Понятие
«воздушное пространство» включает
все воздушное пространство над сухопутной и водной
территорией РФ, в том числе и над территориальными
водами.
Недра
– это пространство под поверхностью
сухопутной и водной территории,
очерченной государственной границей
РФ. Каких – либо ограничений
глубины недр, являющихся территорией РФ, не существует.
Континентальный
шельф – это поверхность и
недра морского дна за территориальными
водами до глубины 200 м и
глубже. Сюда же относится, исключительная
экономическая зона РФ, но лишь
на преступления связанные с
суверенными правами государства в
пределах экономической зоны (незаконное
создание в экономической зоне РФ зон
безопасности; исследование, разведка,
разработка естественных богатств исключительной
экономической зоны, проводимые без соответствующего
разрешения).5Также под территорией РФ понимается
и считается гражданское судно РФ.
Любое лицо, совершившее преступление
на судне, приписанном к порту РФ, находящимся
в открытом водном или воздушном пространстве,
подлежит уголовной ответственности по
УК РФ, если иное не предусмотрено международным
договором РФ, поскольку на водное или
воздушное судно несет флаг РФ. В случае
нахождения гражданского водного или
воздушного судна РФ в территориальных
водах или воздушном пространстве другого
государства на них распространяется
юрисдикция этого государства.
Военный
корабль или военное воздушное
судно под флагом РФ считается
территорией РФ, где бы оно
ни находилось. Потому лица, совершившие
преступление на военном корабле
в период его нахождения в
иностранном порту, подлежат ответственности по УК РФ.
Из содержания и смысла ст. 30 УК следует,
что преступление считается совершенным
на территории РФ, если приготовление
или покушение осуществляется за границей,
а оконченное преступление совершено
или преступный результат настал на территории
РФ. В соответствии с положениями ст. ст.
33, 34, 35, 36 УК РФ преступление считается
совершенным на территории Российской
Федерации, если организаторская деятельность,
подстрекательство, пособничество осуществлялись
за границей, а исполнитель действовал
на территории Российской Федерации или,
наоборот, соучастие имело место в Российской
Федерации, а исполнитель преступления
- за границей.
В
части 4 ст.11 УК указывается, что
вопрос об уголовной ответственности
дипломатических представителей иностранных государств и
иных граждан, которые пользуются иммунитетом,
в случае совершения этими лицами преступления
на территории Российской Федерации разрешается
дипломатическим путем. В этом случае
принцип территориальности имеет исключение.
Это экстерриториальность, т.е. внеземельность.
Иногда это исключение называют дипломатическим,
или правовым иммунитетом. Лиц, пользующихся
иммунитетом, нельзя без их согласия или
согласия правительства страны, которую
они представляют, привлечь к уголовной
ответственности, подвергнуть задержанию,
обыску, допросу и другим следственным
действиям.
Согласно Положению
о дипломатических и консульских
представительствах иностранных
государств на территории Российской
Федерации личной неприкосновенностью
и иммунитетом от уголовной юрисдикции
пользуются: глава дипломатического представительства
(посол, посланник, поверенный в делах),
советник, торговые представители и их
заместители, военные, военно-морские
и военно-воздушные атташе и секретари-архивариусы,
а также члены их семей, не являющихся
гражданами России и проживающие совместно
с ними.
Ограниченным
иммунитетом от уголовной юрисдикции
Российской Федерации на началах
взаимности пользуются консульские
должностные лица, сотрудники обслуживающего
персонала дипломатических представительств,
а также представители и должностные лица
международных организаций, члены парламентских
и правительственных делегаций. Круг лиц,
пользующихся правом экстерриториальности,
может быть расширен или сужен по договоренности
заинтересованных сторон.
Иммунитет распространяется
и на территории посольств
и дипломатических представительств,
а также на основании международных
договоров, на места расположения
иностранных войск соединений
на территории другого государства.
Иммунитет территории
означает, что без разрешения руководителей
дипломатических представительств нельзя
входить на территорию посольств для выполнения
следственных действий - осмотра, обыска,
задержания и ареста подозреваемых. Поэтому
в международной практике известно много
случаев предоставления убежища в помещении
посольства лицам, преследуемым правоохранительными
органами государства, в котором аккредитовано
представительство.
Правовой иммунитет
не означает безнаказанности
или свободы совершать преступления.
Лица, пользующиеся правовым иммунитетом,
обязаны соблюдать законы страны пребывания,
и могут нести ответственность за совершение
уголовного преступления или в своей стране,
или, в случае согласия своего правительства,
в стране пребывания. Как правила, лица,
пользующиеся правовым иммунитетом, в
случае нарушения законов РФ, например:
совершение шпионажа, объявляются персоной
«нон грата» и водворяются за пределы
России.
Теперь перейдем
к рассмотрению ст.12 УК РФ, в
которой территориальный принцип
действия уголовного закона в пространстве
дополняется принципом гражданства. Этот
принцип выражен в ч.1 ст.12 УК РФ и заключается
в том, что как граждане Российской Федерации,
так и постоянно, проживающие России лица
без гражданства, совершившие преступления
вне пределов Российской Федерации. Подлежат
ответственности по УК РФ.
В УК РФ
этот принцип так же предусматривается
(ст.2-5). Однако в ней содержалось
указание на то, что, если лица
за совершения преступления понесли
наказание за границей, суд может
соответственно назначенное им наказание
или полностью освободить виновного от
отбывания наказания. Это положение основывалось
на тезисе, что приговор иностранного
суда для советских судов не является
обязательным, он может учитываться, а
может и не учитываться. Поэтому советские
граждане, совершившие преступление заграницей
и даже отбывавшие там наказание, могут
повторно привлекаться к уголовной ответственности
по советским законам.
В настоящее
время закон регламентирует принципиально
иное решение вопроса. Статьи
50 Конституции РФ устанавливает, что «
никто не может быть повторно осужден
за одно и тоже преступление». Это же положение
зафиксированною и в ч. 2 ст. УК РФ. Поэтому
УК РФ допускает возможность привлечения
к уголовной ответственности осуждение
за преступления совершенные за границей.
Граждан РФ и лиц без гражданства, постоянно
проживающих в РФ, только в случаях, если
они не были осуждены в иностранном государстве
и если совершенное ими деяние признано
преступлением в государстве, на территории
которого оно было совершенно.
В этих положениях находят
выражение идеи международно-правового
сотрудничества в борьбе с преступностью,
уважения законодательства других суверенных
государств.
Если лицо
совершило деяние, которое в стране
не признается преступлением, но
считается таковым в России, привлечение
его к ответственности было бы неоправданным.
Следует иметь
в виду, что большая часть уголовных
преступлений
(посягательства на личность или собственность,
контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетчество
и др.) предусмотрены уголовным законодательством
всех государств.
В международной
практике ситуация, когда совершенное
в иностранном государстве деяние
не считается там преступлением,
но запрещено в стране, представитель
которой его совершил, возникает,
например, в связи с совершением аборта,
который рассматривается, как преступление
в ряде стран.
Если же Российский гражданин
совершил за границей преступление и не
был там осужден, он по прибытию в Россию
может быть осужден и привлечен к уголовной
ответственности. Однако в случае осуждения
указанного лица в России назначенное
ему наказание не должно превышать верхнего
предела санкции, предусмотренной за данное
преступление законом иностранного государства,
на территории которого было совершенно
преступление. Таким образом, российский
суд должен учитывать иностранное уголовное
законодательство.
Принципы справедливости и гуманизма
в данном случае, находят отражение в том,
что нельзя наказывать строже, мог бы быть
наказан виновный по закону места совершения
преступления.
Особый
порядок ответственности предусматривается
в отношении военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся
в иностранном государстве.
Так,
в соответствии с частью второй
ст.12 УК военнослужащие воинских
частей Российской Федерации,
дислоцирующихся за пределами
Российской Федерации за преступления
совершённое на территории иностранного государства, несут
уголовную ответственность по настоящему
Кодексу, если иное не предусмотрено международными
договорами Российской Федерации.
Как
правило, международными договорами
устанавливается следующий порядок:
- за преступление
должностные лица и против порядка
несения воинской службы военнослужащие,
находящиеся за границей несут ответственность
по законодательству своей страны;
- за преступления,
совершенные вне территории расположения
воинской части и носящий обще
уголовный характер (убийство, изнасилование,
кража, грабеж, торговля наркотиками и
т. д.) военнослужащие несут ответственность
по законодательству страны пребывания.
Положение
данной части ст.12 УК сформулированы,
по существу на основе так
называемого оккупационного принципа действия уголовного
закона в пространстве, являющегося фактически
изъятием из территориального принципа
и проявляющегося в применении к преступлениям,
совершенным на оккупированной территории,
законов государств, совершившего оккупацию.
Применение оккупационного принципа,
обычно происходит на основе договора
с государством, на территорию которого
введены войска во время войны или при
других обстоятельствах после войны.
Например,
оккупационный принцип, применявшийся
после второй мировой войны в отношении американских
военнослужащих, находящихся в Японии,
означал, что они неподсудны японским
судам и не отвечают по японским законам
за многие преступления, совершённые на
территории Японии.
В
ч. 3 ст.12 УК РФ впервые в уголовном
законодательстве России закреплен реальный
принцип действия уголовного закона в
пространстве. Он заключается в возможности
привлечении любого лица, в том числе иностранца
и лица без гражданства, к ответственности
по УК РФ за преступление совершённое
за границей, если оно направленно против
интересов России, а так же в случаях, предусмотренных
международным договором РФ.
Под
интересами России следует понимать
не только государственные интересы,
но и интересы личности российских
граждан.
Применяя
реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных
государств, наиболее полно защищает свои
интересы и интересы своих граждан.
Универсальный
принцип действия уголовного
закона в пространстве, который
так же именуется космополитическим,
исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями
и заключается в том, что каждое государство
имеет право применить свой уголовный
закон к иностранным гражданам, совершившим
за пределами его страны преступления,
предусмотренные международными соглашениями.
Выдача лиц, совершивших преступление.
В
практике международных отношений,
связанных с борьбой с преступностью,
серьезное значение имеет проблема
выдачи преступников государству, на территории
другого государства. Вообще проблема
выдачи преступников не имеет отношения к вопросам действия
уголовного закона во времени или пространстве.6
Положения
ст.13 УК относят к действию
уголовного закона в пространстве
и квалифицируют как международный принцип
о выдаче преступников. В соответствии
с этим принципом лица, совершившие преступление,
могут быть выданы государству, на территории
которого они совершили преступление
или против которого оно было направлено,
либо гражданами которого они являются.
Вопрос о выдаче преступников регулируется
двусторонними договорами, например договором
о взаимной правовой помощи. Принципиальные
положения о выдаче преступников содержатся
в Конституции РФ. Так, в ст. 61 говорится:
«Гражданин Российской Федерации не может
быть выслан за пределы Российской Федерации
или выдан другому государству ». Эта позиция
закреплена и в УК РФ. В современном международном
праве утвердилась позиция, согласно которой
убежище может предоставляться только
лицам, преследуемым в другом государстве
по политическим или религиозным причинам
и мотивам. Лица, совершившие не политические,
а обще уголовные преступления, не могут
пользоваться правом убежища. Но единого
понятия политического преступления в
международной практике выработать не
удалось. В связи с этим, практически вопрос
о выдаче лица или представлении ему убежища
решается исходя из политических оценок
и правовых установлений государства,
на территории, которой они находятся.
Нужно отметить, что аналогичное решение
содержится в законодательстве многих
развитых государств. Исключением из правил
о выдаче преступников является право
политического убежища, гарантированное
в нашей стране Конституцией (ст.63). Указом
Президента Российской Федерации от 26
июля 1995 г. утверждено «Положение о порядке
предоставления политического убежища
в РФ, которое вступило в силу с 1 августа1995г.
Политическое убежище в РФ предоставляется
Указом Президента РФ (ст.3 Положения).
Уголовный кодекс РФ в ст.13 устанавливает
возможности выдачи находящихся на территории
РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
и совершивших преступление в иностранном
государстве в соответствии с международным
договором РФ. В соответствии со сложившейся
международной практикой требование о
выдаче преступника государство предъявляет
в следующих случаях, когда: - преступление
совершено на его территории; - преступник
является гражданином этого государства;
- преступление было направленно против
этого государства и причинило ему вред;
В случаях, когда преступник совершил
преступление на территории нескольких
государств, вопрос о выдаче решается
дипломатическим путем на основе международных
договоров и норм международного права.
При этом независимо от того, в каком государстве
был привлечен к ответственности преступник,
он должен отвечать за все преступления
совершенные им в разных странах.