Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 04:28, контрольная работа

Описание работы

В ходе данной контрольной работы мы смогли охарактеризовать роль органов прокуратуры и прокурора в частности в уголовном судопроизводстве. Мы выяснили, что эффективность работы органов прокуратуры представляет собой ключевой аспект стабильности и незыблемости правовой системы.
В ходе исследования было установлено, что в судебном рассмотрении уголовных дел, прокурор реализует следующие задачи:
– обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства;
– вынесение законного обоснованного и справедливого приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;
– гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства;
– своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом, в соответствии с требованиями закона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении
уголовных дел судами………………………………………………………….5
2. Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования………..9
3. Участие прокурора в рассмотрении уголовных
дел судом первой инстанции…………………………………………………13
4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами
второй инстанции и стадии надзорного производства…………………….17
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы

Файлы: 1 файл

КонтрольнаяУчастие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел .rtf

— 243.67 Кб (Скачать файл)

Итак, мы охарактеризовали участие прокурора в судах первой инстанции. Надо отметить, что его деятельность на данном этапе судопроизводства является логическим завершением предшествующей деятельности на стадии предварительного расследования.

 

 

 

 

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами второй инстанции и стадии надзорного производства.

 

Законодатель предусматривает пересмотр не вступивших в законную силу решений суда в апелляционном и кассационном порядке ч. 1 ст. 354 УПК РФ, вступивших в законную силу - в порядке надзора.

Свобода апелляционного и кассационного обжалования предполагает предоставление сторонам, в том числе прокурору, возможности по своей воле и своим собственным действиям возбуждать производство по проверке законности и обоснованности приговора, не дожидаясь чьего бы то ни было разрешения или санкции на начало такого пересмотра. Это право, закрепленное в ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, носит абсолютный характер и не может быть ограничено ни по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих пересмотру, ни по иным обстоятельствам.

Согласно ч. 4 ст. 354 УПК РФ право обжалования судебного решения принадлежит не только государственному обвинителю, но и не принимавшему участия в судебном разбирательстве вышестоящему прокурору.

Обжалование промежуточных определений или постановлений, вынесенных во время судебного разбирательства, не приостанавливает ни исполнение обжалуемого судебного решения, ни судебное разбирательство (ч. 6 ст. 355, ч. 4 ст. 255 УПК РФ).

Порядок производства в суде апелляционной инстанции определяется по правилам производства в суде первой инстанции гл. 35 - 39 УПК РФ с изъятиями, предусмотренными гл. 44 УПК РФ. Участие прокурора в суде первой инстанции уже было рассмотрено в предыдущем параграфе.

Особенности судебного следствия в апелляционной инстанции изложены в ст. 365 УПК РФ. После доклада председательствующего суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление.

В данном случае заслушивается выступление прокурора, который подал представление. Приговор и постановление суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии с установленными правилами. Деятельность прокурора в стадии кассационного производства имеет отчетливо выраженную связь с реализацией надзорной функции прокуратуры в уголовном судопроизводстве.

Следует обратить внимание на то, что в УПК РФ существенно изменен порядок надзорного пересмотра с тем, чтобы он отвечал принципам судопроизводства, а не административной деятельности. Поэтому, по УПК РФ, возбуждение надзорного производства зависит не от усмотрения лиц, которым по УПК РСФСР было предоставлено право принесения надзорного протеста (прокурор, председатель суда), а от решения судьи, рассмотревшего представление или жалобу, принесенную участником судебного разбирательства. Вместе с тем отличие от кассационного производства состоит в том, что сам факт принесения жалобы не обязывает суд к ее рассмотрению в судебном заседании.

В порядке надзора могут быть обжалованы приговоры, постановления и определения всех судов, начиная с приговора и постановления мирового судьи и кончая решениями Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

При подаче прокурорами надзорных представлений должна строго соблюдаться инстанционность, что означает недопустимость обращения в следующую надзорную инстанцию, если ходатайство о пересмотре не вносилось в нижестоящую надзорную инстанцию.

В надзорном представлении должны быть приведены доводы прокурора, подавшего представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения. Требования, предъявляемые к представлению, делают «более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы представления». Такие мотивированные ответы должны предупреждать неоднократные обращения в надзорные инстанции с ходатайством о проверке дела.

В п. 1, 2 ч. 2 ст. 404 УПК РФ указывается, какие документы обязательно должны быть приложены к представлению. К надзорному представлению прилагаются: копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются; копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу. В п. 3 ч. 2 ст. 404 УПК РФ указано, что в необходимых случаях к представлению прилагаются копии иных (кроме перечисленных в п. 1,2 ч. 2 ст. 404 УПК РФ) процессуальных документов, подтверждающих, по мнению прокурора, доводы, изложенные в представлении. Такими иными процессуальными документами могут быть копии документов, имеющихся в деле (например, копия протокола допроса, осмотра, заключения эксперта и т.д.).

В ст. 407 УПК РФ изложен порядок судебного разбирательства в надзорной инстанции. После доклада судьи предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного представления. Если же дело рассматривается по жалобе, мнение прокурора выслушивается после устных объяснений осужденного, оправданного, их защитников и других участников судебного разбирательства, если они присутствуют в суде.

Судебные решения, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы любым прокурором в кассационном порядке в пределах своей компетенции путем принесения в вышестоящий суд кассационного представления. Помощник прокурора, прокурор отдела, прокурор управления могут приносить такое представление только по делу, в рассмотрении которого они участвовали (ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом прокурор до начала судебного заседания может как отозвать свое представление, так и изменить либо дополнить его новыми доводами посредством подачи дополнительного представления или заявления об изменении представления (ч. 3 и 4 ст. 359 УПК РФ).

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что после вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою основную функцию - обеспечение законности, обоснованности и справедливости приговоров, не вступивших в законную силу. Мы выяснили, что производство в суде второй инстанции включает в себя апелляционный и кассационный порядок рассмотрения уголовного дела. При этом в первом случае рассматриваются не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями, а во втором - приговоры и постановления, вынесенные федеральным судом первой и апелляционной инстанции. Требования к участию прокурора в рассмотрении дел в данной инстанции аналогичны участию в суде первой инстанции: прокурор обосновывает принесенное представление, принимает участие в допросе свидетелей, потерпевших, исследовании доказательств и т.п. Вынесенные судом апелляционной инстанции приговоры и постановления могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке, в том числе государственным обвинителем или вышестоящим прокурором. В случае несогласия прокурора с вынесенным судом кассационной инстанции определением оно может быть обжаловано в вышестоящий суд в надзорном порядке путем подачи прокурором ходатайства, которое именуется надзорным представлением. Дела в порядке надзора рассматриваются с обязательным участием прокурора, которому предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобами других участников. При этом прокурор в ходе рассмотрения дела в надзорной инстанции поддерживает внесенное им надзорное представление.

Иными словами, мы видим, какую значимую роль играет прокурор в деятельности судов второй инстанции и в стадии надзорного производства. На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что значение прокурора весьма велико как на начальном этапе уголовного судопроизводства, так и на этапе его завершения.

 

 

 

Заключение

 

В ходе данной контрольной работы мы смогли охарактеризовать роль органов прокуратуры и прокурора в частности в уголовном судопроизводстве. Мы выяснили, что эффективность работы органов прокуратуры представляет собой ключевой аспект стабильности и незыблемости правовой системы.

В ходе исследования было установлено, что в судебном рассмотрении уголовных дел, прокурор реализует следующие задачи:

- обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства;

- вынесение законного обоснованного и справедливого приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;

- гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства;

- своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом, в соответствии с требованиями закона.

Иными словами, прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важные функции. Во-первых, выступает в суде в качестве государственного обвинителя, во-вторых, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью определений, постановлений, приговоров и решений судов.

В случае если судья принимает неправильное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает угрозу достижению истины по делу, то государственный обвинитель делает заявление о выявлении нарушения, которое должно быть запротоколировано и принято к рассмотрению.

Также в ходе данной работы мы установили, что процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель - сторона в процессе. В целом, формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел включают следующее:

- поддержание государственного обвинения и участия в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дел частно-публичного и публичного обвинения судом первой и апелляционной инстанции;

- принесение представлений на приговоры, определения и постановления судов (судей), не вступившие или вступившие в законную силу;

- участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного, надзорного производства, а также при возобновлении производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств;

- участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.

Специфика уголовного судопроизводства предусматривает не только стадию судебного разбирательства, но и досудебное производство по уголовному делу.

 

 

 

Список литературы

 

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (http://www.prokuratura-vrn.ru)

Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Экзамен», 2004 - 64 с.

Приказ №185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (в ред. приказа Генерального прокурора Российской Федерации №98 от 26.05.2008) (http://genproc.gov.ru/documents)

Приказ Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» от 13 ноября 2000 г. №141 (http://genproc.gov.ru/documents)

Приказ Генерального прокурора РФ «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел» от 24 ноября 1998 г. №82 (http://www.consultant.ru/popular)

Уголовный кодекс РФ. По состоянию на 01.11.10. - М.: КноРус, 2010. - 176 с.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 (с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 №3-П, от 11.04.2000 №6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 №150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 №13-П, от 18.07.2003 №13-П) (http://www.consultant.ru/popular)

Багаутдинов Ф., Васин А. Последствия отказа прокурора от обвинения в суде / Ф. Багаутдинов, А. Васин // Российская юстиция. №10. - 2000. - С. 34-37

Есаков Г.А., Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. Комментарий к уголовному кодексу РФ / Г.А. Есаков, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова. - М.: Проспект, 2010 - 824 с.

Настольная книга прокурора / Под ред.: С.И. Герасимова. - М.: Экслит, 2002. - 850 c.

Чурилов А. прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан / А. Чурилов // Законность. - №1. - 1997. - С. 13-19

14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 г. (ред. от 02.12.2008) // СПС Консультант Плюс.

 

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами