Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 20:15, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, имеющиеся в литературе точки зрения, и судебную практику, проанализировать закономерности правового регулирования правоотношений, связанных с уголовно-правовой квалификацией контрабанды, выявить существующие проблемы возникающие в процессе практического применения данных норм.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Общая характеристика контрабанды……….………………………….5
1.1 Понятие контрабанды………………………………………………………...5
1.2 Специальный предмет контрабанды………………………………………10
Глава 2. виды контрабанды……………………………………………………..13
2.1 Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия………………………………………………………….13
2.2 Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.………………………………………………………..………………...22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемых источников и литературы…..……
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика
контрабанды……….………………………….5
1.1 Понятие контрабанды…………………………………………………
1.2 Специальный предмет контрабанды………………………………………10
Глава 2. виды контрабанды…………………………………………………
2.1 Контрабанда сильнодействующих,
ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных
веществ, радиационных источников, ядерных
материалов, огнестрельного оружия………………………………………………………….
2.2 Контрабанда наркотических
средств, психотропных веществ или их
аналогов.………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников
и литературы…..…………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Глава комитета Госдумы по уголовному, гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников объяснил, почему в третьем президентском пакете поправок в Уголовный кодекс предлагается резко урезать статью о контрабанде.
По словам Павла Крашенинникова, жестко должна наказываться контрабанда незаконных товаров - оружия, наркотиков и тому подобное. Здесь ни о каких послаблениях речи нет. Но, по данным экспертов, большинство граждан, привлеченных по этой статье - обычные предприниматели. Кто-то решил сэкономить на пошлинах. Кто-то решил не связываться со сложными таможенными процедурами. А у кого-то просто нет иного выхода. Во многих приграничных районах просто нет другой возможности заработать, кроме как таскать мешками через границу спортивные костюмы и кроссовки. Конечно, позволять такое нельзя. Но есть иные пути: развивать экономику, усиливать контроль на границе, наказывать виновных в товарной контрабанде административном порядке [22].
Поэтому предлагается оставить наказание за товарную контрабанду только в Кодексе об административных правонарушениях. Для мелких челноков этого вполне достаточно.
Для государства и общества же гораздо опасней преступный бизнес - те же наркотики, вот на чем надо сосредоточить усилия правоохранителей. Павел Крашенинников привел статистику: депутаты решили узнать, сколько дел возбуждается по контрабанде. Допустим, тысяча. Из них дошло до суда примерно 150. Что случилось с остальными? Не исключено, люди просто договорились. Причем на стадии уголовного дела "договор" уже стоит дороже. Как результат, правоохранителям удобней бороться с челноками, чем с наркокурьерами.
Павел Крашенинников сравнил работу правоохранительной машины в этом случае с фильтром грубой очистки, который просеивает людей с деньгами. По мнению некоторых экспертов, поэтому правоохранители и не хотят менять существующие нормы. "Их так учили, - сказал Павел Крашенинников, - им удобней работать с гражданами, когда есть уголовная ответственность. А еще легче, когда человек арестован". Но именно поэтому практику и предлагается изменить.
А что касается громких дел, о которых упоминалось выше, по словам экспертов, основная опасность была в том, что некоторые представители власти и предприниматели сплелись там в коррупционный клубок. Так что и помимо контрабанды получался целый букет статей Уголовного кодекса. Чтобы бороться с такими коррупционными "товариществами", необходимо в первую очередь желание, а отсутствие уголовного наказания за товарную контрабанду тому не помеха.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при квалификации контрабанды. Предмет – закономерности правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе уголовно-правовой квалификации контрабанды.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, имеющиеся в литературе точки зрения, и судебную практику, проанализировать закономерности правового регулирования правоотношений, связанных с уголовно-правовой квалификацией контрабанды, выявить существующие проблемы возникающие в процессе практического применения данных норм.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНТРАБАНДЫ
Суть контрабанды заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов. В 90-е годы, несмотря на огромную латентность, отмечается заметный рост этого преступления в России. Если в 1990 г. был зарегистрирован 121 факт контрабанды и выявлено 35 виновных лиц, то в 2002 г. - уже 3498 случаев и выявлено 1025 виновных [12, с. 76].
Контрабанда - это перемещение в крупном размере (т. е. при стоимости перемещенных товаров, превышающей 250 тыс. руб.) через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УК РФ).
Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК такими предметами являются любые вещи, включая российские деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашних животных и т. д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, характеризуется действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и предметов в крупном размере. Закон называет шесть способов незаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным использованием средств таможенной идентификации; д) сопряженное с недекларированием; е) сопряженное с недостоверным декларированием [10, с. 87].
Перемещение через таможенную границу означает: а) ввоз на таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории товаров, транспортных средств; в) пересылку почтой; г) использование трубопроводного транспорта; д) использование линий электропередач (пп. 7 п. 1 ст. 11, ст. ст. 291, 310 и 314 ТК). Пять способов перемещения связаны с физическим пересечением таможенной границы. Один способ (вывоз с таможенной территории) - необязательно. Закон определяет место совершения преступления - таможенную границу.
Таможенной границей считаются внешние пределы таможенной территории РФ, периметры свободных таможенных зон и свободных складов (п. 4 ст. 2 ТК). Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, искусственные острова, установки и сооружения на них, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентального шельфе Российской Федерации (п. п. 1 - 3 ст. 2 ТК). На территории РФ могут размещаться свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся зонами таможенного контроля. Таким образом, понятия Государственной границы РФ и таможенной границы РФ совпадают (п. 5 ст. 2 ТК). Ввоз товаров и иных предметов означает фактическое перемещение предметов через таможенную границу до их выпуска таможенными органами (пп. 8 п. 1 ст. 11 ТК), вывоз предметов - подачу таможенной декларации и совершение иных действий с этими предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (пп. 9 п. 1 ст. 11 ТК). Иными действиями признаются: а) вход (въезд) физического лица, выезжающего из России в зону таможенного контроля; б) сдача транспортным организациям товаров; в) сдача международных почтовых отправлений организациям почтовой связи для отправки за пределы таможенной территории РФ; г) действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и иными предметами вне установленных мест (ч. 2 пп. 9 п. 1 ст. 11 ТК).
Незаконное перемещение свидетельствует о том, что перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу совершается с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом (пп. 10 п. 1 ст. 11 ТК).
Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, является крупный размер. Крупным размером в соответствии с примечанием к ст. 169 УК признается стоимость перемещаемых товаров или предметов, превышающая 250 тыс. рублей.
Анализ состава контрабанды требует уяснения целого ряда понятий, для чего необходимо обратиться к Таможенному кодексу и к ряду других нормативных актов.
Под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств Таможенный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 2004 г., понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Пределы таможенной территории РФ, а также пределы находящихся на территории РФ особых экономических зон и пределы находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию, являются таможенной границей.
В юридической литературе широко распространено мнение, что при вывозе товаров и иных предметов с таможенной территории РФ момент окончания преступления связан с подачей таможенной декларации или совершением иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения вывезти предмет преступления [20, с. 77]. Однако в этих случаях еще не происходит фактического перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу, чего требует закон.
Товары как предметы контрабанды понимаются достаточно широко. К ним относится любое движимое имущество, а также отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Незаконность перемещения определяется тем, что оно осуществляется помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием перемещаемых предметов.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, устного опроса и другими средствами, указанными в законе. Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом.
Перемещением товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля будет их перемещение через таможенную границу РФ вне определенных таможенными органами мест (таможен, таможенных постов) или вне установленного времени производства таможенного оформления. Сюда же можно отнести случаи перемещения товаров и транспортных средств путем прорыва таможенной границы - открытого перемещения (ввоз или вывоз) через таможенную границу товаров или транспортных средств, минуя таможенный контроль.
Сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, признается любое их утаивание путем использования различных тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других (камуфлирование, маскировка и т. п.) [11, с. 90].
Перемещение товаров или транспортных средств с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации связано с представлением таможенному органу необходимых для таможенных целей документов:
А) поддельных;
Б) недействительных;
В) полученных незаконным путем;
Г) содержащих недостоверные сведения
Д) либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
Под обманным использованием таможенных и иных документов следует понимать действия лиц, связанные с представлением таможенному контролю в качестве оснований для перемещения товаров или иных ценностей заведомо поддельных документов или полученных незаконным путем либо документов, содержащих ложные сведения.
Идентификация производится таможенными органами путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления и изготовления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации.
Недекларирование или недостоверное декларирование товаров (предметов) и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, - это незаявление по установленной устной, письменной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров (предметов) и транспортных средств, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.