Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 08:43, контрольная работа
«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики» - так закрепляет статья 126 Конституции Российской Федерации1[1].
Правоохранительные органы
«Верховный суд РФ»
I) «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики» - так закрепляет статья 126 Конституции Российской Федерации1[1].
Деятельность Верховного суда в РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации"2[2].
Говоря о правовом статусе Верховного суда, нужно отметить, что придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой его компетенции - дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или определения. Верховный Суд Российской Федерации является третьим звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном) уровне соответствующие высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего звена судебной системы.
II) Верховный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, нормативно - правовыми актами Российской Федерации, настоящим Регламентом. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств. Для характеристики нормативных правовых актов в судебном разбирательстве важны адресаты их предписаний, т. к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами).
Основные признаки нормативного правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается в специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.3[3] Именно эти характеристики делают нормативные акты неотъемлемой частью, при руководстве своей деятельности Верховного суда Российской Федерации. Но не стоит забывать, что некоторые нормативные акты могут в той или иной ситуации противоречить Конституции РФ.
"Если при рассмотрении
Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить".4[4]
III) Компетенция Верховного Суда Российской Федерации.
1. Верховный Суд Российской
2. Верховный Суд Российской
3. В соответствии с частью 1 статьи
104 Конституции Российской
4. Верховный Суд Российской
1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;
2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
3) публикует судебные акты
4) осуществляет иные полномочия
в соответствии с федеральными
конституционными и
IV) Верховный Суд Российской Федерации состоит из:
1) Пленум Верховного Суда
2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
3) Судебных коллегии;
4) Аппарата Верховного суда
В составе Верховного Суда РФ действуют:
Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Председателя Верховного Суда РФ.
Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья Верховного Суда РФ.
Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в конституцию РФ.
V) Пленум Верховного Суда РФ - это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. Он формируется вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Верховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух третей его состава.
Пленум действует в составе: Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации. В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи, а также другие лица. В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Основное полномочие Пленума Верховного Суда - давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.
Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В соответствии со ст. 56 "Закона о судоустройстве"7[7] руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
VI) Президиум Верховного Суда РФ - это специально создаваемый орган. Он состоит из 13 судей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.
В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители по должности и утвержденные судьи Верховного Суда РФ. Президиум принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.
Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики. Президиум также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда, тем самым осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда при осуществлении им правосудия.
Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
VII) Верховный Суд действует в составе Председателя, его заместителей и членов Верховного Суда - являющихся судьями ВС РФ. Председатель Военной коллегии (согласно ФКЗ "О военных судах Российской Федерации") одновременно должен являться заместителем Председателя Верховного Суда8[8].
Председатель Верховного Суда Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организует работу по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (а также действующих на территории РФ разъяснений Пленума Верховного Суда СССР) и вносит материалы на рассмотрение Пленума;
созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;
созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного суда Российской Федерации при рассмотрении любого дела;
руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
ведёт личный прием и организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заместители Председателя Верховного Суда:
могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
ведут личный прием граждан;
осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В случае отсутствия Председателя Верховного Суда его права и обязанности осуществляет по его поручению один из заместителей. Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации:
председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;