История уголовно-исполнительного законодательства и права на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 00:12, доклад

Описание работы

Формирование пенитенциарного законодательства началось при становлении государственности Древней Руси. Самый известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, - Русская Правда, ранней редакцией которой была Краткая Правда
Русская Правда: основывалась на обычаях и сложившейся практике наказания за опасные деяния – наказание вирой – денежным штрафом, размер которой зависел от тяжести преступления, сословного положения потерпевшего и преступника.

Файлы: 1 файл

доклад уип.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

В целом система  наказаний и их исполнение в сравнении  с Соборным Уложением 1649 г. Артикулом воинским 1715 г. стала менее жесткой. Однако гуманной ее не назовешь. В 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, клеймение, шпицрутены в армии и др.

В ноябре 1864 г. принимается  Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Он регулировал наказания за уголовные проступки, выделенные из Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и дополненные новыми составами.

В числе наказаний устанавливались:

1) выговоры, замечания  и внушения;

2) денежные взыскания  не свыше 300 руб.;

3) арест не  свыше 3 месяцев; 4) заключение в  тюрьме не свыше 1 года. Например, за неисполнение законных распоряжений, требований или постановлений правительственных и полицейских властей - штраф до 15 рублей; за порчу публичных памятников мог быть назначен арест до одного месяца; за присвоение или растрату вверенного движимого имущества стоимостью не более 300 рублей предписывалось заключение в тюрьму на срок от трех месяцев до одного года. Кстати, наказание в виде лишения свободы по приговорам мировых судей отбывалось в арестантских домах.

Устав получил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он стал этапным в формировании отечественной уголовной и пенитенциарной политики.

Дальнейшее развитие российское уголовное  и уголовно-исполнительное законодательство нашло в Уголовном уложении, принятом 22 марта 1903 г.

Оно предусматривало  новую систему наказаний, в которую  вошли: 1) смертная казнь;

2) каторга;  

3) ссылка на  поселение; 

4) заключение  в исправительный дом; 

5) заключение  в крепость;

6) заключение  в тюрьму;

7) арест; 

8) денежный штраф.     

   Смертная казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Каторга могла быть применена бессрочно либо на срок от 4 до 15 лет, приговоренные содержались в каторжных тюрьмах, подвергались принудительным тяжким работам в тюрьме или за ее пределами, ссылка на поселение была бессрочной.

Заключение в исправительный дом  применялось на срок от 1,5 до 6 лет.

Приговоренные первые 3-6 месяцев содержались  одиночно, а затем переводились на общее заключение. Заключение в крепость назначалось на срок от 2 до 6 лет, а в тюрьму -от 2 недель до 1 года. Осужденные в тюрьме содержались в одиночном заключений. Если одиночных камер не хватало и осужденные содержались совместно, то 4 дня совместного содержания засчитывались за 3 дня одиночного. Арест применялся на срок от 1 до 6 месяцев. Осужденные содержались совместно в специальных помещениях.

Приговоренные на срок не свыше 7 дней могли отбыть арест по месту жительства. Приговоренные на срок свыше 7 дней были обязаны трудиться в арестном помещении. Исполнение денежного штрафа могло быть отсрочено или рассрочено на срок до 1 года. Если не устанавливалось иного назначения, то осужденный направлялся на устройство мест заключения.

 

Этапы развития российской уголовно-исполнительной политики.

 

В своем развитии российская уголовно-исполнительная политика прошла ряд крупных этапов:

- первый этап: 1917-1953 гг.

- второй этап: 1954-1990 гг.

- третий этап: 1991-1997 гг.

 

Развитие правового статуса  осужденных к лишению свободы  в период с 1917 по 1953 гг.

На первом этапе уголовно-исполнительная политика осуществлялась в условиях острой классовой борьбы, утверждения сталинского авторитарного режима, а осужденный рассматривался как бессловесная рабочая сила.

Возникшее после октябрьского переворота советское государство получило в «наследство» от царского режима и Временного правительства не только проблему, связанную с переполнением тюрем и тяжелейшим положением осужденных, но и вынуждено было в первое время для регулирования правового статуса осужденных использовать нормативные акты самодержавия и Временного правительства.

В первые месяцы советской власти правовой статус осужденных к лишению свободы определялся Уставом о содержащихся под стражей и Общей тюремной инструкцией 1915 г.

Впоследствии советское правительство стало вносить изменения в старые нормативные акты по различным вопросам исполнения уголовных наказаний, в том числе и в касающиеся правового статуса осужденных к лишению свободы.  

Первым нормативным актом советского периода, закреплявшим правовой статус осужденных, следует считать Постановление НКЮ «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)» от 23 июля 1918 г., в котором наряду с ранее действовавшими нормами получили закрепление новые.

В последующие годы, еще до принятия Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г., был принят ряд нормативных актов, в том числе ведомственных, в которых уточнялся правовой статус осужденных к лишению свободы. Наиболее значительными из них были Постановление ВЦИК «О лагерях принудительных работ» от 17 мая 1919

г. и Положение об общих местах заключения РСФСР от 15 ноября 1920 г. Данные правовые акты объединяет закрепленная в них дифференциация условий содержания осужденных. Получение льгот ставилось в зависимость от поведения осужденного, его отношения к порядку отбывания наказания и выполнению трудовых обязанностей.

В Положении об общих местах заключения содержались нормы, аналогичные нормам современного уголовно-исполнительного законодательства, и в нем впервые законодательно закреплены гарантии правового статуса осужденных к лишению свободы в виде контроля со стороны ряда должностных лиц, посещающих места заключения.

Таким образом, в первые годы советской власти нормы, регулирующие исполнение уголовных наказаний и правовой статус осужденных к лишению свободы, издавались хаотично и повторяли положения старых нормативных актов, что свидетельствует о преемственности законодательных положений в России.

С принятием 16 октября 1924 г. Исправительно-трудового  кодекса РСФСР был признан утратившим силу ряд нормативных актов, регулировавших до этого деятельность пенитенциарной системы и вопросы правового статуса осужденных к лишению свободы, в том числе и Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г.

Однако с выходом Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения» от 26 марта 1928 г. начался постепенный отход от законодательного к ведомственному регулированию деятельности исправительно-трудовой системы.

К началу 30-х гг. XX в. сложилась неординарная система учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обусловленная ужесточением классового подхода к правонарушителям. Правовой статус разных категорий осужденных к лишению свободы определялся нормами Исправительно-трудового кодекса 1924 г. и утвержденным Постановлением СНК СССР Положением об исправительно-трудовых лагерях от 7 апреля 1930 г.

Принятие Положения об исправительно-трудовых лагерях 1930 г. повлекло за собой подмену законотворческой деятельности на государственном уровне комплексом ведомственных нормативных актов, а на фоне прогрессивных идей советской исправительно-трудовой политики практика пошла по пути всемерного ограничения и ущемления прав заключенных.

Принятый 1 августа 1933 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР устанавливал ряд нововведений по сравнению с Исправительно-трудовым кодексом 1924 г.

1. В Исправительно-трудовом кодексе 1933 г. указывалось на необходимость соблюдения некоторых естественных прав человека - во время отбывания наказания осужденным не должны причиняться физические страдания, а также унижаться их человеческое достоинство.

2. Выделялось право осужденных на участие в работе органов самоуправления исправительно-трудового учреждения.

3. Из числа основных обязанностей осужденных исключена обязанность обучения в школе.

4. В Исправительно-трудовом кодексе 1933 г. расширено число законных интересов осужденных.

5. Наиболее прогрессивным и демократичным отличием Исправительно-трудового кодекса 1933 г. от Исправительно-трудового кодекса 1924 г. и Положения об общих местах заключения 1920 г. следует считать предоставление осужденным права вести без ограничения переписку с родственниками.

В военные и послевоенные годы правовой статус осужденных к лишению свободы определялся ведомственными нормативными актами в условиях массовых репрессий и нарушений законности в отношении осужденных. 30, 40-е и начало 50-х гг., а так же характеризуется массовыми нарушения­ми прав осужденных, что во многом обусловлено регулированием правового статуса осужденных к лишению свободы ведомственными нормативными актами, которые носили в основном закрытый, секретный, характер.

 

Развитие правового  статуса осужденных к лишению  свободы в период с 1954 по 1990 г.

На втором этапе в уголовно-исполнительной политике произошли серьезные изменения, направленные прежде всего на восстановление законности в деятельности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Однако в 70-80-е гг. XX в. в исправительно-трудовой системе стали появляться кризисные явления, вызванные отсутствием самостоятельной концепции уголовно-исполнительной политики. Ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы, устанавливаемые нормами исправительно-трудового законодательства и ведомственными нормативными предписаниями, были одними из самых жестких в

истории российского пенитенциарного  законодательства.

Изменение правового статуса осужденных в рассматриваемый период проходило на фоне демократизации общества, направленной на преодоление культа личности Сталина. В 1956 г. были ликвидированы исправительно-трудовые лагеря. Основным видом исправительных учреждений стали исправительно-трудовые колонии и тюрьмы.

Правовой статус осужденных в них  определялся Положениями об

исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР от 1958 г. и 1961 г. Данные нормативные акты подготовили почву для перехода от подзаконных актов к исправительно-трудовому законодательству.

К концу 60-х гг. XX в. все более  актуальной становилась проблема кодификации  исправительно-трудового законодательства. В качестве объективных причин кодификации выступали следующие:

- во-первых, правовая база исполнения уголовных наказаний устарела и уже не отвечала новым историческим условиям;

- во-вторых, начатая с середины 50-х гг. систематизация нормативных правовых актов об исполнении уголовных наказаний и накопленный опыт работы новой системы мест лишения свободы требовали внесения необходимых корректив;

- в-третьих, следовало учесть  результаты проведенных научных исследований в области исправительно-трудового права, полученных в период с 1958 по 1969 г.

Данная проблема была решена с принятием  Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. и Исправительно-трудового  кодекса РСФСР 1970 г. Анализ этих нормативных актов показывает, что впервые в истории советского исправительно-трудового права в них дано развернутое определение правового статуса осужденных к лишению свободы, в котором указывалось, что осужденные пользуются общегражданскими правами с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима, установленного в исправительных учреждениях данными нормативными актами.

 В Основах и Исправительно-трудовом  кодексе 1970 г. была 

уточнена и расширена система  гарантий правового статуса осужденных. Специальный статус осужденных к лишению свободы ставился в прямую зависимость от вида исправительно-трудового учреждения, в котором осужденный отбывал наказание.

Исследование нормативных положений Основ 1969 г. и Исправительно-трудового кодекса 1970 г. показывает:

- что с принятием этих законодательных  актов завершился процесс систематизации  норм исправительно-трудового законодательства  в после­военный период и регулирования  исправительно-трудовых отношений ведомственными нормативными актами;

- нормы Исправительно-трудового кодекса 1970 г. являются одними из самых жестких по части ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных, особенно касающихся возможности получения свиданий с родственниками, посылок, передач, бандеролей, переписки.

В последующие годы был принят ряд нормативных актов, оказавших влияние на изменение правового статуса осужденных к лишению свободы, особенно после принятия Конституции СССР 1977 г. В них были расширены законные интересы осужденных в, виде возможности условного освобождения с обязательным привлечением к труду и краткосрочного выезда за пределы мест лишения свободы.

 Период сер. 50-80-х гг. XX в. характеризуется  принятием целого ряда 

нормативных актов, способствующих восстановлению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, что позитивно сказалось на формировании норм, определяющих правовой статус осужденных к лишению свободы.

 Принятые нормативные акты  хотя и расширяли правовой  статус осужденных, однако он  еще во многом не соответствовал  нормам общечеловеческой морали.

Информация о работе История уголовно-исполнительного законодательства и права на Руси