Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:38, лекция
Задержание - мера уголовно-процессуального принуждения, близко примыкающая по характеру ограничений, которым подвергается личность, к мере пресечения в виде заключения под стражу. По существу - это кратковременное лишение свободы подозреваемого В силу неотложности задержания закон не требует для его применения санкции, прокурора или решения суда. В то же время закон устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения.
§ 4. Задержание подозреваемого
Задержание - мера уголовно-процессуального
принуждения, близко примыкающая по
характеру ограничений, которым
подвергается личность, к мере пресечения
в виде заключения под стражу. По
существу - это кратковременное лишение
свободы подозреваемого В силу неотложности
задержания закон не требует для его применения
санкции, прокурора или решения суда. В
то же время закон устанавливает ряд гарантий
законности и обоснованности осуществления
этой меры принуждения, четко регламентируя
условия, основания, мотивы и сроки ее
применения.
Правила производства задержания закреплены
в ст. 122, 122, 123 УПК, а также в Положений о
порядке кратковременного задержания
лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Производство задержания допустимо лишь
при определенных условиях и по основаниям,
указанным в законе.
Задержание может быть применено только
к лицу, подозреваемому в совершении преступления,
за которое предусмотрено наказание в
виде лишения свободы (ст. 122 УПК).
Только орган дознания, следователь и
прокурор правомочны решить вопрос о задержании
лица (ст. 122, 127, 211 УПК).
Под основаниями задержания понимают
фактические данные, позволяющие подозревать
лицо в совершении преступления, а именно:
1) когда лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно после
его совершения: 2) когда очевидцы, в том
числе и потерпевшие, прямо укажут на данное
лицо как на совершившее преступление:
3) когда на подозреваемом или на его одежде,
при нем или в его жилище будут обнаружены
явные следы преступления.
При наличии "иных данных", дающих
основание подозревать лицо в совершении
преступления, оно может быть задержано
лишь в случаях, если покушалось на побег,
не имеет постоянного места жительства
или не установлена личность подозреваемого.
Под "иными данными" следует понимать
доказательства, полученные в ходе производства
по делу и достаточные для подозрения
лица в совершении преступления. К таким
данным, например, относятся показания
свидетелей и потерпевших, не являющихся
очевидцами, о сходстве подозреваемого
по приметам с разыскиваемым преступником
и т. п. Поскольку иные данные менее определенны,
чем указанные в п. 1, 2,3 ч. 1 ст. 122 УПК, закон
связывает допустимость задержания по
ним с наличием определенных условий:
покушением на. побег, отсутствием постоянного
места жительства, не установлением личности
подозреваемого. Эти условия делают необходимым
производство задержания, т. к. придают
ему неотложный характер и усиливают степень
вероятности данных о причастности лица
к преступлению.
Закон говорит о праве органа дознания
и следователя задержать лицо, если есть
установленные законом условия и основания.
Чтобы право на задержание превратилось
в обязанность, налицо должны быть мотивы,
обусловливающие его необходимость в
данном конкретном случае. Мотивы задержания
определяются теми целями, которые преследует
эта мера процессуального принуждения.
Положение о порядке кратковременного
задержания (ст. 1) называет в качестве
целей задержания выяснение причастности
задержанного к преступлению и разрешение
вопроса о применении меры пресечения
в виде заключения под стражу. Такими целями
могут быть также воспрепятствование
подозреваемому продолжать преступную
деятельность, скрыться от следствия и
суда, помешать установлению истины.
Во всяком случае задержание должно быть
оформлено протоколом. В нем излагаются
основания и мотивы задержания, день и
час, год и месяц, место задержания, объяснения
задержанного и время составления протокола.
Протокол подписывается лицом, его составившим,
и задержанным (ст. 122 УПК).
Протокол задержания, составленный в милиции
или другом органе дознания, должен быть
утвержден начальником органа, так как
закон только его наделяет правом произвести
задержание.
Положение о порядке кратковременного
задержания предусматривает в качестве
правового основания задержания и помещения
задержанного в камеру для задержанных
кроме протокола также постановление
следователя или органа дознания (ст. 3,
6). Постановление о задержании выносится,
если основания к задержанию выявляются
в ходе расследования дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции
РФ и ст. 47 УПК с момента объявления подозреваемому
протокола задержания, но не позднее 24
часов с момента задержания, к участию
в деле допускается защитник.
Если при задержании необходимо произвести
личный обыск подозреваемого, его производство
не требует вынесения постановления и
санкции прокурора (ст. 172 УПК).
Срок задержания исчисляется с момента
доставления лица, подозреваемого в совершении
преступления, в орган дознания или к следователю,
поэтому важно, чтобы в протоколе указывалось
время доставления лица в орган дознания
или к следователю. Если задержание производится
на основании постановления органа дознания
или следователя, то срок задержания исчисляется
с момента фактического задержания лица
(ст. 3 Положения).
О всяком случае задержания лица орган
дознания или следователь обязаны в течение
24 часов сделать письменное сообщение
прокурору, а последний в течение 48 часов
с момента получения извещения обязан
дать санкцию на заключение под стражу
либо освободить задержанного. Следовательно,
срок задержания не может превышать 72
часов.
Орган дознания (следователь) обязан уведомить
о задержании подозреваемого его семью,
если известно место ее жительства. Если
лицо задержано по подозрению в совершении
тяжкого преступления, уведомление семьи
производится в случае, если это не воспрепятствует
установлению истины.