Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:27, реферат
С 1 января 1997 года вступил в силу новый УК РФ, принятый Государственной думой 24 мая 1996 года, в котором, на основе проведенных российскими учеными исследований, законодатель дает более точное, по сравнению с УК 1960 года, определение умысла. Впервые новый Уголовный кодекс РФ в статье 25 прямо закрепил деление умысла на прямой и косвенный.
Принятие нового закона знаменует приведение УК РФ в более полное соответствие с нормами международного права. Законом от 8 декабря 2003 г. в значительной мере устранены противоречия между уголовным законом и отраслевыми законами, принятыми после 1996 г.
Введение
1. Умысел в теории уголовного права и его классификация
1.1. Понятие умысла
1.2. Классификация умысла
1.3. Интеллектуальный элемент умысла
1.4 Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный период
2. Понятие и виды умысла в действующем уголовном законодательстве
2.1. Прямой умысел
2.2. Косвенный умысел
2.3. Сходства и различия прямого и косвенного умыслов
2.4. Иные виды умысла
Заключение
Библиография
Содержание
Введение 1.4 Умысел в Российском законодательстве
в дореволюционный период |
Введение
С 1 января 1997 года вступил в силу новый
УК РФ, принятый Государственной думой
24 мая 1996 года, в котором, на основе проведенных
российскими учеными исследований, законодатель
дает более точное, по сравнению с УК 1960
года, определение умысла. Впервые новый
Уголовный кодекс РФ в статье 25 прямо закрепил
деление умысла на прямой и косвенный.
Принятие нового закона знаменует приведение
УК РФ в более полное соответствие с нормами
международного права. Законом от 8 декабря
2003 г. в значительной мере устранены противоречия
между уголовным законом и отраслевыми
законами, принятыми после 1996 г. (УПК, КоАП,
Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Федеральные
законы «О наркотических средствах и психотропных
веществах», «О борьбе с терроризмом»,
законы, регулирующие предпринимательскую
деятельность, и др.). Это выразилось в
новой редакции статей 136, 171, 198, 199, 228 и
др.
Новый закон восполнил отдельные пробелы,
устранил неясности, имевшиеся в первоначальной
редакции ряда норм УК, уточнил объективные
и субъективные признаки состава некоторых
преступлений, а также основания освобождения
от ответственности за их совершение.
Это видно, например, из новой редакции
статей 178, 213, 228, 240, 241, 282 УК. Во многих нормах
УК в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 г. наказание
за совершение соответствующих преступлений
еще более дифференцировано в зависимости
от обстоятельств их совершения или от
признаков субъекта (ст.ст. 146, 158, 183, 185,
189, 194, 199, 105, 238 и др.).
Именно поэтому рассмотрение вопросов
связанных с понятием и видами умысла
в уголовном праве сегодня приобретает
особую актуальность, т.к. правильное определение
умысла является необходимым условием
соблюдения законности в РФ.
Цель курсовой работ – изучение и определение
умысла как вины, рассмотрение его видов
и подвидов.
Цель предусматривает решение задач.
– выявление природы и сущности умысла
в уголовном праве РФ;
– рассмотрение и определение понятия
вины и умысла в современном УК РФ;
– определения основных и иных видов и
подвидов умысла;
– выработки практических рекомендаций
по видов и подвидов умысла в уголовном
праве России.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографии.
В первой главе курсовой работы освещаются
вопросы понятия умысла, его классификация.
Во второй главе работы исследуются виды
умысла в уголовном праве РФ природы и
сущности прямого и косвенного умысла
в уголовном праве России, характеризуются
преступления совершаемые с прямым умыслом,
а так же преступления совершаемые с косвенным
умыслом.
В ходе написания работы использованы
труды отечественных юристов, а так же
законодательные акты РФ, учебная литература,
материалы судебной практики.
1.4 Умысел в Российском законодательстве в дореволюционный период.
Уголовное уложение (ст. 48) определяет, таким образом, понятие умышленной виновности: преступное деяние почитается умышленным, не только когда виновный желал его учинения, но также когда он сознательно допускал наступление обусловливающего преступность сего деяния последствия.
По поводу этого определения в объяснительной записке указано: понятие умысла или вины умышленной определяется двумя признаками — сознанием совершаемого и направлением воли, хотением (в современном законодательстве - желанием). Хотение составляет главный момент этого вида виновности, так как желать или даже и допускать что-либо возможно только при сознании желаемого. Поэтому комиссия в свое определение первого вида умысла и внесла только момент хотения, не упоминая о сознании действующего, хотя, само собой разумеется, что при разрешении в каждом отдельном случае вопроса об умышленности этого рода суд должен, прежде всего, установить наличность сознания, а потом уже определить направление воли действовавшего. Подобного же воззрения на существо умышленной вины держалось и Уложение 1845 г.
Поэтому умысел, оставляя пока
в стороне его подразделения,
может быть определен как сознательное
и водимое направление
Первой из простых форм такой сознательной деятельности было бы полное равенство представления и действительности, в то время как происшедшее является простым снимком, копией образов, созданных творческой работой мышления.
Но такого тождества между предполагаемым и выполненным мы почти не встречаем в действительности и, в особенности в области уголовного права, в связи с ограниченностью нашей психической деятельности, сложностью тех событий, которые соответствуют понятию преступного деяния. Да такого тождества и не требует вменение в вину, ставящее условием умышленности наличность сознания. Умысел предполагает, например, представление о конкретном благе, на которое направляется посягательство, так что юридически нельзя говорить об умысле вообще на убийство, на кражу, на ниспровержение правительства, а необходимо, чтобы умысел был направлен на жизнь какого-либо лица, на взятие какого-либо предмета; но, с другой стороны, эта определенность объекта не означает сознания всей совокупности его индивидуальных черт, а иногда ограничивается только определением общих условий места и времени посягательства.
Таким образом, по мнению Таганцева, умышленным убийцей будет тот, кто решился убить всякого, кого он встретит в данном месте, а равно и тот, кто из мести к жителям данной деревни отравил колодец, из которого они берут для питья воду, хотя бы последствием этого и было отравление кого-либо, случайно проходившего через деревню. Мы называем убийство умышленным, как скоро действовавший сознавал, что он направляет свой выстрел в человека, что последствием выстрела будет смерть лица; умышленность убийства не зависит от того, знал ли стрелявший, сколько лет жертве, красива ли она или дурна, больна или здорова и т.д.; если виновный предполагал ошибочно, что он стреляет в брюнета, а не в блондина и т.п., он, тем не менее, остается убийцей5.
Далее, кроме объекта, реальный характер умышленного преступного деяния предполагает известную специализацию способа и средств действия, если мы только говорим о преступной воле как о причине преступного действия. Но и в этом отношении определение порядка действия и средств выполнения может быть сделано только в общих чертах, так как виновный мог и не знать тех химических или механических процессов, путем которых задуманное должно было осуществляться. Мало того, даже иногда более или менее существенное отклонение от предположенного порядка деятельности и в особенности хода вызванных ею результатов не устраняет умышленности. Таганцев считает, что на этом основании должен быть признан умышленным убийцей тот, кто, желая утопить другого, бросил его в реку, а оказалось, что сброшенный умер не от утопления, а оттого, что, падая, ударился о камень и пробил себе череп6.
По мнению Таганцева, кроме сознания, умысел заключает в себе и другой момент — хотение, направление нашей воли к практической деятельности, представляющийся не менее, если даже не более важным. Всякая виновность есть виновность воли, а, следовательно, и виновность умышленная, ибо только волевым актам могут быть придаваемы эпитеты "злой", "добрый". Этот момент хотения также представляется сложным как относительно своего содержания, так и относительно своего сформирования.
Известные соприкосновения наши с предметами окружающего нас мира, проявления наших инстинктов, известные состояния нашего организма, особенно соединенные с воспоминаниями об испытанных уже нами ощущениях удовольствия или неприятности, даже просто творчество нашего ума, нашей фантазии порождают в нас представления о возможных наших действиях, о возможных изменениях в окружающем нас мире или в наших отношениях к нему, изменениях, могущих доставить нам ощущение приятного в обширном смысле, удовлетворение; подобные представления, рассматриваемые не как акты или процессы мышления, а с их жизнетворческой стороны, стремящейся к созиданию, сохранению или разрушению нас окружающего, мы называем желаниями.
Весьма часто эти желания благодаря или их содержанию, или условиям возникновения бесследно проносятся перед нами, не оставляя никаких, дальнейших следов в нашей психической жизни; но иногда эти желания, благодаря настроению лица или совпадению их с его характером, получают, так сказать, значение волевых актов, делаясь или отправной точкой построения разных планов, или даже стимулом дальнейшей деятельности лица, определяют его поведение. В последнем случае возникшие желания получают двоякое значение.
Как возбуждающий момент нашей деятельности, желание, получившее воленаправляющую силу, является стимулом, мотивом, а как полагаемый нашим сознанием предел, достижением которого должна завершиться наша деятельность, оно составляет цель действия. Таким образом, мотив и цель моменты психической деятельности, рассматриваемой с двух различных точек зрения: ощущение голода рождает в нас желание его удовлетворения; если для его удовлетворения мы предпринимаем что-либо, то это желание удовлетворения как отправной пункт деятельности будет мотивом, а как предел, ее заканчивающий, — целью.
Но эта относительность мотива и цели не предполагает их безусловной тождественности, а допускает различие в объеме, в степени специализирования. Очень нередко цель представляется специализированным мотивом, особенно когда двигателями являются побуждения, могущие проявляться в разнообразных конкретных формах, каковы, например, любовь, ненависть и т.п.; цель может представляться осуществлением нашего желания во всей его полноте или же в определенной части; она может проявляться в виде конкретного зла для других или в виде достижения блага для нас: мотив мщения воплощается в конкретную форму причинения физического страдания, боли, лишения жизни; мотив улучшения материального положения воплощается в цели овладения определенными материальными предметами, ценностями. Далее, как мотив, так и цель могут быть простыми, когда, например, удовлетворение желания иметь карманные часы может быть исключительно и мотивом, и целью деятельности, или же сложными. Сложная цель, кроме того, как предел деятельности, может быть расчленяема во времени.
Постановкой цели не исчерпывается тот психический процесс, путем которого наше желание может получить удовлетворение; мы предполагаем далее, что лицо наметит дорогу, выберет путь, которым оно пойдет к поставленной им цели. Этот выбор пути, эту наметку дороги мы будем называть созданием намерения, а самый путь — намерением; поставив целью своей деятельности удовлетворение голода, человек полагает достигнуть этой цели или покупкой чего-либо съестного, или испрошением милостыни, или самовольным взятием вещи.