Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:50, контрольная работа
Согласно п. 2.3. Инструкции по организации взаимодействия подразделений служб внутренних дел, при поступлении сообщения о преступлении оперуполномоченный имеет право:
– осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» , по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, для проведения которых взаимодействует с сотрудниками других служб органов и подразделений внутренних дел и иных ведомств;
Задание 1 3
Задание 2 5
Задание 3. Органы дознания – субъекты применения мер пресечения. Особенности избрания заключения под стражу при дознании 6
Список источников 12
Начальник криминальной милиции дал указание оперуполномоченному уголовного розыска проверить заявление гр. Борисова и возбудить уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ. Оперуполномоченный возразил начальнику криминальной милиции, сославшись на то, что он не дознаватель и выполнение подобных указаний не входит в его компетенцию.
Прав ли оперуполномоченный уголовного розыска? Правомерно ли указание начальника криминальной милиции?
Ответ:
Согласно п. 2.3. Инструкции по организации взаимодействия подразделений служб внутренних дел, при поступлении сообщения о преступлении оперуполномоченный имеет право:
Также, согласно ст. 40 УПК РФ мы знаем, что основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция. Милиция, в свою очередь, включает в свой состав криминальную милицию и милицию общественной безопасности3.
Криминальная милиция является органом дознания4.
Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Начальники криминальной
милиции являются по должности заместителями
начальников соответствующих
Таким образом, можно сделать вывод о том, что оперуполномоченный прав не был, а указание начальника криминальной милиции правомерно.
4 сентября в отношении гр. Жукова дознавателем возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 158 УК РФ. 10 сентября Жуков был задержан в качестве подозреваемого по ст. 91 УПК, а 12 сентября по судебному решению Жукову была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 224 УПК РФ, дознаватель составил обвинительный акт через 10 суток со дня получения согласия суда на арест подозреваемого и 21 сентября направил дело прокурору.
Оцените правомерность действий дознавателя.
Ответ:
Действия дознавателя правомерны и полностью согласуются с нормами статей 91, 108, 223-225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
К органам дознания, согласно ст. 40 УПК, относятся:
1) органы внутренних
дел Российской Федерации и
входящие в их состав
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»5 полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают оперативные подразделения:
Органы дознания обязаны:
Мерами пресечения, согласно ст. 98 УПК, являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу. Решение об избрании меры пресечения принимаются дознавателем, следователем, прокурором, а также судом (п. 13 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, в законе закреплена норма о том, что должностные лица органов дознания являются субъектами мер пресечения.
Особенности избрания заключения под стражу при дознании закреплены в ст. 224 УПК.
При дознании избирается мера пресечения в виде заключения под стражу в тех ситуациях, когда при наличии оснований для ее избрания за короткий срок дознания возможно завершить объективное и полное расследование («очевидность» преступления, наличие большого количества доказательств).
При применении норм ст. 224 УПК необходимо учитывать общие положения о мерах пресечения закрепленные в главе 13 УПК.
Основания и порядок избрания применения меры пресечения в виде заключения под стражу регулируются ст. 108 УПК.
Рассмотрим подробно порядок заключения под стражу.
По общему правилу дознаватель, следователь, прокурор в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать подозреваемому (обвиняемому) меру пресечения в виде заключения под стражу при наличии достаточных оснований
При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора обязаны возбудить перед судом соответствующее ходатайство.
В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К нему прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Такими материалами могут быть: копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого или обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, справки о его судимости, данные о том, что он может скрыться от следствия, о его угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.).
В случаях, когда в
уголовном деле защитник не участвует
и об этом не сделана запись в
протоколе допроса
Постановление и приложенные к нему материалы подлежат рассмотрению в судебном заседании единолично судьей районного суда или военного гарнизонного суда по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления постановления о возбуждении ходатайства и материалов в суд.
При этом надо учитывать, что возложение полномочий, связанных с судебным порядком применения заключения под стражу и домашнего ареста, на одного и того же судью на постоянной основе не допускается (ч. 13 ст. 108 УПК).
Для участия в заседании приглашаются подозреваемый, обвиняемый, прокурор, защитник, если последний участвует в уголовном деле. Задержанное лицо доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, возбудивший ходатайство следователь или дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Но данное правило не распространяется на неявку обвиняемого. Он, как правило, должен присутствовать. Изъятие установлено лишь для случаев, когда решается вопрос о заключении под стражу обвиняемого, объявленного в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).
В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. После этого заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.
Рассмотрев ходатайство, а также представленные материалы и доказательства, судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. В таком постановлении обязательно должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, давшие основание для принятия решения;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства. В случае такого рода судья вправе по собственной инициативе (при наличии предусмотренных в УПК оснований и условий) избрать меру пресечения в виде залога или домашнего ареста;
3) о продлении срока задержания.
Продление срока задержания
Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и приводится в исполнение немедленно.
При отказе судьи в удовлетворении
ходатайства повторное
Когда вопрос об избрании в отношении подсудимого данной меры пресечения возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе.
Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее, чем через 3 суток со дня их поступления. Возможна также проверка законности и обоснованности такого постановления и в надзорном порядке.
Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано незамедлительно уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.