Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 00:12, доклад
Формирование пенитенциарного законодательства началось при становлении государственности Древней Руси. Самый известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, - Русская Правда, ранней редакцией которой была Краткая Правда
Русская Правда: основывалась на обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния – наказание вирой – денежным штрафом, размер которой зависел от тяжести преступления, сословного положения потерпевшего и преступника.
В целом система наказаний и их исполнение в сравнении с Соборным Уложением 1649 г. Артикулом воинским 1715 г. стала менее жесткой. Однако гуманной ее не назовешь. В 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, клеймение, шпицрутены в армии и др.
В ноябре 1864 г. принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Он регулировал наказания за уголовные проступки, выделенные из Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и дополненные новыми составами.
В числе наказаний
1) выговоры, замечания и внушения;
2) денежные взыскания не свыше 300 руб.;
3) арест не свыше 3 месяцев; 4) заключение в тюрьме не свыше 1 года. Например, за неисполнение законных распоряжений, требований или постановлений правительственных и полицейских властей - штраф до 15 рублей; за порчу публичных памятников мог быть назначен арест до одного месяца; за присвоение или растрату вверенного движимого имущества стоимостью не более 300 рублей предписывалось заключение в тюрьму на срок от трех месяцев до одного года. Кстати, наказание в виде лишения свободы по приговорам мировых судей отбывалось в арестантских домах.
Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он стал этапным в формировании отечественной уголовной и пенитенциарной политики.
Дальнейшее развитие российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство нашло в Уголовном уложении, принятом 22 марта 1903 г.
Оно предусматривало новую систему наказаний, в которую вошли: 1) смертная казнь;
2) каторга;
3) ссылка на поселение;
4) заключение в исправительный дом;
5) заключение в крепость;
6) заключение в тюрьму;
7) арест;
8) денежный штраф.
Смертная казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Каторга могла быть применена бессрочно либо на срок от 4 до 15 лет, приговоренные содержались в каторжных тюрьмах, подвергались принудительным тяжким работам в тюрьме или за ее пределами, ссылка на поселение была бессрочной.
Заключение в исправительный дом применялось на срок от 1,5 до 6 лет.
Приговоренные первые 3-6 месяцев содержались одиночно, а затем переводились на общее заключение. Заключение в крепость назначалось на срок от 2 до 6 лет, а в тюрьму -от 2 недель до 1 года. Осужденные в тюрьме содержались в одиночном заключений. Если одиночных камер не хватало и осужденные содержались совместно, то 4 дня совместного содержания засчитывались за 3 дня одиночного. Арест применялся на срок от 1 до 6 месяцев. Осужденные содержались совместно в специальных помещениях.
Приговоренные на срок не свыше 7 дней могли отбыть арест по месту жительства. Приговоренные на срок свыше 7 дней были обязаны трудиться в арестном помещении. Исполнение денежного штрафа могло быть отсрочено или рассрочено на срок до 1 года. Если не устанавливалось иного назначения, то осужденный направлялся на устройство мест заключения.
Этапы развития российской уголовно-исполнительной политики.
В своем развитии российская уголовно-исполнительная политика прошла ряд крупных этапов:
- первый этап: 1917-1953 гг.
- второй этап: 1954-1990 гг.
- третий этап: 1991-1997 гг.
Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1917 по 1953 гг.
На первом этапе уголовно-исполнительная политика осуществлялась в условиях острой классовой борьбы, утверждения сталинского авторитарного режима, а осужденный рассматривался как бессловесная рабочая сила.
Возникшее после октябрьского переворота советское государство получило в «наследство» от царского режима и Временного правительства не только проблему, связанную с переполнением тюрем и тяжелейшим положением осужденных, но и вынуждено было в первое время для регулирования правового статуса осужденных использовать нормативные акты самодержавия и Временного правительства.
В первые месяцы советской власти правовой статус осужденных к лишению свободы определялся Уставом о содержащихся под стражей и Общей тюремной инструкцией 1915 г.
Впоследствии советское правите
Первым нормативным актом советского периода, закреплявшим правовой статус осужденных, следует считать Постановление НКЮ «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)» от 23 июля 1918 г., в котором наряду с ранее действовавшими нормами получили закрепление новые.
В последующие годы, еще до принятия Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г., был принят ряд нормативных актов, в том числе ведомственных, в которых уточнялся правовой статус осужденных к лишению свободы. Наиболее значительными из них были Постановление ВЦИК «О лагерях принудительных работ» от 17 мая 1919
г. и Положение об общих местах заключения РСФСР от 15 ноября 1920 г. Данные правовые акты объединяет закрепленная в них дифференциация условий содержания осужденных. Получение льгот ставилось в зависимость от поведения осужденного, его отношения к порядку отбывания наказания и выполнению трудовых обязанностей.
В Положении об общих местах заключения содержались нормы, аналогичные нормам современного уголовно-исполнительного законодательства, и в нем впервые законодательно закреплены гарантии правового статуса осужденных к лишению свободы в виде контроля со стороны ряда должностных лиц, посещающих места заключения.
Таким образом, в первые годы советской власти нормы, регулирующие исполнение уголовных наказаний и правовой статус осужденных к лишению свободы, издавались хаотично и повторяли положения старых нормативных актов, что свидетельствует о преемственности законодательных положений в России.
С принятием 16 октября 1924 г. Исправительно-трудового кодекса РСФСР был признан утратившим силу ряд нормативных актов, регулировавших до этого деятельность пенитенциарной системы и вопросы правового статуса осужденных к лишению свободы, в том числе и Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г.
Однако с выходом Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения» от 26 марта 1928 г. начался постепенный отход от законодательного к ведомственному регулированию деятельности исправительно-трудовой системы.
К началу 30-х гг. XX в. сложилась неординарная система учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обусловленная ужесточением классового подхода к правонарушителям. Правовой статус разных категорий осужденных к лишению свободы определялся нормами Исправительно-трудового кодекса 1924 г. и утвержденным Постановлением СНК СССР Положением об исправительно-трудовых лагерях от 7 апреля 1930 г.
Принятие Положения об исправительно-трудовых лагерях 1930 г. повлекло за собой подмену законотворческой деятельности на государственном уровне комплексом ведомственных нормативных актов, а на фоне прогрессивных идей советской исправительно-трудовой политики практика пошла по пути всемерного ограничения и ущемления прав заключенных.
Принятый 1 августа 1933 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР устанавливал ряд нововведений по сравнению с Исправительно-трудовым кодексом 1924 г.
1. В Исправительно-трудовом кодек
2. Выделялось право осужденных на участие в работе органов самоуправления исправительно-трудового учреждения.
3. Из числа основных обязанностей осужденных исключена обязанность обучения в школе.
4. В Исправительно-трудовом кодек
5. Наиболее прогрессивным и демократичным отличием Исправительно-трудового кодекса 1933 г. от Исправительно-трудового кодекса 1924 г. и Положения об общих местах заключения 1920 г. следует считать предоставление осужденным права вести без ограничения переписку с родственниками.
В военные и послевоенные годы правовой статус осужденных к лишению свободы определялся ведомственными нормативными актами в условиях массовых репрессий и нарушений законности в отношении осужденных. 30, 40-е и начало 50-х гг., а так же характеризуется массовыми нарушениями прав осужденных, что во многом обусловлено регулированием правового статуса осужденных к лишению свободы ведомственными нормативными актами, которые носили в основном закрытый, секретный, характер.
Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1954 по 1990 г.
На втором этапе в уголовно-
Однако в 70-80-е гг. XX в. в исправительно-трудовой системе стали появляться кризисные явления, вызванные отсутствием самостоятельной концепции уголовно-исполнительной политики. Ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы, устанавливаемые нормами исправительно-трудового законодательства и ведомственными нормативными предписаниями, были одними из самых жестких в
истории российского пенитенциарного законодательства.
Изменение правового статуса осужденных в рассматриваемый период проходило на фоне демократизации общества, направленной на преодоление культа личности Сталина. В 1956 г. были ликвидированы исправительно-трудовые лагеря. Основным видом исправительных учреждений стали исправительно-трудовые колонии и тюрьмы.
Правовой статус осужденных в них определялся Положениями об
исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР от 1958 г. и 1961 г. Данные нормативные акты подготовили почву для перехода от подзаконных актов к исправительно-трудовому законодательству.
К концу 60-х гг. XX в. все более
актуальной становилась проблема кодификации
исправительно-трудового
- во-первых, правовая база исполнения уголовных наказаний устарела и уже не отвечала новым историческим условиям;
- во-вторых, начатая с середины 50-х гг. систематизация нормативных правовых актов об исполнении уголовных наказаний и накопленный опыт работы новой системы мест лишения свободы требовали внесения необходимых корректив;
- в-третьих, следовало учесть результаты проведенных научных исследований в области исправительно-трудового права, полученных в период с 1958 по 1969 г.
Данная проблема была решена с принятием
Основ исправительно-трудового
В Основах и Исправительно-
уточнена и расширена система гарантий правового статуса осужденных. Специальный статус осужденных к лишению свободы ставился в прямую зависимость от вида исправительно-трудового учреждения, в котором осужденный отбывал наказание.
Исследование нормативных полож
- что с принятием этих
- нормы Исправительно-трудового кодекса 1970 г. являются одними из самых жестких по части ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных, особенно касающихся возможности получения свиданий с родственниками, посылок, передач, бандеролей, переписки.
В последующие годы был принят ряд нормативных актов, оказавших влияние на изменение правового статуса осужденных к лишению свободы, особенно после принятия Конституции СССР 1977 г. В них были расширены законные интересы осужденных в, виде возможности условного освобождения с обязательным привлечением к труду и краткосрочного выезда за пределы мест лишения свободы.
Период сер. 50-80-х гг. XX в. характеризуется принятием целого ряда
нормативных актов, способствующих восстановлению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, что позитивно сказалось на формировании норм, определяющих правовой статус осужденных к лишению свободы.
Принятые нормативные акты
хотя и расширяли правовой
статус осужденных, однако он
еще во многом не
Информация о работе История уголовно-исполнительного законодательства и права на Руси