Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:09, статья
Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках и воинских формированиях приобретает все большую угрозу национальной безопасности. Владимир Путин в своей предвыборной статье «Быть сильным: гарантии национальной безопасности для России» отметил: «Коррупция в сфере национальной безопасности – это, по сути, государственная измена»[3].
В большинстве случаев распространенность коррупционных отношений в военной организации государства обусловлена несовершенством военного законодательства, наличием в нем норм способствующих проявлению коррупции.
УДК [351.72+35509]:34
К ВОПРОСУ О КОРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРАХ ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И. А. Михеев
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России
Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках и воинских формированиях приобретает все большую угрозу национальной безопасности. Владимир Путин в своей предвыборной статье «Быть сильным: гарантии национальной безопасности для России» отметил: «Коррупция в сфере национальной безопасности – это, по сути, государственная измена»[3].
В большинстве случаев распространенность коррупционных отношений в военной организации государства обусловлена несовершенством военного законодательства, наличием в нем норм способствующих проявлению коррупции.
В научной литературе под коррупциогенностью военного законодательства понимается наличие нормативно-правовых конструкций, порождающих коррупционное поведение воинских должностных лиц[1].
Заслуживает внимания то обстоятельство, что в законодательстве о военной службе содержится значительное число бланкетных норм, что ставит реализацию федеральных законов в большую зависимость от подзаконных нормативных правовых актов.
Так, в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» содержится около 40 отсылочных норм на правовые акты более низкой юридической силы. Данное обстоятельство, безусловно, приводит к вторжению в компетенцию органов государственной власти, принявших первоначальный нормативный правовой акт, что порождает неопределенность правил поведения должностных лиц, органов военного управления[2].
В качестве примера пробелов в правовом регулировании военного законодательства можно назвать использование законодателем дискреционных формулировок. В соответствии с пунктом 12 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительный (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
Использованная законодателем формула «ВПРАВЕ» не налагает на чиновников из органов местного самоуправления никаких обязательств по безусловному исполнению данного законодательного положения, т.е. чиновник по своему личному усмотрению может кому-то отказать в предоставлении, например, земельного участка, а кому то (за определенную «МЗДУ») такой участок предоставить. При этом, и в случае отказа, и в случае удовлетворения просьбы заявителя действия данного чиновника как внешне вполне вписываются в формулу «Вправе».
Аналогичная ситуация вполне может быть спрогнозирована и примирительно к реализации правовой нормы, содержащийся в пункте 5 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой отдельные категории граждан, уволенных с военной службы, могут (приниматься на обследование лечение в военно-медицинские учреждения).
Заслуживает внимания такой дискуссионный вопрос, как право на дополнительную жилую площадь, предоставляемую офицерам в воинских званиях полковник ему равном и выше, а так же преподаватели военно-учебных заведений и научные сотрудники имеющие ученые степени или звания. Согласно п. 2 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» полковник ему равном и выше проходящих военную службу либо уволенные с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, а также преподаватели военных образовательных учреждений, научные работники имеющие ученые степени или ученые звания имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров.
Использованная вилочная формулировка в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров создает целый виток коррупциогенных взаимоотношений при распределении жилых помещений, облегчает выстраивание коррупционных схем при решении жилищных вопросов.
Таким образом, совершенствование военного законодательства, безусловно, является неотъемлемой частью реализации антикоррупционной политики в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, в которых законом предусмотрена военная служба.
______________________________
1. Экспертиза правовых актов в области обороны и военной безопасности: монография / под общ. ред. А.В. Кудашкина. М.: За права военнослужащих, 2011. С. 101.
2. Багдасарян И.А. Коррупциогенные факторы законодательства о военной службе // Военно-юридический журнал. 2014. №8 С. 24
3. Путин В. Россия, вперед! [Электронный ресурс]// www.kremlin.ru/news/5413.
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Е. Ю. Суховецкая
Информация о работе К вопросу о корупциогенных факторах военного законодательства