Формы координации деятельности правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:25, доклад

Описание работы

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Файлы: 1 файл

надзор доклад.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Статья 8. Координация  деятельности по борьбе с преступностью

1. Генеральный прокурор  Российской Федерации и подчиненные  ему прокуроры координируют деятельность  по борьбе с преступностью  органов внутренних дел, органов  федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В целях  обеспечения координации деятельности  органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

 
 

18 апреля 1996 года

N 567


 

 

УКАЗ

 

ПРЕЗИДЕНТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

О КООРДИНАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ  ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

6. Координация деятельности  правоохранительных органов осуществляется  в следующих основных формах:

проведение координационных  совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместные выезды в  регионы для проведения согласованных  действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам  в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создание следственно-оперативных  групп для расследования конкретных преступлений;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления  и пресечения преступлений, а также  устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение  согласованных планов координационной деятельности.

Выбор названных и  иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

Материально-техническое  обеспечение координационной деятельности возлагается на ее участников.

Координационная деятельность правоохранительных органов осуществляется в различных формах, выбор которых определяется ее участниками исходя из задач и полномочий каждого их них.

Названный перечень основных форм координации  не является исчерпывающим. На практике широко используются[1]:

1 проведение  межведомственных совещаний правоохранительных  органов по итогам работы за  определенный период либо по  конкретным вопросам правоохранительной деятельности;

2 заслушивание  информации о ходе расследования  и об оперативно-розыскной деятельности  по уголовным делам;

3 совместные  проверки на предприятиях, в учреждениях,  организациях, где складывается  наиболее неблагополучная криминогенная  ситуация;

4 организация  совместных дежурств следователей и оперативных работников органов внутренних дел;

5 совместное  проведение пресс-конференций, «круглых  столов» с обсуждением проблем  борьбы с преступность в городе (районе), в регионе;

6 взаимодействие  со средствами массовой информации в иных формах для освещения актуальных вопросов противодействия преступности и т.п.

Повседневной формой координации является оперативный  обмен текущей информации и, положительным  опытом, подготовка аналитических обзоров, информационных писем, приказов, указаний, инструкций и распоряжений руководителей федеральных правоохранительных органов, а также субъектов Федерации.

Координационные совещания  правоохранительных органов созываются, как правило, по следующим вопросам: оценка состояния преступности, итоги выполненной работы по ее пресечению, предупреждению, распространение положительного опыта, разбор недостатков в деятельности конкретных органов – участников борьбы с преступностью. Прокуроры выступают на совещаниях с докладами об итогах работы за соответствующий период, заслушиваются руководители других правоохранительных органов.

Формируются, уточняются текущие и перспективные задачи, вырабатываются и согласовываются  конкретные меры. В зависимости от повестки заседания и предварительной оценки ситуации на совещания приглашаются представители контролирующих органов, работа которых имеет отношение к обсуждаемым вопросам. В итоговых межведомственных совещаниях участвуют представители всех правоохранительных органов города (района), судов, органов юстиции, а также представители специализированных прокуратур.

Распространенной  формой координации является совместное обобщение практики работы по борьбе с преступностью в отдельных  сферах правовых отношений (экологической, экономической, налоговой, кредитно-финансовой и др.), по отдельным направлениям деятельности, что позволяет глубже разобраться в состоянии законности и проводимой работе по ее укреплению, установить недостатки и их причины, более скорректировать дальнейшие усилия, внести конкретные предложения главам администраций, другим компетентным структурам.

С учетом оперативной  обстановки, структуры преступности, состояния раскрываемости преступлений руководители правоохранительных органов  совместными распоряжениями создают  следственно-оперативные группы для выработки наиболее эффективных путей раскрытия и расследования, установления обстоятельств, способствующих совершению особо опасных или наиболее распространенных в регионе преступлений.

Распространена  такая форма координации деятельности правоохранительных органов, как взаимное участие в оперативных совещаниях прокуратуры и соответствующих органов внутренних дел, таможенных органов, а также специализированных прокуратур.

На практике довольно широко на уровне прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним прокуратур используется такая форма, как проведение совместных коллегий правоохранительных органов соответствующего уровня. Кроме того, на координационном совещании в отдельных случаях заслушивается информация о ходе расследования и оперативно-розыскной деятельности по конкретным уголовным делам. При .этом важно, чтобы характер и стиль обсуждения, вносимые предложения о дополнительных мерах по раскрытию и расследованию по такому делу не ограничивали процессуальной самостоятельности следователя и надзорных полномочий прокурора, непосредственно надзирающего за следствием.

Постоянно действующее  координационное совещание образуется в составе: председателя — прокурора и членов — руководителей соответствующих правоохранительных органов по должности или лиц, исполняющих их обязанности. Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

На заседания могут  быть приглашены другие работники правоохранительных органов, руководители ведомств, общественных объединений, ученые, представители средств массовой информации. Согласованное решение об этом принимается руководителями правоохранительных органов.

Члены координационного совещания при обсуждении пользуются равными правами.

Решение координационного совещания считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается  его исполнение. Руководители правоохранительных органов организуют исполнение решений координационного совещания, которые реализуются приказами, указаниями, распоряжениями и другими организационно-распорядительными мерами по каждому ведомству. Если в выполнении мероприятия участвуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный первым.

Протокол координационного совещания подписывается председателем, а решение — и руководителями тех органов, на которых возложено его исполнение.

Для подготовки вопросов координационного совещания и участия в его работе могут привлекаться представители контролирующих, других государственных органов, общественных объединений.

Для осуществления координационной  деятельности ее участники наделены определенными полномочиями.

Председатель координационного совещания созывает координационные совещания, истребует информацию, необходимую для правильной организации работы по координации. Он вправе организовать рабочие группы из представителей координируемых органов, на которые возлагаются обязанность по подготовке материалов и проектов документов к координационным совещаниям, сбор и направление необходимой информации в различные органы, связь со средствами массовой информации. Председатель координационного совещания назначает из числа работников аппарата прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания. Председатель (прокурор) подписывает протокол координационного совещания. Решение совещания подписывают его председатель и руководители тех правоохранительных органов, на которые возложено его выполнение.

Члены координационного совещания вносят для рассмотрения совещанием предложения по вопросам, относящимся к предмету координации, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения, а также проекты документов, иные материалы, необходимые для обсуждения и принятия решения.

Они участвуют в обсуждении и выработке решения по вопросам, вынесенным на рассмотрение; определяют представителей для участия в рабочих группах и секретариате координационного совещания; вносят предложения об оценке эффективности выполнения совместных решений и мер по их реализации.

Члены координационного совещания обеспечивают исполнение принятых решений в части, относящейся к сфере ведения и компетенции возглавляемого ими органа, информируют председателя о ходе выполнения разработанных мероприятий.

Секретариат координационного совещания является его постоянно действующим органом. Он формируется из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания, и утверждается на его ближайшем заседании.- При изменении состава секретариата руководитель соответствующего правоохранительного органа представляет новую кандидатуру. Секретариат проводит текущую организационную работу; ведёт документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства. Секретариат извещает членов координационного совещания и приглашаемых лиц о проведении и повестке совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов; организует подготовку и сбор предложений правоохранительных органов в планы работы координационного совещания; формирует проекты планов и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов. На этот рабочий орган возлагаются периодический анализ и обобщение хода выполнения планов и решений координационного совещания. О результатах секретариат информирует председателя координационного совещания; выполняет иные поручения председателя совещания.

Рабочие группы создаются  решением совещания или его председателя, если подготовка материалов, проектов документов требует совместного участия в этом процессе представителей всех или ряда правоохранительных органов. Руководителем такой группы является представитель соответствующего органа прокуратуры. При необходимости совещание или его председатель назначает представителя иного органа руководителем рабочей группы. В случаях, когда исполнение решения возлагается на ряд ведомств, без участия прокуратуры, орган, представитель которого должен возглавлять рабочую группу, определяется согласованным решением руководителей всех участвующих в исполнении органов на координационном совещании.

Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчинения только Конституции РФ и федеральному закону.

Взаимодействие с судами, органами юстиции может проводиться в форме:

взаимного информирования о состоянии преступности и судимости;

использования данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке согласованных действий по борьбе с преступностью; '

совместной работы по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики; ,

проведения совместных семинаров и конференций, взаимного  привлечения специалистов к мероприятиям по повышению квалификации;

направления совместных информационных писем, справок, обзоров; . ,

участия в подготовке постановлений  Пленумов Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации; /

участия представителей судов и  руководителей органов юстиции в заседаниях координационных совещаний правоохранительных органов

Поскольку прокурор руководит работой координационных  совещаний, то он является инициатором  взаимодействия с иными органами государственной власти и управления, с контролирующими органами, общественными  организациями по вопросам борьбы с преступностью, устранением причин и условий, которые ее порождают. 
Методы и формы такого взаимодействия могут быть различны: приглашение представителей администрации, контролирующих органов, представителей общественных организаций для участия в координационных совещаниях, проведение совместно с теми или иными контролирующими органами проверок присущими каждому из них средствами и методами. 
Координация деятельности правоохранительных органов производится как по борьбе с преступностью, так и по поводу разрешения конкретного уголовного дела, криминальной ситуации, в целях обеспечения взаимодействия и взаимоконтроля каждого из субъектов координации. 
Координация осуществляется при решении общих для правоохранительных органов задач по борьбе с преступностью. Специфические же для каждого органа функции (тактика и методика оперативно-розыскной деятельности, надзорные функции прокуратуры) предметом координации быть не могут. 
Основные направления координации, их актуальность определяются на основе изучения имеющейся в правоохранительных органах информации. От этого зависит целенаправленность деятельности правоохранительных органов, правильный выбор наиболее рациональных форм координации. 
Таким образом, надлежаще организованное органами прокуратуры взаимодействие многократно увеличивает потенциал правоохранительной системы по борьбе с преступностью.

Информация о работе Формы координации деятельности правоохранительных органов