Продление срока пребывания
несовершеннолетнего осужденного в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого
типа допускается только по ходатайству
несовершеннолетнего осужденного в случае
необходимости завершения им общеобразовательной
или профессиональной подготовки. Прекращение
пребывания несовершеннолетнего осужденного
в специальном учебно-воспитательном
учреждении закрытого типа либо перевод
его в другое специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа осуществляется
по представлению администрации указанного
учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, образованной органом
местного самоуправления по месту нахождения
указанного учреждения либо по ходатайству
несовершеннолетнего осужденного, его
родителей или законных представителей.
Вопрос о продлении либо прекращении срока
пребывания несовершеннолетнего осужденного
в специальном учебно-воспитательном
учреждении закрытого типа, либо переводе
его в другое специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа рассматривается
единолично судьей районного суда по месту
нахождения указанного учреждения в течение
10 суток со дня поступления ходатайства
или представления.
Заключение
Судопроизводство по делам
о несовершеннолетних обладает спецификой,
определяющей его особое положение в уголовном
процессе. С одной стороны, это производство
подчинено общим принципам, целям и функциям
уголовного процесса. С другой стороны,
специфика рассматриваемого судопроизводства
велика.
В соответствии с международными
обязательствами российская система правосудия
в отношении несовершеннолетних направлена
в первую очередь на обеспечение того,
чтобы любые меры воздействия на них были
всегда соизмеримы как с особенностями
их личности, так и с обстоятельствами
правонарушения, а также содействовали
их перевоспитанию.
Производство по делам несовершеннолетних,
как на предварительном следствии, так
и на судебной стадии, имеет огромное значение.
Так как в руках лиц участвующих в процессе,
находится будущее несовершеннолетнего,
т.е. объектом здесь является личность,
чаще всего окончательно не сформировавшаяся,
находящаяся в большой зависимости от
окружения, среды, материального положения
и морального климата в семье и т.д. Строгое
соблюдение рассмотренных требований,
устранение формального подхода неизбежно
приведут к значительному улучшению качества
принимаемых судами решений по делам о
преступлениях несовершеннолетних и помогут
предотвратить рост преступности среди
подростков.
Направление несовершеннолетних
осужденных в места лишения свободы является
неэффективной мерой наказания, что подтверждено
многочисленными исследованиями. Поэтому
возникает необходимость разрабатывать
иные меры уголовно-правового воздействия
в соответствии с международными стандартами,
которые бы способствовали социальной
адаптации несовершеннолетнего в обществе.
Следовательно, одной из важнейших
задач должно являться не столько «изобличение
и наказание виновного», сколько выявление
и устранение причин и условий, способствовавших
правонарушению. А профилактическая работа
суда не должна сводиться лишь к вынесению
частных определений.
Задача законодательства
- уголовного и уголовно-процессуального
-изначально состояла и состоит поныне
во включении в судопроизводство в отношении
несовершеннолетних таких норм, которые
ограждали бы детей и подростков от негативного
воздействия на них как условий их жизни
и воспитания, так и общей процедуры судопроизводства,
а также от одинаковых со взрослыми режимов
предварительного заключения и исполнения
наказания.
Библиографический список
1. Минимальные стандартные
правила ООН, касающиеся отправления правосудия
в отношении несовершеннолетних («Пекинские
правила») от 29 ноября 1985 г. // Сборник международных
стандартов и норм ООН в области правосудия
в отношении несовершеннолетних. - М., 1998.
2. Свод принципов защиты
всех лиц, подвергаемых задержанию
или заключению в какой бы
то ни было форме (Принят 09.12.1988
Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной
Ассамблеи ООН) // Правовые основы деятельности
системы МВД России. Сборник нормативных
документов. - М.: ИНФРА-М, 1996. - С. 147 - 157.
3. Конвенция о правах
ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных
стандартов и норм ООН в
области правосудия в отношении
несовершеннолетних. - М., 1998.
4. Конституция Российской
Федерации: офиц. текст. // Российская
газета. -1993. - № 237.
5. Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской
Федерации: Федеральный закон от
24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от
21.07.2011) // Собрание законодательства
РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802; 2009. - № 23. - Ст. 2773.
6. Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации: Федеральный
закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011)
// Собрание законодательства РФ.
- 2001. - № 52. - Ст. 4921; 2011. - № 25. - Ст. 3533.
7. О применении судами
норм уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации: [Постановление
Пленума Верховного Суда РФ
№ 1 от 5.03.2004 г.] // БВС РФ. - 2004. - № 6.
8. О судебной практике
применения законодательства, регламентирующего
особенности уголовной ответственности
и наказания несовершеннолетних:
[Постановление Пленума Верховного
Суда № 1 от 1.02.2011 г.] // БВС РФ. - 2011.
- № 3.
9. Бастрыкин А.Н. На защите
прав несовершеннолетних. // Законность,
2009, № 9.
10. Величкова О.П. Проблемы
законного представительства несовершеннолетних.
// Цивилист, 2007, № 3.
11. Гриненко А.В. Уголовный
процесс: учебник / отв. ред. А. В. Гриненко.
-- 2-е изд., перераб. - М. : Норма, 2009. - 496
стр.
12. Гужов А.В. Ювенальная юстиция
в России: современное состояние и перспективы
развития. - Казань, 2008
13. Дорошенко О.М. Роль
личности в обеспечении правового
регулирования профессиональной
компетенции сотрудников подразделений
по делам несовершеннолетних. // Административное
и муниципальное право, 2009, № 7.
14. Лебедев В.М. Научно-практический
комментарий к Уголовно-процессуальному
кодексу Российской Федерации / под ред.
В.М. Лебедева . - М.: Спарк, 2007
15. Конин В.В. Защита несовершеннолетних:
установление психологического контакта.
//Вопросы ювенальной юстиции, 2009,№ 2.
1 Конвенция о правах ребенка, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989
г. // Сборник международных стандартов
и норм ООН в области правосудия в отношении
несовершеннолетних. - М., 1998
2 Минимальные стандартные правила ООН,
касающиеся отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних («Пекинские
правила») от 29 ноября 1985 г. // Сборник международных
стандартов и норм ООН в области правосудия
в отношении несовершеннолетних. - М., 1998.
3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001
№ 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) // Собрание законодательства
РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4921; 2011. - № 25. - Ст. 3533.
4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001
№ 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) // Собрание законодательства
РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4921; 2011. - № 25. - Ст. 3533.
5 Конин В.В. Защита несовершеннолетних:
установление психологического контакта.
//Вопросы ювенальной юстиции, 2009,№ 2.
6 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы
уголовного права, уголовного процесса
и криминологии. - М., 2009.