Конституционное производство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. В России такой орган был учрежден 8 лет тому назад, решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. в России. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. В настоящее время подобные суды созданы в республиках Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Бурятия, Коми, Карелия, в Мордовской ССР и Чеченской республике, а в Свердловской области – Уставный суд. В республике северная Осетия-Алания действует Комитет конституционного надзора. Образование аналогичных судов предусматривают проекты конституций и других республик.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие и принципы конституционного судопроизводства.
3. Стадии конституционного судопроизводства.
4. Особенности производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел.
5. Особенности конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах РФ

Файлы: 1 файл

Реферат КС.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 Обращение с запросом  о даче заключения о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ Советом Федерации.         

 Запрос в Конституционный  Суд РФ о даче заключения  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.          

 Запрос о даче заключения  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления направляется  в Конституционный Суд РФ не  позднее месяца со дня принятия  Государственной Думой решения о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда РФ.         

 Заключение должно  быть дано Конституционным Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса.          

 По итогам рассмотрения  дела Конституционный Суд РФ  дает одно из следующих заключений:          

- о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения;         

- о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.         

 В случае принятия  Конституционным Судом РФ решения  о несоблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или в совершении иного  тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.

Из практики исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Судья Московского областного суда Н.В. Григорьева в связи с  находившимся у нее в производстве делом обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 378, части второй статьи 379 и части третьей статьи 380 УПК РСФСР, поскольку, по ее мнению, эти нормы противоречат статье 50 (часть 1) Конституции РФ и пункту 7 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Конституционных Суд РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению, отметив в своем определении от 3 июля 1997 года, что в случае противоречия какой-либо нормы внутреннего закона общепризнанным принципам и нормам международного права решение о применении в конкретном деле соответствующей международно-правовой нормы принимается судом общей юрисдикции.

4. Особенности  конституционного (уставного) судопроизводства  в субъектах РФ.

Становление конституционной  юстиции происходит до некоторой степени спонтанно. Одна из особенностей состоит в том, что конституционные суды, а точнее их учреждение – это инициатива самих субъектов федерации. Они дополняют государственность республик, рассматриваются в качестве инструмента углубления обретенной ими независимости.

Конституционные суды республик  в составе РФ не упоминаются в  Конституции РФ. Указанное препятствие  не является барьером, препятствующим для их образования, ибо они обладают всей полнотой государственной власти и вправе определять систему органов, осуществляющих правосудие. Это право закреплено Конституцией РФ (ст.81 п.»к»), которая относит вопросы судоустройства к совместному ведению федеральных и республиканских органов государственной власти.

При создании конституционных судов республик в составе РФ эталоном являлся Конституционный Суд РФ, но постепенно часть компетенции Конституционного Суда РФ отходило в пользу конституционных судов республик. В явочном порядке присваивались полномочия по разрешению споров по вопросам, которые отнесены к сфере совместного ведения федеральных и республиканских органов государственной власти.

Конституционный Суд  РФ и конституционные суды ее республик  должны функционировать как система. Это положение объективно предопределяется единством РФ как целостного государства и ее правового пространства, в котором предполагается самостоятельное нормотворчество, но одновременно провозглашается требование соответствия конституций республик как субъектов РФ Конституции РФ., обязательность ее законов на территории всех республик, краев и областей, их приоритетность по отношению к законам и правовым актам субъектов федерации.

Конституционный Суд  РФ и конституционные суды республик  находятся между собой в установленных  законом взаимоотношениях по осуществлению правосудия в форме конституционного судопроизводства. Конституционные суды как элементы судебной системы едины по своей сущности. У них общие цели, задачи и формы деятельности, и они сводятся к трем основным процедурам: рассмотрению дел о конституционности правовых актов и договоров; рассмотрению дел по индивидуальным жалобам граждан; даче заключений. Почти идентичны нормы о статусе конституционных судей и правилах судопроизводства в Конституционном Суде.

Конституционные суды различаются  по составу и срокам полномочий. Существуют несовпадение объема судебной власти. Так, по проекту Конституции Республики Удмуртия предполагается, что Конституционный суд будет рассматривать дела и по собственной инициативе (ст.119); в Саха (Якутия) ему дано право давать толкование нормам Конституции республики (ст.101). Если Конституционный Суд РФ согласно Конституции (с.165) вправе разрешать дела о конституционности любых правовых актов, то отдельные республиканские суды проверяют конституционность только нормативных актов. Конституционные суды областей, краев и городов федерального значения дополняют конституционную юстицию РФ, придают ей целостность. Они способствуют усилению конституционного надзора, защите конституционного строя, прав и свобод граждан, разгружают Конституционный Суд РФ.

Взаимодействие Конституционного Суда РФ с конституционными и уставными  судами субъектов РФ по существу сводится к обмену опытом. Процессуальных отношений (т.е. кассационного пересмотра решений) между ним нет, ибо конституционные и уставные суды субъектов РФ имеет свою сферу компетенции, четко отграниченную от сферы компетенции Конституционного Суда РФ.

Конституция Республики Саха (Якутия) уполномочивает Конституционный  суд своей республики проверять  конституционность актов Верховного Совета, президента и Кабинета министров республики; давать заключения: о конституционности внутрифедеральных, международных договоров республики, а также действующих на ее территории международных договоров, заключенных РФ; о соответствии законов и иных нормативных актов РФ Федеративному договору и Конституции РФ.

В Конституции Саха трактуется, что «при рассмотрении конкретного  дела, если суд усмотрит, что норма  закона, которую надлежало применить, противоречит Конституции республики, он приостанавливает производство по делу и вносит в Конституционный суд Республики Саха представление о проверке конституционности этой нормы» (ст.107).

Конституционный суд  Республики Саха (Якутия) не наделен  правом толкования законов и других нормативных актов республики. Этим правом обладает законодательный орган республики.

Конституция Республики Саха предусматривает процедуру  конкретного нормоконтроля (ст.107).

Конституционный суд  Республики Саха нацелен на защиту конституционного строя республики и Российской Федерации в целом. Выполняя стоящие пере ним задачи, Конституционный суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией Республики Саха и Конституцией РФ (ст. 1 Закона «О Конституционному суде Республики Саха (Якутия).

Устав Хабаровского края – высший нормативный правовой акт Хабаровского края (1995).

Система судебной власти в Хабаровском крае.

Правосудие в Хабаровском  крае осуществляется только судом. Судебная власть в крае принадлежит: Хабаровскому краевому суду, районным, городским  судам, военному суду, арбитражному суду Хабаровского края и Федеральному арбитражному суду Дальневосточного округа.

Судебная власть самостоятельная  и действует независимо от законодательной  и исполнительной власти.

Порядок организации  и деятельности судов определяется Конституцией РФ и федеральными законами.

Суды, действующие на территории Хабаровского края, руководствуются  в своей деятельности федеральными и краевыми законами, иными нормативными правовыми актами края и нормативными актами Главы администрации края.

Формирование кадрового состава судебных органов осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Дума и Администрация  края оказывают судам содействие в обеспечение их деятельности актами Главы администрации края.

Формирование кадрового  состава судебных органов осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Дума и Администрация  края оказывают судам содействие в обеспечение их деятельности.

Конституционный контроль на уровне субъектов Российской Федерации  необходим. С помощью органов  конституционного контроля должно быть обеспечено развитие конституций и уставов, равноправие и защита прав человека и гражданина, конституционность формирования местного самоуправления, взаимодействия ветвей государственной власти. Должны обеспечивать сохранность идей Конституции Российской Федерации на уровне субъектов Федерации.

Конституционный Суд  РФ принят в европейскую организацию  европейских конституционных судов. Ученые-юристы и практики всех субъектов  РФ, а также депутаты, государственные  и общественные деятели, бизнесмены, судьи органов конституционной юстиции стран СНГ, а также судов Европы и США - дают высокую оценку роли Конституционного Суда РФ.

(Журнал “Государство  и право”, 1998, № 2, с.5-7)

16.04.99

 

Список  используемого нормативного материала  и литературы: 

 

Конституция РФ (1993).

О Конституционном Суде РФ: Федеральный  конституционный закон от 24.06.94.Собрание РФ.1994. № 13. Ст.1447.

О судебной системе РФ: Федеральный  конституционный закон от 23.10.96.Собрание законодательства РФ. 1997ю № 1. Ст.1.

О статусе судей в РФ: Закон РСФСР от 26.06.92 (с изменениями и дополнениями).Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст.1792; Собрание законодательства РФ. 1995. ; 26. Ст.2399.

Авкаян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контрорля и правосудия. Вестик МГА (Сер.”Право”). 1995. ; 4.

Гаджиев Г.А., Кряжков В.А. Конституционная  юстиция в РФ: становление и  проблемы. Государство и право. 1993. ; 7.

Кудрявцев Ю.В. Конституционный Суд  России: опыт и проблемы (международный  научный семинар). Государство и право.1994. ; 1.

Лазарев Л.В. Конститционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ. Государство  и право. 1996 ; 1.

Овсепян Ж.И. Судебный конституционный  контроль в РФ (сравнительный анализ). Государство и право. 1996. ; 1.

Органы конституционного контроля субъектов РФ: проблемы организации  и деятельности (научно-практический семинар). Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 4.

Туманов А.А. Конституционный Суд  РФ. Государство и право. 1995. № 9.

Филиппов В. Из опыта работы Конституционного суда Республики Саха (Якутия). Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 1.

Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы  толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда РФ. Государство  и право. 1996. № 10.

Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде РФ. Государство и право. 1995. № 7.


Информация о работе Конституционное производство в России