Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:54, реферат
Как известно по Российскому законодательству для производства некоторых следственных действий недостаточно одного решения следователя, требуется еще получение санкции прокурора или его заместителя. Эти случаи законодатель называет исключением и дает их исчерпывающий перечень. Получение следователем санкции у прокурора необходимо для проведения следующих действий: ареста, избрания залога в качестве меры пресечения, обыска, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отмену или изменение меры пресечения, избранной прокурором отстранение от должности лица, привлеченного в качестве обвиняемого.
Глава 1. Государственная участники Уголовного процесса
Как известно по Российскому законодательству для производства некоторых следственных действий недостаточно одного решения следователя, требуется еще получение санкции прокурора или его заместителя. Эти случаи законодатель называет исключением и дает их исчерпывающий перечень. Получение следователем санкции у прокурора необходимо для проведения следующих действий: ареста, избрания залога в качестве меры пресечения, обыска, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отмену или изменение меры пресечения, избранной прокурором отстранение от должности лица, привлеченного в качестве обвиняемого.
Следователь вступает в правовые отношения с прокурором в связи с проведенным задержанием лица, подозреваемого в совершении преступления, а также необходимостью продлить сроки предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей.
В целях обеспечения
- привлечения в качестве обвиняемого;
- квалификации преступления;
- объема обвинения;
- направления дела для предания обвиняемого суду;
- прекращения дела.
Однако следователь не может просто не выполнить указания прокурора: это сделало бы в ряде случаев беспредметным прокурорский надзор за следствием. Не соглашаясь с указаниями прокурора, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Принесение возражений на указания прокурора по перечисленным вопросам приостанавливает их исполнение. Вышестоящий прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
Для обеспечения наиболее благоприятных условий производства предварительного следствия следователь наделен некоторыми полномочиями в отношении органов дознания. По расследуемым делам он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.
Начальник следственного отдела — субъект уголовного процесса, процессуальные правомочия которого в сфере уголовного производства по конкретному делу исчерпываются с завершением предварительного расследования по нему.
Уголовно-процессуальное законодательство определило начальника следственного отдела как самостоятельного участника уголовного процесса. Самостоятельность ему обеспечена как при осуществлении процессуальной деятельности по руководству предварительным следствием, так и в тех случаях, когда он принимает дело к своему производству и непосредственно ведет расследование” пользуясь при этом правами следователя.
Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам. Ему предоставлено право: проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о принятии различных процессуальных решений, о производстве отдельных следственных действий. Начальник следственного отдела имеет право передать дело от одного следователя другому, поручить расследование дела нескольким следователям (группе следователей), участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Указания начальника следственного отдела должны иметь письменную форму. Устные указания по процессуальным вопросам не имеют юридической силы для следователя.
Орган дознания расследуют преступления в форме дознания. Дознание может проводить сотрудник полиции, а также должностное лицо иных учреждений, на которые законом возложено проведение дознания.
Следует понимать, что “орган дознания” и “лица производящие дознание” не одно и то же хотя иногда они совпадают. Если, например, капитан морского судна или начальник исправительного учреждения, являющиеся органами дознания, возьмут на себя производство дознания, они будут одновременно и лицами, производящими дознание. Однако во всех случаях само дознание проводится определенными лицами. Другие положения закона содержат упоминания об органе дознания. При этом в одних случаях эти предписания адресованы и органу дознания, и лицу, производящему дознание. В других случаях упоминание органа дознания означает, что процессуальный акт приобретает юридическую силу лишь тогда, когда он исходит не от лица, производящего дознание, а от органа дознания. Поэтому такие процессуальные акты, как постановление о возбуждении уголовного дела и об отказе в его возбуждении, постановление о прекращении производства по уголовному делу, обвинительное заключение по делу, должны быть не только подписаны лицом, производящим дознание, но и утверждены руководителем (начальником) органа дознания, который вправе выступать от имени этого органа дознания. Это обусловлено тем, что функции возбуждения и расследования дела (в форме дознания) возложены на органы дознания.
Круг обязанностей органов дознания, а следовательно, и правовое положение лица, производящего дознание, зависят от того, проводится ли дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно или необязательно.
В первом случае лицо, производящее дознание, руководствуясь правилами УПК, производит неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. После проведения неотложных следственных действий дело передается следователю. Во втором случае, когда производство предварительного следствия необязательно, лицо, производящее дознание, осуществляет полномочия следователя, т. е. принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом все производство по делу проводится в соответствии с требованиями УПК, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. В отличие от следователя лицо, производящее дознание, обязано выполнить все указания прокурора, данные в связи с проводимым расследованием. Факт их обжалования вышестоящему прокурору не приостанавливает исполнения. У лица, производящего дознание, уже, чем у следователя, обязанности по обеспечению прав других участников процесса, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям материалы дела по окончании дознания для ознакомления не предъявляются. Но лицо, производящее дознание, как и следователь, обязано разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Если при производстве в процессе дознания процессуальных действий требуется санкция прокурора, она, естественно, должна быть получена. Лицо, производящее дознание, и следователь подлежат отводу по тем же основаниям, что и судья.
Единственный субъект уголовного процесса, участвующий во всех стадиях уголовного процесса. Он осуществляет надзор за точным исполнением в уголовном судопроизводстве законов. Во всех стадиях уголовного судопроизводства прокурор обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ.
Наличие общности задач по надзору
за исполнением законов в
Закон предоставляет прокурору широкие полномочия по надзору за законностью предварительного следствия и дознания. Прокурор наделен правом: участвовать в производстве следственных действий и в необходимых случаях лично производить предварительное следствие или отдельные следственные действия по любому делу, возвращать дела для производства дополнительного расследования, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и органа дознания, изымать дело от органа дознания и передавать его следователю, а также передавать дело от одного следователя другому, прекращать уголовные дела, отменять постановления следователя о прекращении дела и т.д.
Закончив расследование и
Иному процессуальному положению прокурора в других стадиях уголовного процесса соответствует и иной объем прав.
В судебном разбирательстве главное
направление деятельности прокурора
— поддержание государственного
обвинения. Но это не значит, что
прокурор во всех случаях и во что
бы то ни стало должен поддерживать
обвинение. Поддерживая обвинение,
прокурор руководствуется требованиями
закона и своим внутренним убеждением,
основанным на рассмотрении всех обстоятельств
дела. Если в результате судебного
разбирательства прокурор придет к
убеждению, что данные судебного
следствия не подтверждают предъявленного
подсудимому обвинения, он обязан отказаться
от обвинения и изложить суду мотивы
отказа. Для того чтобы успешно
выполнить свои задачи, прокурор активно
участвует в судебном разбирательстве:
принимает участие в
Прокурор вправе принять участие в судебном разбирательстве по любому делу. Кроме участия в осуществлении надзора за законностью в стадиях возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, и судебного разбирательства. Закон возлагает на прокурора обязанности по принесению протеста на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления суда (вступившие и не вступившие в законную силу) даче заключений по уголовным делам, рассматриваемым вышестоящим судом (в кассационном и надзорном порядке); осуществлению надзора за исполнением приговора суда.
Прокурор подлежит отводу по тем же основаниям, что и судья. Однако его участие в производстве предварительного следствия или дознания, а равно поддержание им обвинения в суде не являются препятствием для дальнейшего участия его в деле.
Единственный государственный орган, который наделен правом признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию.
Большинство уголовных дел, прежде
чем стать предметом судебного
рассмотрения, проходят стадию предварительного
расследования, материалы и выводы
которого, конечно, важны, но для суда
они имеют лишь предварительное
значение. Суд при рассмотрении уголовного
дела обязан принять предусмотренные
законом меры для всестороннего,
полного и объективного исследования
обстоятельств дела. При этом он
обязан выявить как уличающие, так
и оправдывающие подсудимого, а
также отягчающие и смягчающие его
ответственность
Суд — это также и кассационная инстанция, в которой рассматриваются дела по жалобам или протестам на не вступившие в законную силу приговоры и определения суда первой инстанции и постановления судьи; и надзорная инстанция, в которой рассматриваются дела в порядке судебного надзора по протестам на приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.
Глава 2. Иные участники Уголовного процесса
Подозреваемый - это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения.
Подозреваемый — участник уголовного процесса, который появляется и вступает в уголовно-процессуальные отношения прежде всего в стадии предварительного расследования. Но подозреваемый, как субъект уголовного процесса, может появиться в судебной разбирательстве, когда суд возбуждает дело в судебном заседании, применяет к лицу, не привлеченному к уголовной ответственности, меру пресечения.
Информация о работе Государственная участники Уголовного процесса