Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Потребность общества в защите, стремление оградить себя от общественно опасных посягательств диктуют необходимость создания регулятора общественных отношений, способного выполнять эту функцию. Таким является уголовное право. Но само по себе, без механизма реализации уголовно-правовых норма оно не в состоянии защищать ни отдельного индивида, ни общество в целом. И роль такого механизма выполняет уголовно-процессуальное право

Содержание работы

Содержание:
Введение
1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела
2. Сущность и задачи возбуждения уголовного дела
3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
4. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
5. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
Заключение

Файлы: 1 файл

Введение курсовая.docx

— 46.91 Кб (Скачать файл)

Стадия возбуждения уголовного дела предшествует стадии предварительного расследования. Ее основная задача –  обеспечить быстрое реагирование на каждое преступление и создать возможность  для всестороннего, полного и  объективного исследования всех обстоятельств  происшедшего. Уголовное дело должно быть возбуждено в каждом случае, когда  существует хотя бы самая малая вероятность  того, что было совершено преступление. С момента возбуждения дела приводится в действие механизм уголовного преследования, и орган дознания, дознаватель, следователь  или прокурор получают возможность  использовать все предусмотренные  законом способы и средства в  целях обеспечения прав и законных интересов граждан и установления объективной истины.

Возбудить уголовное дело вправе прокурор, а также следователь или дознаватель  с согласия прокурора. Причем принятие такого решения – это не только право указанных органов, но и  их обязанность: дело должно быть возбуждено в каждом случае обнаружения признаков  преступления.

Прокурор может возбудить уголовное  дело о любом преступлении.

Следователь вправе ходатайствовать  перед прокурором о возбуждении  уголовного дела, когда информация о преступлении поступила непосредственно  к нему или когда он сам обнаружил  признаки преступления (например, при  производстве следствия по другому преступлению). Обычно им возбуждаются дела, подследственные ему по родовому и территориальному признакам.

Орган дознания обращается к прокурору  с ходатайством о возбуждении  уголовного дела в случае, когда  необходимо произвести неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). Дознаватель  ходатайствует перед прокурором о возбуждении уголовного дела, расследование  по которому проводится в форме дознания.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор, а также следователь или дознаватель  с согласия прокурора вправе возбудить  уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного обвинения  и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено  в отношении лица, находящегося в  зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему  правами.

Никакие другие органы не вправе возбудить  уголовное дело. Они могут лишь ставить вопрос о принятии такого решения перед прокурором, следователем или дознавателем, что рассматривается  как повод к возбуждению уголовного дела.

Не наделен таким правом и  суд, т. к. это несовместимо с осуществляемой им функцией отправления правосудия. Если в ходе судебного разбирательства  обнаруживаются признаки другого преступления, возбудить уголовное дело по этому  факту может прокурор.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

 Под поводом к возбуждению  уголовного дела следует понимать  получение дознавателем, органом  дознания, следователем или прокурором  из указанных в ч. 1 ст. 140 УПК  источников сведений о готовящемся  или совершенном преступлении.

Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает  возникновение уголовно-процессуальных отношений. С его появлением у  указанных органов возникает  юридическая обязанность принять  заявление (сообщение) о совершенном  или готовящемся преступлении, проверить  его и вынести соответствующее  решение, уведомив о нем заявителя.

Однако не каждое заявление (сообщение) о преступлении, полученное дознавателем, органом дознания, следователем или  прокурором, является поводом к возбуждению  уголовного дела, т. к. не все эти  заявления (сообщения) влекут правовую обязанность по их рассмотрению и  разрешению. Для возникновения такой  обязанности необходимо, чтобы сведения о преступлении были получены из перечисленных  в ч. 1 ст. 140 УПК источников.

Заявление о преступлении – самый  распространенный повод к возбуждению  уголовного дела. Правом обратиться к  дознавателю, органу дознания, следователю  или прокурору с заявлением о  совершенном или готовящемся  преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал  от этого преступления. Вместе с  тем ст. 20 УПК устанавливает, что  уголовные дела частного обвинения  могут быть возбуждены не иначе как  по заявлению потерпевшего и его  законного представителя (ч. 2), а  дела частно-публичного обвинения –  по заявлению потерпевшего (ч. 3). В  соответствии же с ч. 4 этой статьи прокурор, а также следователь или дознаватель  с согласия прокурора вправе возбудить  уголовное дело о любом преступлении, преследуемом в частном или частно-публичном  порядке, и при отсутствии заявления  потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или  по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему  правами.

Согласно ст. 141 УПК, заявление о  преступлении может быть сделано  как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом к  возбуждению уголовного дела. Поэтому  письменное заявление должно быть подписано  заявителем, а устное заявление о  преступлении заносится в протокол, который также должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Кроме этого, протокол принятия устного заявления должен содержать  данные о заявителе, а также о  документах, удостоверяющих его личность.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного  действия или в ходе судебного  разбирательства, то оно заносится  соответственно в протокол следственного  действия или протокол судебного  заседания.

В случае, когда заявитель не может  лично присутствовать при составлении  протокола, его заявление оформляется  рапортом лица, получившего данное сообщение, об обнаружении признаков  преступления.

Сигналы о преступлениях, поступившие  в органы внутренних дел по телефону, должны быть зарегистрированы в журнале. Если лицо, сделавшее такое сообщение, установлено, у него отбирается письменное заявление или составляется протокол приема устного заявления. Если же телефонный звонок был анонимным, поводом к  возбуждению уголовного дела в случае принятия такого решения будет указанное  в п. 3 ст. 140 УПК сообщение о  совершенном или готовящемся  преступлении, полученное из иных источников.

Заявитель предупреждается об уголовной  ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Второй повод к возбуждению  уголовного дела – явка с повинной – представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном  им преступлении (ст. 142 УПК).

Для того чтобы такое сообщение  могло быть признано явкой с повинной, необходимо наличие двух обязательных условий: во-первых, гражданин должен указывать на свои собственные действия и, во-вторых, указывать на эти действия как на преступные, т.е. он должен признавать свою вину в совершении преступления. Поэтому если, например, водитель сообщает, что он участвовал в дорожно-транспортном происшествии, но отрицает свою вину в нем, явки с повинной не будет.

Определяющим признаком явки с  повинной является добровольная передача себя в руки правосудия. Исходя из этого  следует признать, что она будет  не только тогда, когда гражданин  лично явился к дознавателю, следователю  или прокурору, но и тогда, когда  сообщение было сделано им по почте, телеграфу, телефону (если, конечно, им указаны все данные, устанавливающие  его личность и позволяющие в  любой момент встретиться с ним  и получить подтверждение полученных сведений).

В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК заявление  о явке с повинной может быть сделано  как в письменном, так и в  устном виде. Устное заявление о  явке с повинной принимается и  заносится в протокол в том  же порядке, что и заявление о  преступлении, поданное иным лицом. В  заявлении или протоколе нужно  указать, когда, где, каким образом  и при каких обстоятельствах  совершено преступление, какими данными  оно подтверждается, каковы мотивы, побудившие лицо явиться с повинной, и т. п.

Явка с повинной имеет не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-правовое значение: она является обстоятельством, смягчающим ответственность, а в  указанных в законе случаях –  и основанием для освобождения лица от уголовной ответственности или  наказания.

Третьим поводом к возбуждению  уголовного дела является сообщение  о совершенном или готовящемся  преступлении, полученное из иных источников. Таковым, в частности, являются сообщения  учреждений или организаций, а также  должностных лиц. Эти сообщения  должны быть сделаны в письменной форме в виде служебного письма или  заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы. К ним могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства совершенного преступления. По делам, возбуждаемым лишь по жалобе потерпевшего, такие сообщения представляют источник первичных сведений; поводом же к возбуждению уголовного дела они могут быть только тогда, когда на попечении этих учреждений и организаций находится несовершеннолетнее лицо, пострадавшее от данного преступления.

Под эту же категорию подпадает  и сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации (печати, радио, телевидении и др.), о котором говорится в ч. 2 ст. 144 УПК. Характерным для этих источников является то, что содержащиеся в  них сведения не адресуются непосредственно  прокурору, следователю или органу дознания; они в первую очередь  рассчитаны на привлечение внимания общественности, в том числе и  лиц, наделенных правом возбуждать уголовное  дело. Формы подачи материала средствами массовой информации могут быть самыми различными (статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, документальный фильм и  т. п.).

Рассматриваемым поводом к возбуждению  уголовного дела охватывается также  выявление дознавателем, следователем, прокурором информации о преступлении по собственной инициативе. Так, орган  дознания может выявить признаки преступления при осуществлении  оперативно-розыскных мероприятий, дознаватель и следователь –  при расследовании других уголовных  дел, прокурор – при осуществлении  надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными  объединениями, должностными лицами и  за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т. п.

Кроме того, рассматриваемый повод  будет и тогда, когда заявления  и сообщения о преступлениях  не соответствуют установленным  для них законом требованиям. Например, прокурор при наличии определенных условий может возбудить уголовное  дело о преступлении, преследуемом в порядке частного обвинения, и  без жалобы потерпевшего. В этих и некоторых других случаях поводом  к возбуждению дела будет непосредственное обнаружение признаков преступления лицом, принимающим такое решение.

Для возбуждения уголовного дела, помимо повода, необходимо и основание. Таким основанием является наличие  достаточных данных, указывающих  на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Если в имеющихся в распоряжении прокурора, следователя или органа дознания данных содержится информация о деянии, которое не является преступлением, уголовное дело не может быть возбуждено. Так, недопустимо возбуждение уголовного дела на основе сведений об антиобщественных мыслях и установках лица, если они  не были воплощены в конкретном преступном деянии. Не может считаться обоснованным и возбуждение дела при наличии  данных о противоправных, но уголовно ненаказуемых деяниях (административных проступках, гражданских правонарушениях  и т. п.). Нельзя возбуждать уголовное  дело и в случаях, когда лицо, совершившее  общественно опасное деяние, не достигло возраста, с которого наступает уголовная  ответственность.

Вместе с тем для возбуждения  уголовного дела достаточно, если имеющиеся  сведения характеризуют содеянное  лишь в общих чертах. Так, для принятия такого решения не обязательно устанавливать  лицо, совершившее деяние, форму  его вины и т.п. Выявление этих обстоятельств является задачей  расследования. Для возбуждения  же уголовного дела вполне достаточно данных, свидетельствующих о наличии  объективных признаков (объекта  и объективной стороны) преступления.

Причём наличие этих признаков  нет необходимости устанавливать  достоверно. Уголовное дело должно возбуждаться даже при наличии минимальной  степени вероятности того, что  преступление действительно было совершено. В ходе дальнейшего производства это предположение может не подтвердиться, и дело будет прекращено. Но это  не означает, что оно было возбуждено неосновательно. Прекращение дела –  это нормальный (один из возможных) результат расследования, соответствующий  задаче установления истины.

Обязательным условием законного  возбуждения уголовного дела служит также отсутствие обстоятельств, исключающих  принятие этого решения (ст. 24 УПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Дознаватель, орган дознания, следователь  и прокурор обязаны принять и  проверить сообщение о любом  совершенном или готовящемся  преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК). Это значит, что они не вправе отказать в приеме и регистрации информации о преступлении по каким бы то ни было мотивам.

Срок принятия решения по поступившему заявлению – трое суток. Однако согласно ч. 3 ст. 144 УПК прокурор, начальник  следственного отдела, начальник  органа дознания вправе по ходатайству  соответственно следователя или  дознавателя продлить срок рассмотрения сообщения о преступлении до десяти суток. Этот срок является окончательным  и продлен быть не может. Поэтому  если в десятисуточный срок так и  не удалось установить, имеется ли основание к возбуждению уголовного дела, оно должно быть возбуждено и  наличие или отсутствие такого основания  должно выясняться уже в ходе предварительного расследования. Если же наличие в  деянии признаков преступления в  процессе расследования не подтвердится, принимается решение о прекращении  уголовного дела в соответствии с  п. 1 ст. 24 УПК.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела