Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование контроля и надзора за деятельностью полиции.
Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
1. рассмотреть понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции.
2. рассмотреть государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль.
3. рассмотреть общественный контроль за деятельностью полиции: субъекты, направления.
4. рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.
Введение 3
1. Понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции 5
2. Государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль 8
3. Общественный контроль за деятельностью полиции: 13
субъекты, направления 13
4. Судебный контроль и прокурорский надзор за 21
деятельностью полиции 21
Заключение 31
Список литературы 33
Содержание
Ежегодно проблема правового и организационного обеспечения контроля за деятельностью органов внутренних дел приобретает особую государственную важность. В условиях глобализации связанных с ускоренным развитием общественных процессов, политического, экономического, информационного и социального взаимодействия, постепенного формирования институтов гражданского общества, появляется реальная необходимость повышения работы ОВД не только по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию преступлений, обеспечению общественной безопасности, декриминализации общества, но и в принятии действенных контрольных мер за деятельностью самой системы. Такая потребность особенно обуславливается необходимостью усиления государственного контроля за соблюдением прав человека и гражданина, исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента, принятых в их исполнение постановлений и распоряжений Правительства, нормативных правовых актов МВД.
В настоящее
время одной из основных задач
контроля за деятельностью органов
внутренних дел, равно как и остальных правоохранительных
органов исполнительной власти является
предупреждение возможности превышения
власти силовыми структурами. Поскольку
сегодняшний госаппарат является в значительной
степени забюрократизированной, коррумпированной
системой, не мотивированной на позитивные
изменения, а тем более на динамичное развитие.
Поэтому проблема контроля и надзора за
ОВД является актуальной и не вызывает
сомнений тот факт, что укрепление подобных
институтов значительно повысит эффективность
власти, в том числе эффективность деятельности
ОВД.
Степень изученности темы. Проблематика контроля широко обсуждается в научной литературе: Алёхин А.П., Бахрах Д.П., Козлова Ю.М., Конин Н.М., Попова Л.Л.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере контроля и надзора за деятельностью полиции.
Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, регулирующие осуществление контроля и надзора.
Целью курсовой работы является исследование контроля и надзора за деятельностью полиции.
Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
1. рассмотреть понятие, особенности и виды контроля за деятельностью полиции.
2. рассмотреть государственный контроль за деятельностью полиции. Ведомственный и вневедомственный контроль.
3. рассмотреть общественный контроль за деятельностью полиции: субъекты, направления.
4. рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.
Определение понятия
и содержания контроля возможно только
при раскрытии понятия и
Таким образом, в упрощенном понимании контроль - это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.
Такие действия, естественно, не возникают сами по себе или каким-то сверхестественным путем. Контроль, как известно, осуществляют люди через специально созданные для этого структуры, наделенные определенными полномочиями. Полномочия дают власть, в том числе и органы управления. Власть - легитимный источник всякого контроля. Властное воздействие представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой люди, социальные институты в силу разных причин (материальных, экономических, социальных, политических и других) добровольно (осознанно) или по принуждению (воли, авторитета, права, насилия и др.) признают верховенство других людей.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.1
В теории управления контроль рассматривается в качестве одной из основных функций субъекта управления. В контроле также как в процессе принятия решений, субъект управления наиболее полно и ярко реализует свой волевой императив, свои властные правомочия. Управляющее воздействие контроля проявляется прежде всего в том, что под его влиянием поведение управляемой системы (объекта управления) удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, регламентов и многих других установлений. Действенность контроля, его властная сила утверждаются путем применения различных санкций, неотвратимость и «жесткость» которых зависит от «тяжести» допущенных нарушений. Поэтому по своей сути контроль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффективности управления.
Сущность контроля заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
Анализ литературы по административному праву, социальному управлению свидетельствует о том, что в определении сущности контроля среди ученых нет единства. Авторы определяют его по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, деятельность, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т.д. Данные подходы, очевидно, не столько отражают стремление дать универсальную формулу понятия контроля, сколько являются следствием рассмотрения данного феномена через призму интересов представителей различных научных направлений - философских, управленческих, политических, правовых, кибернетики и др2. Поэтому можно согласиться с позицией каждого из авторов, ибо в его индивидуальном подходе содержится какой-либо элемент того большого и емкого содержания, которым обладает понятие «контроль». Таким образом, можно констатировать, что контроль в целом - не что иное, как осуществление функции управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать, отслеживать то или иное явление.
Функция управления - это, по утверждению, например, Г. В. Атаманчука, «реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, которое они воспринимают и на которое реагируют»3. Контроль сам по себе не представляет первичной деятельности, он касается действий, осуществляемых независимо от контроля. Вместе с тем контроль является и самостоятельным видом работы. Его сущность состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица. Из буквального смысла такого определения следует, что контроль осуществляется в целях наблюдения и охватывает сбор данных и передачу информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий, которые направлены на то, чтобы выявить причины обнаруженных отклонений и определить пути их устранения для эффективного функционирования государственных органов власти. Такая формула определяется понятием «контрольная деятельность»4.
В главе 10 ФЗ «О полиции» выделены несколько видов контроля за деятельностью полиции:
- государственный контроль;
- общественный контроль;
- судебный контроль и надзор;
- прокурорский надзор5.
Подробно каждый вид контроля будет рассмотрен ниже.
Таким образом, можно сделать вывод, что однозначного толкования термина «контроль» в юридической науке нет. Однако из всех названных ранее определений данного термина можно сделать вывод, что контроль всегда связан с целью, т.е. контроль – это либо целенаправленные действия, либо это процесс достижения поставленных целей. Виды контроля за деятельностью полиции: государственный контроль, общественный контроль, судебный контроль и надзор, прокурорский надзор.
2. Государственный
контроль за деятельностью
Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами6.
Основной субъект президентского управления, например, Президент РФ, часть функций по контролю делегирует структурным подразделениям своего аппарата, тогда появляются специализированные контрольные органы, каковыми являются Главное контрольное управление Президента РФ, Государственная военная инспекция Президента РФ. Им главой государства вместе с обязанностями по контролю передана и часть властных полномочий, которые определены в положениях о данных органах, принятых соответствующими указами Президента. Вышесказанное может привести к иллюзии, что контроль включает и возможность контролеров давать обязательные для исполнения указания. Более того, и в тех случаях, когда контролирующий орган не наделен такими полномочиями, мнение проверяющих о наличии недостатков воспринимается проверяемыми как сигнал к действиям по их устранению без указаний от основного субъекта управления7.
С точки зрения теории управления, контроль присутствует в любой управляемой системе. В управлении контролю принадлежит значительное место, так как он служит важной функцией президентского, административного и иных видов управления. В специфической сфере деятельности, например, борьбе с преступностью, контроль является закономерным и неотъемлемым атрибутом государственной власти. Субъектами этого контроля выступают компетентные государственные органы, например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ (см. ст.20 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также органы, которым государством на основе законов и подзаконных актов делегированы соответствующие полномочия по осуществлению контроля за деятельностью органов исполнительной власти8.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации согласно ч.1 ст.11 Конституции РФ9 осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. В соответствии с конституционным принципом разделения властей на федеральном уровне различаются следующие виды президентского контроля: президентский контроль, контроль органов законодательной (представительной) власти, контроль органов исполнительной власти, контроль органов судебной власти10.
Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ состоят, в частности, в том, что с его согласия Президент РФ назначает государственных должностных лиц, включая Председателя Правительства РФ. К ведению Совета Федерации относится утверждение указов Президента о введении военного либо чрезвычайного положения; его полномочия также осуществляются в форме депутатского запроса Правительству РФ11.
Необходимо признать, что государственный контроль как таковой не справился со своей задачей, что подтверждается возросшим за последние годы количеством правонарушений среди полицейских и высокой степенью их коррумпированности. Это произошло по причине того, что руководители находятся в подчинении у региональных полицейских начальников. Поэтому совершенные полицейскими преступления фильтруются: какие-то регистрируются, какие-то – прячутся от учета и регистрации.
По названным причинам назрела необходимость создания службы по контролю за деятельностью полиции, руководитель которой назначался бы на должность Президентом России и не находился бы в подчинении у министра внутренних дел. Сотрудники названной службы прежде всего должны сконцентрировать свои усилия на проведении в отношении коррумпированных полицейских прослушивания телефонных переговоров, наблюдении за исполнением ими профессиональных обязанностей, негласной видеозаписи в служебных кабинетах. Уместно также оперативно внедрять своих сотрудников в полицейские подразделения в целях выявления так называемых «оборотней в погонах».
Именно на указанную службу необходимо возложить обязанности по установлению видеокамер в служебных помещениях полиции, поскольку большая часть недозволенных методов раскрытия и расследования преступлений совершается в зданиях и помещениях правоохранительных органов.
Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится министерствами, комитетами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им организаций и учреждений. Обычно такой контроль реализуется путем проведения ревизий и тематических проверок.