Место и роль системы обеспечения безопасности сотрудников УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 20:19, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Обеспечение личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе их профессиональной деятельности всегда было в центре внимания государственных и общественных институтов. Безопасность в широком понимании есть «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз» и является важным условием существования, развития, а порой и выживания человека, общества и государства. Потребность в безопасности одна из базовых потребностей человека (А.Г. Маслоу).

Файлы: 1 файл

безопасность уис-рязань.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

В широком смысле профессиональная подготовка к действиям при ЧО включает в себя весь комплекс запланированных учебно-тренировочных занятий с сотрудниками УИС, направленный на теоретическое изучение и практическое закрепление навыков по тактико-специальной, огневой и физической подготовке, военной топографии, медицине, гражданской обороне, материалов по специальным и юридическим вопросам.

Оперативные тренировки, штабные и тактико-специальные учения можно, на наш взгляд, объединить общим термином - оперативная игра.

Оперативная игра представляет собой систему учебных, взаимосвязанных между собой оперативно-служебных ситуаций, возникающих в реальной действительности при выполнении учреждениями и органами УИС комплекса задач по обеспечению безопасности сотрудников, гражданского персонала, осужденных (заключенных под стражу), иных лиц, а также объектов УИС от внутренних и внешних посягательств. 
По словам Д.А. Курбанова, преимущество оперативной игры перед другими формами обучения состоит в том, что "она позволяет конструировать любой ход событий и наглядно показывает последовательность и эффективность принимаемых управленческих решений".8

Среди наиболее прогрессивных методов, используемых при подготовке личного состава УИС к действиям при возникновении ЧО, следует выделить метод анализа и проигрывания конкретных ситуаций и проблемный метод.

Использование предложенных методов в процессе оперативной игры позволит всем ее участникам глубже изучить и понять специальный типовой план действий сотрудников УИС при ЧО, выработать умения и навыки целенаправленных действий в реальной обстановке, отработать сложный механизм взаимодействия сил и средств, задействованных по плану на всех этапах ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

Общий сценарий всей оперативной игры и методика ее проведения должны, на наш взгляд, выдерживаться в логической последовательности: от простого к более сложному и включать в себя как вопросы служебно-боевой и физической, так и вопросы психологической подготовки. Все это может быть достигнуто, во-первых, созданием в ходе оперативной игры целесообразных физических и психологических трудностей, вызывающих физические неудобства и внутренние отрицательные эмоции (деятельность сотрудников УИС должна проходить в условиях недостатка информации и времени); во-вторых, воссозданием, путем демонстрации кинофрагментов или видео- и аудиозаписи, внешней картины ЧО. 
Эффективность оперативной игры должна достигаться как профессиональной организацией всех ее этапов, так и высоким уровнем итоговой оценки знаний сотрудников УИС с использованием современных технологий. Объективная оценка знаний, умений и навыков сотрудников УИС по итогам оперативной игры по вопросам оперативно-служебной деятельности в условиях сложной обстановки и при ЧО, нормативной, социально-правовой регламентации работы личного состава, позволит наметить пути совершенствования учебного процесса в целом, а также содержания и методики теоретического и практического обучения по отдельным дисциплинам.

В заключение, хотелось бы отметить, что подготовка сотрудников является постоянным и непрерывным процессом, обеспечивающим нормальное функционирование объектов УИС. Основные виды профессиональной подготовки необходимо рассматривать в единстве, не отдавая предпочтения ни одному из направлений. Предложенная нами классификация предоставляет возможность лишь конкретизировать основные ее виды. Это позволит выработать, с использованием комплекса психолого-педагогических знаний, единые специальные программы подготовки сотрудников к действиям в условиях сложной оперативной обстановки и при возникновении ЧО.

 

3.   Личная безопасность  сотрудников УИС при несении службы

 

Из материалов обзора от 26 марта 2012 г. № 5-5383-08 «О состоянии режима и надзора в ИК, ИУ, ЛПУ, территориальных органов ФСИН России в 2011 году» следует, что в учреждениях органов УИС не снижается агрессивность осужденных.9

Так, в ИК-44 Кемеровской области в помещении ШИЗО-ПКТ при попытке пресечь противоправные действия был убит младший инспектор отдела безопасности старший прапорщик внутренней службы М., в ИК-25 в Республике Коми осужденный, используя заранее приготовленную «заточку», сзади нанес три удара в спину начальнику производственно-технического отдела майору внутренней службы В., осуществляющему надзор за осужденными, в ИК-10 Ростовской области осужденный из хулиганских побуждений нанес удар самодельным колюще-режущим предметом (длиной 19 см) фельдшеру медчасти.

В указанных случаях, на наш взгляд, соединились недостаточное профессиональная подготовленность сотрудников и отсутствие бдительно- сти и заботы о личной безопасности, легкомысленная беспечность.

Известно, что основные мотивы нападения на сотрудников УИС - это избежание задержания, хулиганские побуждения и чаще всего ответная неадекватная реакция на замечание. Чаще всего риску нападения подвергаются сотрудники, осуществляющие надзор, оперативнорежимных и воспитательных аппаратов.

Центральным для выяснения сущности ситуации, в которой может быть нанесен ущерб здоровью сотрудника УИС или получена психическая травма, является понятие «опасность». Опасность - это стресс-фактор, отражающий осознание сотрудником того обстоятельства, что поведение правонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинить ему физический или психологический вред, привести к несчастному случаю или возможной гибели. Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями сотрудника и отрицательными психическими состояниями10.

В зависимости от степени реальности воздействия на поведение сотрудников УИС можно различать несколько видов опасности.

Потенциальная опасность - любой контакт с осужденными, как показывает практика, является потенциально опасным, таящим в себе угрозу для жизни, здоровья и личности сотрудника УИС. Это обстоятельство необходимо учитывать при воспитании у каждого работника здоровой бдительности, осторожности, осмотрительности при взаимодействии с подследственными и осужденными.

Мнимая опасность - в этом случае реальная опасность отсутствует, но в сознании работника создан вымышленный образ опасной ситуации и соответствующий этому образу план своих действий. Часто это происходит в силу неточной оценки ситуации, поведения конкретных лиц и неверного понимания речевых сообщений, преувеличения отдельных деталей ситуации. Чаще всего мнимая опасность в дальнейшем развивается в спровоцированную опасность.

Спровоцированная опасность - проявляя отдельные личностные качества (агрессивность, грубость, бестактность, хамство, жестокость), сотрудник может спровоцировать нападение на себя со стороны других лиц или развитие ситуации, представляющей серьезную угрозу для безопасности других лиц. Характерным примером может служить ситуация, возникшая в ИК-15

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: дежурный по жилой зоне инспектор А., посчитав действия осужденного неуважительными по отношению к себе (не уступил дорогу), нанес руками ему удары по голове и в область шеи. После полученных побоев в знак протеста на действия сотрудника осужденный совершил акт членовредительства и обратился с жалобой в дежурную часть. В его поддержку на плац учреждения вышли осужденные в количестве 80 человек с требованиями уволить инспектора из УИС, 39 осужденных лезвиями от одноразового бритвенного станка нанесли себе порезы на предплечьях рук. Только благодаря грамотным действиям администрации колонии удалось не допустить дальнейшего развития конфликта11.

Реальная опасность - возникает и проявляется в динамике опасной ситуации, содержащей реальную угрозу, жизни, здоровью, чести и достоинству сотрудника УИС. Реальная угроза вытекает из противоправного и насильственного поведения подследственных и осужденных, которые ради достижения своих асоциальных целей осуществляют посягательство на сотрудников УИС, не обращая внимания на возможные последствия.

Таким образом, основная задача обеспечения личной безопасности сотрудника УИС - исключение опасных ситуаций и минимизация их последствий.

Личная безопасность включает в себя систему правовых, защитных тактических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни и здоровья сотрудников УИС при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий.

Фактически личная безопасность складывается из двух основных компонентов:

-непосредственная деятельность сотрудника, связанная с адекватным реагированием на ситуацию опасности;

-деятельность подразделений учреждений и органов, исполняющих наказание, по своевременному и адекватному воздействию на факторы, создающие угрозу развития опасной ситуации.

Необходимо учитывать, что на деятельность сотрудников УИС полностью распространяется положение о необходимой обороне и крайней необходимости, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 3739 УК РФ). В ст. 33 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» закреплено, что личная безопасность сотрудников УИС и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

В интересах обеспечения личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников, сведения о прохождении службы сотрудниками УИС могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Федеральный орган УИС обязан обеспечивать сотрудников оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

 

Заключение

 

1. Безопасность сотрудников  УИС определяется общей профессиональной, правовой, социальной, информационной, специальной, физической подготовкой, культурным уровнем и уровнем  психолого-педагогической компетентности.

2. На основе анализа  философской, социологической, политологической, криминологической, правовой, психолого-педагогической  и др. литературы, длительной работы  в пенитенциарных учреждениях  автором уточнено понятие личной  безопасности сотрудников УИС  как реальной защищенности жизни  и здоровья человека, его целей, идеалов, ценностей, интересов от  опасных воздействий в сфере  профессиональной деятельности.

3. Необходимость психолого-педагогической  подготовки сотрудников, ориентированной  на личную безопасность, связано  с изучением и анализом факторов  риска, влияющих на безопасность  сотрудников УИС. В ходе теоретического  и опытно-экспериментального исследования  выявлены основные факторы риска, влияющие на личную безопасность: организованная преступность и  противоправная деятельность лидеров  и «авторитетов» уголовной среды в местах лишения свободы; конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных; захват заложников в учреждениях УИС; физический и психологический риск.

 

Список используемых источников

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 13.07.2015)
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ(ред. от 29.06.2015)
  4. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  5. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)
  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

  1. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: Учеб. пособие / ГУК МВД РФ. Метод. Центр. М., 2010
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002. С. 44.
  3. Кирьянов А.Ю. Общая характеристика понятия «безопасность». Подходы к определению и виды // Безопасность бизнеса. 2010. №1. [Электронный ресурс].
  4. Курбанов Д.А. Управление силами и средствами органов и учреждений внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в СИЗО: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Акад. Упр. МВД РФ. М., 2010
  5. Могилевский В.Д. Системная безопасность: формализованный подход // Материалы конф. «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке» / науч. ред. В.А. Возжеников. М.: ЗАО «ЭДАСПАК», 2001. С. 83−86.
  6. О состоянии режима и надзора в ИК, ИУ ЛПУ территориальных органов ФСИН России в 2011 году: обзор от 26 марта 2012 г. № 5-5383-08.
  7. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учебник. Т. 2. / Под общ. ред. Ю.А. Чайки. Рязань, 2012.
  8. ПапкинА.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: пособие. М., 2014. С. 9.
  9. Самородов Н.М. Совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. №5.
  10. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004.

Информация о работе Место и роль системы обеспечения безопасности сотрудников УИС