Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 16:28, контрольная работа
Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, судов, называются мерами процессуального принуждения.
1.Иные меры процессуального принуждения (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание)..................................
Задача...........................................
Список использованной литературы....................................
В целом следует отметить, что в сфере применения иных мер процессуального принуждения остается немало нерешенных и остро дискуссионных вопросов. Исследователями отмечается, что «Остаются проблемными многие вопросы, связанные с понятием и содержанием как мер уголовно-процессуального принуждения в целом, так и непосредственно такой их разновидности, как иные меры процессуального принуждения, а также условиями и порядком их применения, обеспечением конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Так, в нормах, регулирующих обязательство о явке, содержится ряд противоречивых положений относительно круга лиц, к которым обязательство о явке может быть применено, оснований ее применения, процессуального оформления принятого решения о ее применении. В ст. 112 УПК РФ также отсутствуют указания на конкретные последствия, нарушения лицом обязательства о явке»5.
Кроме всего прочего, подчеркивается, что «Существенные пробелы имеются в регламентации ряда вопросов, связанных с осуществлением привода (например, привод без предварительного вызова подозреваемого, обвиняемого; основания проникновения в жилище, где находится лицо, подвергаемое приводу; возможность применения физической силы, специальных средств при исполнении постановления о приводе; процессуальное оформление фактического доставления лица в орган расследования и в суд). Недостаточно четкими являются нормативные предписания и в отношении временного отстранения обвиняемого (подозреваемого) от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, а также денежного взыскания»6.
2.Задача
Из квартиры Ивановых похищено имущество на значительную сумму. Примененная оперативниками розыскная собака, взяв след с места происшествия, привела к дому соседа - Петрова.
Является ли результат работы розыскной собаки доказательством?
Можно ли на этом основании произвести обыск в квартире Петрова?
Применение служебной собаки осуществляется в ходе оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой разновидность познания в соответствии с ее целями и задачами. При проведении оперативно-розыскных мероприятий отсутствуют процессуальные гарантии достоверности сведений, которые используются для установления обстоятельств, предусмотренных в статье 73 УПК РФ. Поэтому, сведения, полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе не являются уголовно-судебными доказательствами. В связи с этим в статье 89 УПК РФ содержится общее правило о прямом запрете на использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания. В тоже время, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в доказывании, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам нормами УПК РФ.
На основании норм ст. 74 УПК РФ, доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В качестве доказательств допускаются:
1) показания подозреваемого, обвиняемого;
2) показания потерпевшего, свидетеля;
3) заключение и показания
3.1) заключение и показания
4) вещественные доказательства;
5) протоколы следственных и
6) иные документы.
Согласно требованиям части 4 статьи 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскной деятельности отражаются в оперативно-служебных документах. Эти документы представляются судье, прокурору, следователю и органу дознания в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Но эти служебные документы от этого автоматически не становятся доказательствами по уголовному делу. Чтобы стать ими, они должны отвечать ряду условий.
Во-первых, эти результаты должны быть получены в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий, прямо указанных в статье 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", перечень этих мероприятий исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Приведем эти мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных
11. Снятие информации с
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Отметим, что применение служебной собаки имеет место, как правило, при осуществлении таких ОРМ, как отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Во-вторых, сами эти мероприятия должны быть проведены уполномоченным на то органом, указанным в Федеральном законе, при наличии на то законных оснований в порядке, предусмотренном Законом об оперативно-розыскной деятельности.
В-третьих, результаты проведенных мероприятий должны найти отражение в оперативно-служебных документах.
Наконец, и это самое главное, оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскных мероприятий, могут стать доказательствами в уголовном судопроизводстве только посредством производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 86 УПК РФ).
В связи с изложенным выше, целесообразно говорить не о результатах работы розыскной собаки, а о деятельности специалиста-кинолога, использующего специальный «инструментарий» - специально обученную служебную собаку. Отсюда следует, что силу доказательства, оценка которого будет произведена судом наравне с другими добытыми по делу доказательствами, будут иметь составленные кинологом документы по результатам применения служебной собаки.
Современными специалистами при этом отмечается: «Очевидно, что своевременное составление служебных документов специалистом-кинологом по завершении своей деятельности позволяет в установленном порядке довести необходимую информацию о проделанной работе своему непосредственному начальнику, который вполне может использовать ее для составления отчетных документов. Кроме того если кинолог применял свои знания и навыки по просьбе оперативного работника, следователя, дознавателя, то он непременно информирует этих лиц о проделанной им работе и полученных результатах, судьба которых будет решаться инициаторами приглашения данного специалиста для участия в производстве оперативного мероприятия или следственного действия. В конечном же итоге только суд, принимающий итоговое процессуальное решение по юридическому делу сможет дать им оценку с точки зрения законности получения и надлежащего оформления»7.
Отметим, что раздел № 10 Наставления по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России № 1171 вполне четко определяет перечень документов составляемых специалистом-кинологом в тех или иных случаях, в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. В соответствии с этим Наставлением, основными документами, призванными отражать ход и результаты деятельности кинолога являются: акт о применении розыскной собаки и рапорт кинолога о результатах работы по охране общественного порядка и журнал учета ежедневной работы кинолога. Акт о применении служебной собаки составляется кинологом в каждом случае применения служебной собаки при проведении следственных действий, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. При этом в указанном выше акте должна быть подробно описана работа служебной собаки, полученный результат и условия, в которых она применялась.
Что касается проведения обыска в квартире Петрова, то здесь необходимо учесть следующее. На основании ч. 1 ст. 182 УПК РФ, основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. При этом, в силу положений ч. 3 ст. 182 УПК РФ, обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
Таким образом, для проведения обыска в квартире Петрова необходимо наличие соответствующего судебного решения. При этом, для его получения в суд могут быть представлены все полученные в ходе ОРД сведения, в том числе, и документы, составленные кинологом.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
Специальная литература:
1 Ткачева Н.В. Сущность иных мер процессуального принуждения / Н.В. Ткачева // «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право». - 2007. - № 9 (81). - СС. 3-12. - с. 6.
2 Ткачева Н.В. Сущность иных мер процессуального принуждения / Н.В. Ткачева // «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право». - 2007. - № 9 (81). - СС. 3-12. - с. 5.
5 Михайлова О. Е. Иные меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве России : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.09 / Михайлова Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Владимир. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний].- Калининград, 2009.- 215 с. - с. 14.
6 Михайлова О. Е. Иные меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве России : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.09 / Михайлова Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Владимир. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний].- Калининград, 2009.- 215 с. - с. 16.
7 Денисова Л. Ю. Организационные и правовые основы деятельности специалиста-кинолога : на примере органов внутренних дел : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.11 / Денисова Лариса Юрьевна; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т].- Москва, 2010.- 237 с. - с. 25.