Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:30, творческая работа
В процессе производства по уголовному делу органы предварительного расследования и суд вынуждены использовать меры уголовно-процессуального принуждения. В сфере уголовного судопроизводства меры уголовно-процессуального принуждения применяются лишь правоохранительными органами, осуществляющими производство по уголовному делу.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Томский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
уголовно-процессуальное право |
Тема |
меры пресечения в уголовном процессе понятия и виды |
Фамилия |
Волкова |
Имя |
Наталья |
Отчество |
Владимировна |
№ контракта |
05540090101399 |
В процессе производства по уголовному
делу органы предварительного расследования
и суд вынуждены использовать
меры уголовно-процессуального
С учетом неодинакового характера уголовно-процессуальных мер принуждения их применение можно условно разделить на несколько групп. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление лиц из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные и судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество). Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на средства пресечения противозаконных действий и средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушений и средства получения доказательств.
Все меры уголовно-процессуального
принуждения принято
Меры пресечения - это процессуальные
средства ограничения личной
свободы обвиняемого, а в
- обвиняемый может скрыться
от дознания, предварительного
- обвиняемый может продолжать
заниматься преступной
- обвиняемый может
Статья 98 УПК РФ. Предусматривает следующие меры пресечения:
1. Подписка о не выезде;
2. Личное поручительство;
3. Наблюдение командира воинской части;
4. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
5. Залог;
6. Домашний арест:
7.
Заключение под стражу. Подписка
о не выезде и надлежащем
поведении обвиняемого (
Личное поручительство обеспечивает надлежащее поведение обвиняемого и подозреваемого, в том числе пресекает сокрытие этих лиц и продолжение ими преступной деятельности. Специальным условием избрания данной меры пресечения является наличие одного или нескольких лиц, желающих и реально способных обеспечить надлежащее поведение обвиняемого[3]. О такой реальной способности свидетельствуют две группы обстоятельств:
1)
поручитель заслуживает
2)
поручитель заслуживает
Наблюдение командования воинской части преследует цель обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), в том числе пресекает сокрытие этих лиц и продолжение ими преступной деятельности. Специальным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) - прохождение им военной службы (по призыву или контракту) или призыв на военные сборы.
Обязанности командования воинской части при наблюдении за обвиняемым (подозреваемым) устанавливаются Уставами Вооруженных Сил РФ - внутренней службы, дисциплинарным, гарнизонной и караульной службы, утвержденными Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.
Присмотр за несовершеннолетним относится
к психологически-
а) родителями, усыновителями, опекунами или попечителями. Одновременно они могут участвовать в деле в качестве законных представителей этого обвиняемого (подозреваемого);
б) другими заслуживающими доверия лицами (как при обычном личном поручительстве);
в) должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (должностное поручительство).
Таким образом, меры пресечения - это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора. Статья 98 УПК РФ, содержит в себе исчерпывающий перечень мер пресечения. Однако как уже отмечалось, одни меры пресечения назначаются органом предварительного следствия, а другие только по судебному решению. По судебному решению применяются: залог, домашний арест и заключение под стражу, о них речь пойдет в следующей главе.
Предмет теории мер пресечения, как составной части теории уголовного процесса, включает разработку основных понятий. исследование закономерностей, сущности, целей, задач, принципов применения мер пресечения, изучение категорий, относимых к правовой основе мер пресечения, объектам, субъектам правоотношений и их содержанию, информационному обеспечению процессуальных решений о мерах пресечения и их практической реализации. Особое внимание теория должна уделять проблемам правового, криминологического, криминалистического, оперативно-розыскного, организационно-управленческого обеспечения применения мер пресечения. Предметом теории являются также и вопросы применения мер пресечения с позиций психологии и педагогики. Меры пресечения .значительным образом стесняют права личности, некоторые из них граничат с мерами уголовного наказания. И тем не менее нельзя утверждать, что меры пресечения - это меры уголовного наказания. Хотя данное суждение и обще¬принято в теории уголовного процесса, и его подтверждение следует привести некоторые аргументы.
Во-первых, различны цели мер пресечения и мер уголовного наказания. Цели мер уголовного наказания - это применение кары за совершенное преступление, исправление и перевоспитание осужденных. Меры пресечения не являются карой или средством перевоспитания обвиняемого за совершенное преступление. В отличие от мер уголовного наказания, назначаемых за уже совершенное общественно опасное деяние, в порядке возмещения вреда, причиненного этим деянием, меры пресечения носят охранительный характер, они применяются для предупреждения ожидаемой опасности, возможного (будущего, не прошлого) противоправного поведения обвиняемого Во-вторых, меры уголовного наказания применяются к осужденным. т.е. к тем лицам, которые признаны виновными в со¬вершении преступлений вступившими в законную силу приговорами судов. В отличие от этого меры пресечения применяются не к тем, кто уже осужден и признан виновным вступившим в законную силу приговором суда*, а к обвиняемым, которые могут быть впоследствии признаны и невиновными. Применение мер пресечения (в том числе такой, как заключение под стражу) не должно предрешать предания обвиняемого суду, его осуждения и применения к нему наказания.
В-третьих, меры пресечения могут быть применены не только судом, но и другими органами уголовного судопроизводства:
следователем, органом дознания, прокурором. В-четвертых, применение судом уголовного наказания по¬рождает для гражданина такие негативные последствия, как при-знание его судимым. Применение мер пресечения подобными юридическими последствиями не сопровождается.Под мерами пресечения понимаются средства уголовно-процессуального принуждения, применяемые дознавателем, следователем, прокурором или судом (судьей) к обвиняемому (в исключительных случаях -- подозреваемому, а судом -- к подсудимому) в целях недопущения уклонения его от следствия и суда, лишения его возможности продолжать преступную деятельность, и чтобы он не воспрепятствовал установлению по делу объективной истины и обеспечения исполнения приговора в части мер уголовного наказания.
В виде общего правила меры пресечения применяются только к обвиняемому (ст. 89 УПК). Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти суток. По истечении этого срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо мера пресечения отменяется.
Необходимость совершенствования законодательства о применении мер пресечения обусловливается слабой эффективностью действующих мер пресечения, особенно таких, как личное и общественное поручительств, наблюдение командования воинской части, отдача несовершеннолетнего под присмотр, пробелами в законодательстве о мерах пресечения, его разобщенностью по ряду отраслей. Объединение имеющихся нормативных предписаний и их обновление, реанимация отмененных эффективных мер пресечения должна осуществляться прежде всего в рамках нового уголовно- процессуального кодекса с учетом правовых, национальных и исторических традиций народов, населяющих Российскую Федерацию.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Научный метод |
http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
2 |
Государство и право |
href=http://revolution. |
3 |
Государство и право |
<a href=http://knowledge.allbest. |
4 |
bibliotekar.ru |
ugolovnoe-pravo-6/86.htm |
Информация о работе Меры пресечения в уголовном процессе понятия и виды