продукции.
Количество рассмотренных дел такого
рода в 1942 г. было на 7% больше, чем в 1941 г.,
а в 1943 г. на 20,5% больше, чем в 1941 г. В целом
по сравнению с предвоенными годами число
приговоренных за указанныепреступлениявозрослон
1.3 Народный комиссариат юстиции и Прокуратура СССР
20 июля 1936 года ЦИК
и СНК СССР было принято
постановление об организации
союзно-республиканского НКЮ
- наблюдает за применением судами «Положения о судоустройстве» — уголовного, гражданского и процессуальных кодексов, обобщает практику их применения и разрабатывает необходимые изменения и дополнения к ним;
- наблюдает за применением судами советских законов и дает судам общие указания в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики;
- руководит организацией
судебной системы,
- осуществляет ревизию и инструктирование судебных учреждений;
- осуществляет общее
руководство и надзор за
- осуществляет общее
руководство и надзор за
- осуществляет общее
руководство и надзор за
- руководит системой
юридического образования и
- ведет работу по
кодификации законодательства
- ведет судебную статистику
и учет лиц, лишенных
- руководит издательским делом по вопросам правовой литературы.
Во главе НКЮ СССР стоял народный комиссар, имевший двух заместителей, при Наркомате действовал Совет. В составе НКЮ образовывались:
1. отдел судебных учреждений,
2. отдел судебной защиты и юридической помощи населению,
3. отдел нотариата,
4. отдел кодификации законодательства Союза ССР и юридической консультации,
5. отдел кадров,
6. управление учебными заведениями,
7. административно-финансовый отдел.
Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. В 1946 г. НКЮ был преобразован в министерство.
Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.
В годы войны был издан ряд руководящих постановлений Пленума Верховного суда СССР по обеспечению законности и обоснованности приговоров и решений. Органы прокуратуры осуществляли надзор за строжайшим соблюдением законности.
Особенно разносторонний характер носила надзорная деятельность военных прокуроров. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора.
В результате общенадзорной работы военной прокуратуры в годы войны предупреждались или исправлялись нарушения закона, дисциплины и порядка. Военные юристы были на фронте не только стражами законности в армии, но и политическими работниками, проводившими под руководством армейских полит органов большую идейно-политическую и правовую работу в войсках.
Вместе с бойцами Советской Армии они делили невзгоды и тяготы фронтовой жизни. Как и все патриоты нашей страны, они отдавали свою энергию и силы, а нередко и жизнь для достижения победы над врагом. Когда требовала обстановка, военные юристы смело принимали на себя командование, храбро сражались с врагом, показывали пример выдержки и стойкости.
В годы войны широко практиковались совместные разъяснения и обращения Наркомата юстиции СССР с заинтересованными ведомствами по вопросам применения судебной практики. Например, Нарком юстиции СССР, Прокурор СССР и Председатель Верховного Суда СССР 12 марта 1943 г. разъяснили, что согласно ст. 2-а Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 июля 1934 г. "Об организации воднотранспортных судов и воднотранспортной прокуратуры" все дела, подсудные линейным судам водного транспорта, в местностях, поименованных в прилагаемом списке, передаются на рассмотрение соответствующих областных, окружных и народных судов. Рассмотрение этих дел в кассационном порядке и в порядке надзора осуществляется Военной коллегией Верховного Суда СССР. В списке были указаны отдельные районы РСФСР, Казахской, Узбекской и Туркменской ССР. Народный комиссар обороны СССР и Народный комиссар юстиции СССР дали разъяснения о порядке снятия поражения в правах лиц, отбывших основную меру наказания и призванных в армию. Народный комиссар юстиции СССР и Прокурор СССР в мае 1943 г. разъяснили порядок привлечения к ответственности работников железнодорожного, морского и речного транспорта и Главного управления Северного морского пути при СНК СССР за преступления по службе в связи с указами Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля и 9 мая 1943 г.
2. Уголовное законодательство в годы Великой Отечественной войны
Успешная борьба со всеми
видами преступлений, общественная опасность
которых повысилась в условиях войны,
имела огромное значение для достижения
основной цели - разгрома врага. В этой
связи уголовное
С первого дня войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).
В состав уголовного законодательства военного времени входили как временные нормы, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, распространение панических слухов), так и нормы об ответственности военнослужащих гитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях.
Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказаний в советское уголовное право – смертную казнь через повешение и ссыпку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.
Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можно выделить следующие:
- ужесточение и пополнение новыми составами преступлений.
- усиление борьбы против
государственных преступлений, против
преступлений, объектом которых
являлась социалистическая
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение.
Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.
Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие.
Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления. Ответственность за нее возросла.
Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» была введена уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы или опоздания на работу на 21 минуту и более. Большая часть этих «указников» приговаривалась к исправительно-трудовым работам по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до25%.Нобылииисключения. Так в январе 1941-го тогдашний начальник ГУЛАГа Василий Чернышов направил всем начальникам управлений лагерей и колоний приказ, где говорилось о судьбе двадцати шести заключенных.«Решениями Верховного трибунала войск НКВД за нарушения лагерного режима и систематические отказы от работ» двадцать один человек был приговорен к расстрелу, остальные пять — к добавочным десяти годам. Все аналогичные приговоры Чернышов потребовал впредь «объявлять всем заключенным лагерей и исправительно-трудовых колоний».
Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.
Следует так же отметить, что еще одной особенностью уголовного законодательства ВОВ, было распространение своего рода законодательной аналогии, так называемых законов о «приравнивании». Так, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству, кража имущества военнослужащего или из квартир эвакуированных, либо находящихся в бомбоубежище лиц, наказывалась как бандитизм (групповое преступление), даже её совершало одно лицо; продажа гражданами товаров по повышенной против государственной цене, наказывалась по аналогии как спекуляция, даже если не было установлено факта скупки товаров с целью получения наживы и т. д.