Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель данной работы состоит в юридическом анализе состава преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ: недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Задачами является: анализ объекта преступления, форм и способов совершения объективной стороны преступления, субъективных признаков преступления, квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, изучение уголовного законодательства, в части ответственности за монополистические действия, стран имевших плановую экономику.
Введение……………………………………………………2- 3 стр.
Основная часть…………………………………………….4-19 стр.
1. Характеристика состава преступления предусмотренного частью 1статьи 178 УК РФ…………………………………………………………..4-17 стр.
2. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки преступления……………………………............................18-19 стр.
Заключение …………………………………………... …...20 стр. Список литературы………………………………………..21-22 стр.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
По дисциплине: УГОЛОВНОЕ ПРАВО РФ. (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)
Тема: Уголовно-правовая характеристика недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Выполнил:Низамеев Руслан Ренатович
Студент 4 курса
8 семестр
Введение……………………………………………………2- 3 стр.
Основная часть…………………………………………….4-19 стр.
1. Характеристика состава преступления предусмотренного частью 1статьи 178 УК РФ…………………………………………………………..4-17 стр.
2. Квалифицирующие и
особо квалифицирующие
Заключение …………………………………………... …...20 стр.
Актуальность темы состоит в том, что юридический анализ данной статьи позволит обозначить формы и способы совершения, - а значит и способы защиты от монополистических действий, сферу действия данной статьи.
Проблема борьбы с недопущением, ограничением или устранением конкуренции весьма актуальна для всех стран, идущих по пути развития рыночной экономики, но особенно для России, над которой довлеют почти вековые традиции предпочтения монополии, а не конкуренции в экономике. От того, каким образом эта проблема разрешается в настоящее время, зависит эффективность отечественной экономики, социально-политическая стабильность общества, а также состояние и тенденции преступности в сфере экономической деятельности.
Уголовно-правовая защита отношений добросовестной конкуренции по своей природе имеет конституционно-правовую основу. Конституция РФ устанавливает: «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»; «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».1
С переходом к рыночной экономике в России появилось антимонопольное законодательство, предусматривающее ответственность за посягательство на конкуренцию. Специально учрежденные антимонопольные органы призваны обеспечивать исполнение данного законодательств
Однако, как показывает мировая и отечественная практика, позитивное антимонопольное законодательство не позволяет эффективно противостоять всем проявлениям монополизма. Применение административных санкций, из-за их невысокой степени репрессивности, неспособно воспрепятствовать монополистической деятельности, приносящей огромную по размерам монопольную прибыль. Поэтому в уголовном законодательстве, в ст. 178 УК РФ, предусмотрены нормы, охраняющие конкуренцию от наиболее опасных форм монополистических посягательств.
Проблема уголовной ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции рассматривалась в основном в рамках борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности. Среди ученых, касавшихся в своих работах данной темы, следует отметить Б.В. Волженкина, Л.Д. Гаухмана, А.Э. Жалинского, В.Б. Коробейникова, Г.А. Кригера, И.И. Карпеца, К.Ю. Тотьева, Ю.Г. Следь, О.Г. Карпович, К.М. Хутова.
Цель данной работы состоит в юридическом анализе состава преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ: недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Задачами является: анализ объекта преступления, форм и способов совершения объективной стороны преступления, субъективных признаков преступления, квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, изучение уголовного законодательства, в части ответственности за монополистические действия, стран имевших плановую экономику.
Работа состоит из двух параграфов. В первом из них анализируются элементы состава преступления: объект, объективная сторона, субъективные признаки. Во втором параграфе рассматриваются квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки данного состава преступления.
К большому сожалению, в настоящее время действие данной статьи, в связи с внесенными в 2002 году изменениями, фактически парализовано. С момента, когда состав данного преступления из формального был преобразован в материальный, статья 178 УК РФ не применялась практически ни разу. Однако планы вернуть ее «в строй» у руководства ФАС РФ имеются.2
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 178 УК РФ:
1.1 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
Вопрос об объекте преступлений в сфере экономической деятельности в уголовно-правовой науке решается неоднозначно. Хотя все исследователи и солидарны в том, что им выступают экономические отношения, но их содержание, а также подвергшийся негативным изменениям аспект этих отношений определяется по-разному.3
Превалирующей же является точка зрения, согласно которой родовым объектом являются общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг.
Видовым объектом монополистических
действий и ограничения конкуренции
следует считать общественные отношения,
регулирующие экономическую деятельность
государства в сфере
Непосредственным объектом являются общественные отношения, складывающиеся всфере регулирования добросовестной конкуренции и деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.4
При этом конкуренция, согласно Федеральному закону РФ «О защите конкуренции», представляет собой «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».5
Ранее в научной литературе высказывались различные точки зрения о сфере распространения действия данной статьи.
Так А.В. Гаврилова указывала, что: «Анализ диспозиции ч.1 статьи 178 УК РФ показывает, что сфера ее действия ограничивается только товарными рынками».6 Данный подход основывался на п.3 ст.2 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которым отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения влияли на конкуренцию на товарных рынках, регулировались иными законодательными актами РФ. В настоящее время данный закон, в указанной части, утратил силу в связи с введением в действие ФЗ «О защите конкуренции», действие которого распространяется на отношения и на товарных, и на финансовых рынках. Поэтому верной представляется точка зрения, высказанная К.Ю. Тотьевым: «Из анализа диспозиции ч. 1 ст. 178 не следует, что сфера ее действия ограничивается только товарными рынками. Используемое в данной статье понятие «рынок» подразумевает как товарный рынок, так и рынок ценных бумаг и финансовых услуг».7
В структуру объекта уголовно-правовой охраны в сфере конкуренции включаются следующие отношения:
1. между отдельными
хозяйствующими субъектами (реальными
и потенциальными конкурентами)
2. между хозяйствующими субъектами и государством в лице уполномоченных органов;
3. между хозяйствующими субъектами и потребителями.
По мнению К.Ю. Тотьева
предмет общественных отношений
может стать и предметом
1.положение хозяйствующего субъекта на товарном или финансовом рынках (например, в случае вытеснения предпринимателя с рынка);
2.имущество хозяйствующего субъекта или потребителя (например, в случае установления монопольно высоких цен и получения за счет этого необоснованно высокой прибыли);
3.поведение хозяйствующего субъекта на рынке (например, ценовой сговор).8
1.2 ОБЪЕТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
По поводу содержания объективной стороны данного преступления в юридической литературе существует несколько мнений. Так, Волженкин Б.В. считает, что «ограничение конкуренции и монополистические действия описывает один состав преступления с альтернативными признаками преступления».9 Тотьев К.Ю. полагает, что речь идет «об отдельных наиболее опасных видах нарушений антимонопольного законодательства, за совершение которых установлена уголовная ответственность».10
Объективная сторона преступления представлена тремя самостоятельными формами:
1. недопущение конкуренции представляет из себя такие действия виновного, совершение которых делает невозможной конкуренцию в конкретной сфере функционирования рынка. Состязательности хозяйствующих субъектов здесь не было в принципе, «благодаря» предпринятым виновным мерам;
2. ограничение конкуренции - такое состояние на товарном рынке, когда состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного;
3. устранение конкуренции
- такие действия виновного лица,
в результате которых
В зависимости от численности лиц, осуществляющих преступное деяние, можно выделить два вида деяний, охватываемых объективной стороной:
1. монополистические действия;
2. ограничение конкуренции.
В одном случае эти деяния касаются односторонних манипуляций с монопольными ценами, в другом – это коллективные деяния, ограничивающие
конкуренцию.12
Уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в ч. 1 ст. 178 УК РФ способами.
Способы совершения монополистических действий включает:
1. установление монопольно высоких цен;
2. установление монопольно низких цен.
К способам ограничения
конкуренции относятся
1. раздел рынка;
2. ограничение доступа на рынок;
3. устранение с него
других субъектов
4. установление единых цен;
5. поддержание цен.
Установление монопольно высоких или монопольно низких цен Федеральный закон "О защите конкуренции” рассматривает в качестве злоупотребления доминирующим положением на рынке.13
Доминирующее положение - это «положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам».14 Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов, за исключением 2 случаев: