Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 12:32, контрольная работа
Орган дознания - это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.
Под иной деятельностью здесь понимается не уголовно-процессуальная деятельность, обусловленная оперативно-розыскными или другими административно-властными полномочиями учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания.
Понятие и виды органов дознания
Права и обязанности органов дознания
Органы предварительного следствия
Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя
Список использованной литературы
ПЛАН
Список использованной литературы
1. Понятие и виды органов дознания
Орган дознания - это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.
Под иной деятельностью здесь понимается не уголовно-процессуальная деятельность, обусловленная оперативно-розыскными или другими административно-властными полномочиями учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания.
Виды органов дознания и пределы их подведомственности определены ст. ст. 40, 157 УПК. Закон наделил полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения - должностное лицо (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.).
Полный перечень органов дознания - учреждений:
1) органы внутренних дел
2) органы по контролю за
3) органы федеральной службы безопасности;
4) федеральные органы
5) таможенные органы Российской Федерации;
6) органы Службы внешней
7) органы Федеральной службы исполнения наказаний;
8) органы Федеральной службы судебных приставов;
9) органы государственного
10) органы внешней разведки
Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения):
1) командиры воинских частей, соединений;
2) начальники военных учреждений или гарнизонов;
3) капитаны морских и речных судов;
4) руководители
5) начальников российских антаркт
6) главы дипломатических
Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками полиции. Причем полиция в РФ - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность, обеспечивать общественную безопасность и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. [4]
Дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации производится дознание в полном объеме по всем делам, по которым предварительное следствие не обязательно, за исключением тех, дознание по которым вправе производить другие органы дознания (дознаватели) (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).
Возбуждать уголовные дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, и производить неотложные следственные действия капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, вправе только по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания - учреждений, а также воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК).
2. Права, обязанности и задачи органов дознания
По общему правилу орган дознания вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:
1) предварительная проверка
2) неотложные следственные
3) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. ст. 223 - 225 УПК);
4) исполнение поручений и
На первой стадии уголовного процесса - стадии возбуждения уголовного дела орган дознания производит предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении. Осуществляя предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, орган дознания вправе:
- собирать доказательства без
производства следственных
- получать объяснения, образцы
для сравнительного
- истребовать документы и
- назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;
- требовать производства
- требовать от средства массовой информации имеющиеся в распоряжении у него документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации;
- производить осмотр места
- предупреждать участников
- давать органу дознания
- обеспечивать безопасность
При этом он обязан:
- принимать, рассматривать и разрешать все подведомственные заявления (сообщения) о преступлении;
- выдавать заявителю документ
о принятии сообщения о
- регистрировать заявления (сообщения) о преступлении;
- разъяснять лицам, участвующим в проверке заявления (сообщения) о преступлении, их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечивать возможность осуществления этих прав;
- при наличии к тому оснований в пределах своей компетенции возбуждать и отказывать в возбуждении уголовного дела, передавать заявление (сообщение) о преступлении по подследственности или в суд.
Орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела имеет и иные права (обязанности).
Задачи, стоящие перед органами дознания, предопределены теми видами деятельности, осуществление которых на них возложено. Большинство органов дознания вправе и обязаны применять оперативно-розыскные меры, осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», задачи органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, это:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;
- добывание информации о
На первой стадии уголовного процесса - стадии возбуждения уголовного дела перед органами дознания стоит двуединая задача реагирования на каждый факт совершения преступления, и вместе с тем ограждения последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения происшествий, не связанных с совершением преступления.
Приступая к производству неотложных следственных действий, исполняя поручения (указания) следователя, они стремятся обеспечить возможность установления истины по делу, способствуют всесторонности, полноте и объективности дальнейшего предварительного расследования. Осуществляя уголовно-процессуальную деятельность по делам, по которым предварительное расследование необязательно, органы дознания решают задачу предварительного (досудебного) собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств обо всех обстоятельствах, перечисленных в ст. 73 УПК.
Дознаватель - это должностное лицо, которое одновременно является стороной обвинения и субъектом, осуществляющим уголовно-процессуальное правоприменение. Дознавателем с позиции уголовно-процессуального права является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные действия (после чего передавать уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности), розыскные меры, дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в том числе дополнительное дознание.
Неверно мнение, что дознаватель также производит предварительное следствие. [7] При производстве предварительного следствия органу дознания может быть дано поручение о производстве следственного действия (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК). Но это поручение исполняет орган дознания, а не дознаватель.
Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, органов Федеральной службы судебных приставов и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознавателями выступают аттестованные сотрудники государственных учреждений, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК). В этой связи он уполномочен:
1) самостоятельно в пределах
своей компетенции производить
следственные и иные
2) осуществлять иные полномочия дознавателя, а в некоторых случаях и органа дознания, прямо предусмотренные УПК.
Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, а также производить неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно.
Информация о работе Органы, осуществляющие дознание и предварительное следствие