Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:30, курсовая работа
Введение в действие УК РФ позволило правоохранительным органам привлекать к уголовной ответственности руководителей и служащих негосударственного сектора экономики за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, что, как очевидно, способствовует укреплению правопорядка и становлению эффективных рыночных отношений. К сожалению, происходящие в современной России позитивные преобразования сопровождаются глубоким кризисом во всех сферах жизнедеятельности нашего общества и государства, в том числе и «кризисом власти».
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Должностное лицо в законодательстве Российской Федерации……………...5
2.Превышение должностных полномочий в Уголовном праве Российской Федерации…..……………………………………………………………………..10
3.Виды превышения должностных полномочий. Коррупция и методы борьбы с коррупцией………………..……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...20
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………….25
Против Коррупции часто предлагается применение самых крайних и беспощадных средств, включая расстрелы без суда и следствия, периодическую экспроприацию, внесудебное насилие, предлагается действовать в соответствии с лозунгом «грабь награбленное». Тем самым представление о Коррупции формируется по манихейской схеме и служит элементом как авторитарного идеала (только беспощадная сильная власть, не считающаяся с либеральным слюнтяйством, способна подавить Коррупцию без остатка, так и элементами локализма, вечевого идеала. Реальная борьба с Коррупцией возможна лишь на основе роста ответственности личности, культурной интеграции большого общества, на основе углубления всеобщего, ослабления дезинтеграции.
Развитие экономики и поддержание ее подчас скрытого существования происходит иногда через Коррупцию. Вырастая из системы дефицита, Коррупция одновременно может служить элементом скрытого механизма, приводящего в жизнь экономическую (псевдоэкономическую) систему.
Практически без нарушений невозможна в стране никакая полезная деятельность. Поэтому, крайне трудно провести границу, которая позволила бы, уничтожая гидру Коррупции, сохранить функциональные системы общества. В противном случае борьба с Коррупцией может привести к вытеснению одной формы дезорганизации и усилению другой, ибо административное подавление системы монополии на дефицит без соответствующего развития рынка лишь усилит общую дезинтеграцию.
В условиях монополии на дефицит, когда хищения стали нормой, само понимание Коррупции является весьма неопределенным. В разряд Коррупции попадает также частная инициатива, «нетрудовые доходы», т.е. возникающие новые социокультурные мутации, которые открывают для общества, погружающегося в хаос дезинтеграции, новые позитивные возможности. Тем самым вместе с жуликами и ворами под жернова борьбы с Коррупцией попадают живые силы общества, талантливые организаторы, менеджеры.
Во многих обществах коррупционные действия, согласно правовым или административным инструкциям, обычное явление и считаются «нормальным» поведением. Данное явление бывает неотъемлемой частью достижения (социально) необходимых результатов для отдельных индивидов, корпораций и объединений.
В Российской Федерации Коррупция - понятие не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида - от дисциплинарных до уголовно-правовых. В уголовном кодексе нет состава преступления, называемого Коррупция. Имеется ряд составов, прежде всего должностных, которые предусматривают ответственность за действия, охватываемые понятием Коррупция. В их числе: получение и дача взятки, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности и др.
Распространенность коррупционных преступлений в значительной степени зависит от их раскрываемости, точнее, от неотвратимости ответственности за них. По статистике практически все выявленные факты взяточничества раскрываются. Наказание назначается лишь в каждом четвертом-пятом случаях7. Умаров М. Н. Коррупция: основы противодействия//Еженедельная газета "эж-ЮРИСТ", N 17/2007 Вряд ли среднестатистический коррупционер в состоянии воспринять подобную угрозу возмездия как серьезное препятствие к совершению коррупционных действий. Можно без преувеличения сказать, что неотвратимость ответственности за коррупцию - абсолютная утопия и с теоретической, и с практической точки зрения.
Формирование отечественного уголовного законодательства об ответственности за превышение должностных полномочий имело эволюционный характер. После того, как данная норма впервые появилась в Соборном уложении 1649 г., она неизменно оставалась в поле зрения законодателя.
Последствия должностного превышения могут распространяться и на посторонних лиц, не имеющих никакого отношения к представляемому должностным лицом ведомству. Объективная сторона превышения должностных полномочий в теории и на практике понимается достаточно однообразно и в целом соответствует законодательному толкованию этого состава преступления. Состав превышения должностных полномочий по установке является материальным и характеризуется тремя признаками: преступным действием, последствиями в виде существенного нарушения законных прав и интересов личности, общества и государства, и причинной связи между ними.
Отличие превышения должностных полномочий от других преступлений должно производиться либо по объекту и субъекту, либо по признакам их объективной стороны. Так многие путают это понятие, например, с понятием «Злоупотребление должностных полномочий». Два эти понятие разные по содержание, но часто пересекаются.
Нередко допускаются ошибки при понимании квалифицирующего и особо квалифицирующих признаков превышения должностных полномочий. Причина этого заключается в наличии оценочных формулировок уголовного закона.
При отграничении должностного превышения и злоупотребления следует иметь в виду два главных критерия: по объективной стороне (характер нарушения) и по субъективной (обязательным мотивом злоупотребления является корыстная или иная личная заинтересованность). Характер поступков при злоупотреблении в целом находится в рамках служебных полномочий должностного лица, эти действия можно было бы считать правомерными, если бы они вызывались служебной необходимостью. Наоборот, при превышении чиновник всегда выходит за пределы своей должностной компетенции, хотя зачастую руководствуется ложно понятыми интересами службы. Причинение потерпевшему физического вреда может быть признаком лишь превышения, а не злоупотребления должностными полномочиями.
Объектом превышения должностных полномочий по действующему законодательству являются интересы службы в государственных и муниципальных органах, учреждениях и организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также авторитет занимаемой должности. Альтернативно дополнительными объектами выступают личность, собственность, общественная безопасность и общественный порядок. Теоретически и практически оправданно отнесение к объекту должностного превышения установленного порядка нотариальной деятельности, а также деятельности организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Субъект превышения должностных полномочий особый - должностное лицо, признаки которого изложены в примечании 1 к ст. 285 УК.
Вина при превышении должностных полномочий возможна в виде как прямого, так и косвенного умысла. Допущение отдельными учеными неосторожной вины противоречит принципу вины и субъективному вменению, закрепленным в ст. 5 УК. Нет при превышении и двойной формы вины, поскольку эта позиция не соответствует ст. 27 УК. Явный характер выхода должностным лицом за пределы своих полномочий имеет двойственную, объективно-субъективную природу, и охватывается умыслом виновного.
Мотивы и цели, руководившие должностным лицом, не принимаются во внимание при квалификации поступка, но учитываются при назначении ему окончательного наказания. При этом типичным мотивом, наряду с корыстными и иными личными побуждениями, являются ложно понятые интересы служебной необходимости
Причинная связь при должностном превышении очень часто носит тяжелый характер, тем более, если преступление связано с посягательством на жизнь и здоровье пострадавших. Решение о ее наличии и развитии следует принимать на основе теории необходимой и случайной причинной связи.
В заключение моей работы, можно сделать однозначный вывод - преступления против государственной власти - это общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства. Как правило, эти преступления совершаются путем активных действий виновных лиц. Однако в некоторых случаях (ст. 285, 287, 293) закон в качестве формы осуществления общественно опасного посягательства на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления допускает и преступное бездействие, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностным лицом лежащих на нем служебных обязанностей.
В настоящей курсовой работе мне хотелось, как можно подробнее описать проблемы нашего общества связанные с деятельностью должностных лиц. Ведь сейчас довольно часто встречаются недобросовестные чиновники, которые занимают свои посты, а, по сути, работу свою выполняют в противоречие закону.
Президент России Д.А.Медведев и В.В.Путин за всю свою деятельность вводили поправки в закон о превышении и злоупотреблении должностных полномочий. Но на практике законы не работают. В каждом регионе, в каждом городе найдется такой чиновник, который, например, берет взятки.
Как же бороться с этими преступлениями?
На мой взгляд, прежде всего, нужно сделать так, чтоб соблюдался закон. Чтобы чиновники соблюдали все свои обязанности во благо народа. А это в корне изменит нашу систему правительства в лучшую сторону.
1 |
Авторитаризм |
форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти. |
2 |
Арест |
вид превентивных мер процессуального принуждения по уголовному делу. |
3 |
Коррупция |
термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. |
4 |
Местное самоуправление |
государственное разрешение населению решать некоторые вопросы местного значения, например, национальные праздники, местные промыслы, вернисажи местных промыслов, уборка территорий, некоторые виды малого бизнеса и др., учитывая интересы всех жителей местной территории. |
5 |
Объект преступления |
уголовно-правовая категория, которая используется для обозначения общественных институтов, которым причиняется ущерб вследствие совершения преступления. Чаще всего в числе таких институтов называются общественные отношения, а также социальные ценности, интересы и блага |
6 |
Принудительные работы |
вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части. |
7 |
Полномочие |
право, официально предоставленное кому-либо на совершение чего-либо. |
8 |
Субъект преступления |
лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно-правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из элементов состава преступления. |
9 |
Физический вред личности |
вред, причиненный жизни и здоровью (термин употребляется в уголовном судопроизводстве). |
10 |
Физическое лицо |
человек как субъект права (носитель прав и обязанностей), в отличие от юридических лиц, должностных лиц и публично-правовых образований. |
11 |
Юридическое лицо |
по гражданскому законодательству РФ организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. |
1 |
«Уголовный кодекс Российской Федерации» №63-ФЗ от 7 декабря 2011 -ISBN |
2 |
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993г.-ISBN |
3 |
«Гражданский кодекс Российской Федерации» №51-ФЗ от 27 декабря 2009 года -ISBN |
4 |
Кодекс «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (в редакции Федерального закона 03.03.2008 № 21-ФЗ) // Российская газета, № 256 от 31.12.2001г.-ISBN |
5 |
Засов К.П. «Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике» // Современное право 2003 №8 с.33-ISBN |
6 |
Конференция «Уголовное право: прошлое, настоящее, будущее» Секция 2, Проблемы доктринальной и правоприменительной адаптации уголовного законодательства. Москва 13.10.2004г.-ISBN |
7 |
Лобырев В.А. «Должностное лицо как специальный субъект уголовно-правовых отношений» // Научные труды ученых - юристов. -№ 12 2010г.-ISBN |
8 |
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000г. «О судебной практике по делам о взятничестве и коммерческом подкупе»-ISBN |
9 |
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. /Под редакцией Здравомыслова Б.В. доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист РСФСР. М.1999г.-ISBN |
10 |
Умаров М.Н. «Коррупция- основы противодействия» // Еженедельная газета «эж-ЮРИСТ», №17/ 2007г.-ISBN |
11 |
Юкша Я.А. Книга «Действительный адвокат», Издательский дом «РИОР», 2008г. |
Приложение А |
|
Приложение Б |
|
Приложение В |
|
1 Ст.201 Уголовного Кодекса РФ
2 Засов К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике // Современное право. 2003. N 8. С.33.
Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица