Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:32, отчет по практике
В период с 21января по 3 февраля 2013г. я проходила практику в Отделе Дознания Семикаракорского района г. Семикаракорска. Так как практика является основной частью учебного процесса и имеет своей целью привить практические навыки работы по выбранной специальности, передо мной были поставлены цели - закрепление теоретических знаний, приобретение практических умений и профессиональных навыков
Введение ________________________________________________2
Глава 1. Практика в органах внутренних дел __________________3
Правоохранительные органы и их структура ____________3
Возбуждение уголовного дела _______________________7
Дознание __________________________________________12
Предварительное расследование ______________________16
Заключение _____________________________________________25
Список использованной литературы _______________________27
Содержание
Введение ______________________________
Глава 1. Практика в органах внутренних дел __________________3
Заключение ______________________________
Список использованной
литературы _______________________27
Введение.
В период с 21января по 3 февраля 2013г. я проходила
практику в Отделе Дознания Семикаракорского
района г. Семикаракорска. Так как практика
является основной частью учебного процесса
и имеет своей целью привить практические
навыки работы по выбранной специальности,
передо мной были поставлены цели - закрепление
теоретических знаний, приобретение практических
умений и профессиональных навыков, а
именно:
1. ознакомление с материалами
уголовных, гражданских и административных
дел, с нормативно-правовыми актами и библиографическими
источниками, с правилами внутреннего
распорядка организации.
2. составление постановлений
и протоколов:
-о возбуждении уголовного дела и отказе от его возбуждения;
-о задержании подозреваемого;
- о производстве
обыска, выемки;
- о назначении экспертизы;
- о привлечении в качестве обвиняемого;
- о применении меры пресечения;
- о квалификации преступления;
- протоколы следующих следственных действий;
- допроса потерпевшего, свидетеля, обвиняемого,
подозреваемого, эксперта;
- очной ставки;
- опознания;
- обыска,
- осмотра места происшествия;
- протокола разъяснения права иметь защитника,
обвинительное заключение;
- составление приложения к обвинительному
заключению.
3. участие в обыске
и осмотре места происшествия, допроса
потерпевшего, свидетеля, обвиняемого,
подозреваемого, эксперта.
С осуществлением
данной цели мне помог справиться руководитель
по практике начальник Отдела Дознания
майор полиции Пишванов Александр
Васильевич.
Для достижения указанных
задач мной было проанализировано большое
количество нормативно-правовых актов,
в том числе и литературы, регламентирующей
деятельность правоохранительных органов.
Таким образом, анализируя,
сравнивая, обобщая полученные знания,
я сделала ряд важных выводов, которые
сформулировала в заключительной части
отчета по практике.
Я считаю, что практика
является неотъемлемой частью учебного
процесса, так как прививает студентам
практические профессиональные умения
и навыки по избранной специальности.
Глава 1. Практика в органах внутренних
дел.
1.1. Правоохранительные органы и их структура.
Одно
из центральных мест в системе правоохранительных
органов Российской Федерации занимают
органы внутренних дел, которые обеспечивают
значительный объем работы по охране общественного
порядка и обеспечению общественной безопасности,
укреплению законности, защите прав и
свобод человека, охране законных интересов
государственных и негосударственных
предприятий, организаций различных форм
собственности и трудовых коллективов,
по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Система органов внутренних дел состоит
из множества структурных звеньев, именно
об этом и пойдет речь в моей работе.
Положением о Министерстве внутренних
дел Российской Федерации, утвержденным
Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. №
1039, на МВД возлагаются следующие основные
задачи:
- разработка
и принятие в пределах своей компетенции
мер по защите прав и свобод человека и
гражданина, защите объектов независимо
от форм собственности, обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности;
- организация
и осуществление мер по предупреждению
и пресечению преступлений и административных
правонарушений, выявлению, раскрытию
и расследованию преступлений;
- руководство
органами внутренних дел и внутренними
войсками в целях выполнения возложенных
на них задач и принятие мер по совершенствованию
их деятельности;
- совершенствование
нормативной правовой основы деятельности
органов внутренних дел и внутренних войск,
обеспечение законности в их деятельности
и некоторые другие.
Систему органов внутренних
дел возглавляет Министерство внутренних
дел Российской Федерации.
Основными структурными
звеньями этой системы являются министерства
внутренних дел (МВД) республик, главные
управления внутренних дел (ГУВД) и управления
внутренних дел (УВД) краев, областей и
других субъектов Российской Федерации,
управления (отделы) внутренних дел на
железнодорожном, воздушном и водном транспорте
(УВДТ, ОВДТ), региональные управления
по борьбе с организованной преступностью
(РУБОП). Кроме того, в структуру МВД входят
также Следственный комитет при МВД РФ,
главные следственные управления, управления
(отделы, отделения, группы) при органах
внутренних дел субъектов Федерации, городов,
районов, а также на транспорте, Главное
управление государственной противопожарной
службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического
и военного снабжения (ОУМТиВС).
Всероссийский научно-исследовательский
институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские
учреждения, а также иные подразделения,
предприятия, учреждения и организации,
созданные для осуществления задач, возложенных
на органы внутренних дел. В систему МВД
Российской Федерации входят и внутренние
войска.
Правовой
основой деятельности МВД являются: Конституция
Российской Федерации, федеральные законы,
акты Государственной Думы, указы и распоряжения
Президента Российской Федерации, постановления
и распоряжения Правительства Российской
Федерации, принципы и нормы международного
права, международные договоры Российской
Федерации, Положение о Министерстве внутренних
дел Российской Федерации, а также приказы,
инструкции и другие нормативные акты
МВД РФ.
Свою деятельность
МВД РФ строит в соответствии с принципами
уважения и соблюдения прав человека и
гражданина, законности, гуманизма, гласности,
взаимодействия с органами государственной
власти и управления, общественными объединениями,
гражданами, средствами массовой информации.
В соответствии с возложенными задачами
МВД РФ определяет основные приоритетные
направления деятельности органов внутренних
дел, разрабатывает и реализует комплексные
программы совершенствования их деятельности,
участвует в формировании и выполнении
государственных федеральных целевых
программ в сфере охраны правопорядка
и борьбы с преступностью.
МВД организует
и проводит научные исследования проблем
охраны общественного порядка, предупреждения,
выявления, раскрытия и расследования
преступлений, безопасности дорожного
движения и пожарной безопасности, деятельности
внутренних войск в сложных условиях,
опытно-конструкторские и проектно-технологические
работы, обеспечивает внедрение достижений
науки, техники и положительного опыта
работы в деятельность органов внутренних
дел.
В органах внутренних
дел широко налажено обобщение практики
применения законодательства по вопросам,
отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются
предложения по совершенствованию действующего
законодательства, подготавливаются проекты
нормативных актов, связанных с регулированием
деятельности органов внутренних дел.
Вышестоящие органы системы МВД организуют
оказание подведомственным органам и
подразделениям методической и практической
помощи по всем вопросам, отнесенным к
их компетенции.
Реализуя
свои функции, МВД РФ организует в масштабах
Российской Федерации: оперативно-розыскную
деятельность в соответствии с Законом
об оперативно-розыскной деятельности,
экспертно-криминалистическую деятельность
органов внутренних дел; расследование
преступлений (в форме дознания и предварительного
следствия) по уголовным делам, отнесенным
уголовно-процессуальным законом к компетенции
органов внутренних дел; обеспечивает
исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных
обязанностей. МВД осуществляет руководство
криминальной полицией, полицией общественной
безопасности и другими службами, в ходе,
которого оказывает помощь подведомственным
органам внутренних дел в выявлении, раскрытии
и расследовании преступлений; проводит
в пределах компетенции органов внутренних
дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию
тяжких преступлений, носящих межрегиональный
характер или же имеющих особое общественное
значение; осуществляет меры по борьбе
с организованной преступностью, коррупцией,
незаконным оборотом оружия и наркотиков;
участвует в осуществлении мероприятий
по борьбе с терроризмом, контрабандой,
охране государственной границы, обеспечению
безопасности представительств иностранных
государств.
Министерством
внутренних дел организуется на территории
Российской Федерации розыск лиц, совершивших
преступления и скрывшихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся
от отбывания уголовного наказания, без
вести пропавших и иных лиц в случаях,
предусмотренных законодательством; идентификация
неопознанных трупов, розыск похищенного
имущества. В необходимых случаях МВД
координирует деятельность органов внутренних
дел по предупреждению преступлений и
иных правонарушений, охране общественного
порядка.
Органы
внутренних дел осуществляют деятельность
по социальной реабилитации лиц, отбывших
уголовное наказание и утративших социально
полезные связи. Работе по раскрытию, расследованию
и предупреждению преступлений и правонарушений
в значительной степени помогают формируемые
и ведущиеся министерством общереспубликанские
справочно-информационные фонды и учеты,
автоматизированные банки данных (АБД),
необходимые для эффективной деятельности
органов внутренних дел. На это же направлена
и организованная ведомственная статистика
преступлений и административных правонарушений.
МВД подчиняется
Президенту Российской Федерации по вопросам,
отнесенным к его компетенции Конституцией
и законодательными актами Российской
Федерации, а также Правительству Российской
Федерации.
Министерство внутренних дел возглавляет
министр, который, как и его заместители
и главнокомандующий внутренними войсками,
назначается и освобождается от должности
Президентом Российской Федерации по
предложению Правительства РФ. Руководство
конкретными направлениями деятельности
МВД в соответствии с распределением функциональных
обязанностей осуществляют заместители
министра и главнокомандующий внутренними
войсками. В МВД образуется коллегия в
составе министра, его заместителей, главнокомандующего
внутренними войсками (по должности) и
руководящих работников органов внутренних
дел. Численность коллегии устанавливается
Президентом РФ. Состав коллегии, кроме
лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждается Правительством РФ. Коллегией
рассматриваются наиболее важные вопросы
деятельности органов внутренних дел
и внутренних войск. Решения коллегии
принимаются большинством голосов и затем
объявляются приказом министра внутренних
дел Российской Федерации. Решения, принятые
на совместных заседаниях коллегий МВД
и других министерств и ведомств Российской
Федерации, объявляются совместными приказами
министра внутренних дел и руководителей
соответствующих министерств и ведомств.
Как уже было отмечено, задачи и функции
Министерства внутренних Дел в рамках
регионов (субъектов Российской Федерации),
а также городов и районов выполняют соответствующие
структурные службы и подразделения нижестоящих
уровней системы МВД.
Их структура
строится с учетом объема и содержания
выполняемой ими работы. Министров внутренних
дел республик в составе Российской Федерации
назначают в порядке, установленном конституциями
этих республик.
Начальников ГУВД, УВД, УВДТ назначает
министр внутренних дел Российской Федерации
по согласованию с главами местных администраций. Начальников
городских и районных органов внутренних
дел назначают министры внутренних дел
республик, начальники ГУВД УВД по согласованию
с главами местных администраций. Начальников
линейных органов внутренних дел на транспорте
назначают начальники УВДТ.
1.2. Возбуждение уголовного дела.
Возбуждение уголовного дела - самостоятельная
стадия уголовного процесса, которая
обладает всеми признаками, характеризующими
стадию уголовного процесса (конкретные
задачи, своеобразное выражение основных
принципов уголовного процесса, специфический
круг уголовно-процессуальных действий
и правоотношений и др.). Эта стадия
независима от других этапов движения
дела, и она обусловлена характером
разрешаемых вопросов. В частности
здесь не только принимаются сообщения
о совершенном преступлении, но и осуществляется
проверка полученных сведений, а также
принимается обоснованное решение о возбуждении
уголовного дела или отказе в нем. При
этом осуществляется двуединая задача.
С одной стороны, реагирование на каждый
факт совершения преступления, а с другой
- ограждение последующих этапов уголовного
процесса, в частности стадии предварительного
расследования, от рассмотрения фактов:
- которых в реальности не было;
- безусловно, не являющихся
преступными, то есть, в которых нет хотя
бы одного из обязательных признаков объективной
стороны состава преступления, в том числе
малозначительных (административных,
дисциплинарных и иных проступков).
Возбуждение уголовного дела - обязательная
стадия уголовного процесса. В этой стадии
подлежат выяснению как обстоятельства,
влекущие за собой возбуждение уголовного
дела, так и исключающие производство
по делу, то есть отказ в нем. Ч.4 ст.112 УПК
закрепляет обязанность органа дознания,
следователя, прокурора и суда (судьи)
принимать меры к предотвращению или пресечению
преступления, а равно к закреплению следов
преступления.
Стадия
возбуждения уголовного дела это комплекс
уголовно-процессуальных действий и правоотношений,
который не может быть сведен только к
самому акту возбуждения уголовного дела.
Если выносится решение об отказе в возбуждении
уголовного дела, это не означает, что
стадии возбуждения уголовного дела не
было; она была, и ее результатом явилось
постановление об отказе в возбуждении
уголовного дела.
От того было ли своевременным или запоздалым
возбуждение уголовного дела зависят
и результаты дальнейшего расследования.
Своевременное возбуждение уголовного
дела способствует наиболее полному выявлению
и закреплению необходимых доказательств,
а запоздалое решение практически сводит
на нет всю дальнейшую деятельность по
раскрытию преступления и изобличению
виновных, так как изменяется обстановка
совершения преступления, уничтожаются
его следы, последствия содеянного, свидетели
забывают происшествие и т.п. Поэтому очень
часто своевременный акт возбуждения
уголовного дела пресекает начавшуюся
преступную деятельность или предотвращает
наступление общественно опасных последствий.
Следует отметить, что на данной стадии
уголовного процесса, в силу презумпции
невиновности, уголовное дело возбуждается
в отношении самого факта, события преступления,
а не в отношении определенного лица, так
как оно может быть не известно и подлежать
дальнейшему установлению, но даже тогда,
когда есть указание на определенное лицо,
как на подозреваемого в совершении преступления,
данные о преступлении необходимо проверить,
подтвердить доказательствами, что возможно
только лишь в дальнейших стадиях процесса,
но не при возбуждении уголовного дела.
Конечно, возможны случаи, когда уже в
момент возбуждения уголовного дела имеется
в виду определенное лицо (например, при
за задержании преступника на месте преступления).
В этих случаях возбуждение уголовного
дела и привлечение к уголовной ответственности
максимально сближается, но все же не совпадут,
так как и здесь вынесение постановления
о привлечении в качестве обвиняемого
будет произведено уже после возбуждения
уголовного дела, хотя и непосредственно
вслед за ним.
Значение
данной стадии уголовного процесса заключается
в том, что она является одним из необходимых
условий, как быстрого выявления преступлений,
так и их полного, всестороннего и объективного
расследования.
Как
бы подводя итог всему вышесказанному,
можно сказать что, стадия возбуждения
уголовного дела - это первая самостоятельная
стадия уголовного процесса, которая состоит
в установлении компетентным органом
государства (органом дознания, следствия,
прокуратуры, судом) условий, необходимых
для производства по уголовному делу,
и в принятии решения о возбуждении уголовного
дела или при отсутствии таких условий
- об отказе в этом.
В соответствии со ст.112 УПК решать вопрос
о возбуждении уголовного дела могут только:
- Прокурор,
вправе возбудить уголовное дело о любом
преступлении, независимо от подследственности
дела. Это вытекает из возложенной на прокурора
функции уголовного преследования, выполняя
которую он или его заместитель "…по
основаниям, установленным законом, возбуждает
уголовное дело или производство об административном
правонарушении, требует привлечения
лиц, нарушивших закон, к иной установленной
законом ответственности".
- Следователь, возбуждает уголовные
дела в пределах своей компетенции, исходя
из правил о подследственности (ст. 126 УПК).
Если данные о преступлении получены непосредственно
следователем, то он выносит постановление
о возбуждении уголовного дела и принимает
его к своему производству для расследования.
- Орган дознания, в пределах компетенции,
определяемой ст.117 УПК возбуждает уголовные
дела. Различается деятельность органов
дознания по делам, по которым предварительное
следствие обязательно и по делам, по которым
производство предварительного следствия
необязательно, в последнем случае материалы
дознания являются основанием для рассмотрения
дела в суде. По делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно
орган дознания выполняет неотложные
следственные действия, а затем передает
дело по подследственности следователю.
- Судья.
Для возбуждения уголовного дела необходим
законный повод и достаточное основание.
Поводом к возбуждению уголовного дела
являются те источники, из которых органы
возбуждающие уголовное дело, получают
сведения о совершенном или готовящемся
преступлении. Однако, одного повода для
возбуждения уголовного дела недостаточно,
ч.2 ст. 108 УПК указывает еще и на необходимость
наличия основания, т.е. достаточных данных
указывающих на признаки преступления.
Из этого следует то, что основанием к
возбуждению уголовного дела являются
данные о том, что:
Во-первых, деяние, о котором поступило
заявление или сообщение вообще имело
место в действительности.
Во-вторых, это деяние действительно
содержит признаки преступления. Неизвестность
лица, совершившего преступление, неясность
тех или иных обстоятельств совершения
преступления ни в коей мере не должны
препятствовать возбуждению уголовного
дела; все эти обстоятельства будут установлены
в стадии предварительного расследования.
Но как бы то ни было, материалы, по которым
решается вопрос о возбуждении уголовного
дела, должны содержать серьезные данные
для предположения о том, что в действительности
было совершено преступление. Уголовное
дело не может быть возбуждено на основании
лишь одних догадок и предположений.
Как уже говорилось
выше, для возбуждения уголовного дела
необходим законный повод и основание,
в противном же случае, а также при наличии
обстоятельств, исключающих возбуждение
уголовного дела, в возбуждении уголовного
дела будет отказано.
Процессуальный порядок
возбуждения уголовного дела или отказа
в возбуждении уголовного дела закреплен
в статьях 112 - 113 УПК, рассмотрим его подробнее.
Итак, поступило
заявление или сообщение о совершенном
или готовящемся преступлении. Статья
109 УПК закрепляет обязанность прокурора,
следователя, орган дознания и судьи принимать
подобные заявления и сообщения, и принимать
по ним решения в трехдневный срок, а в
исключительных случаях этот срок может
быть равен десяти дням. Часть 2 ст. 109 УПК
разрешает указанным органам и должностным
лицам истребовать необходимые материалы
и получать объяснения, однако следственные
действия на данном этапе не производятся.
Решение относительно заявления или сообщения
о совершенном или готовящемся преступлении
может быть следующим:
1) возбудить уголовное дело;
2) отказать в возбуждении
уголовного дела;
3) передать заявление или
сообщение по подследственности или подсудности.
О принятом решении обязательно должно
быть сообщено заявителю.
Если имеется законный повод и основание
к возбуждению уголовного дела прокурор,
следователь, орган дознания в пределах
своей компетенции возбуждают уголовное
дело согласно прямым предписаниям ч.1
ст.112 УПК.
Решение о возбуждении уголовного дела
должно быть облечено в определенную уголовно
- процессуальную форму, которой в соответствии
с ч.2 ст.112 УПК является постановление
о возбуждении уголовного дела.
Постановление,
как и большинство процессуальных документов,
состоит из вводной, описательной и резолютивной
частей.
Вводная часть - указывается место
и дата составления постановления, а также
должность, специальное звание, фамилия
должностного лица принявшего решение.
Описательная часть - излагаются повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части.
Резолютивная часть - указывается по признакам, какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление.
Часть 3 ст.112 УПК
предписывает немедленно направлять копию
постановления о возбуждении уголовного
дела прокурору.
Часть 4 ст.112 УПК закрепляет обязанность
соответствующих органов и должностных
лиц принимать меры к предотвращению или
пресечению преступления, а равно к закреплению
следов преступления.
Порядок направления
уголовного дела после его возбуждения
регламентируется ст.115 УПК согласно которой
после вынесения постановления о возбуждении
уголовного дела:
1) прокурор направляет дело для
производства предварительного следствия
или дознания, а в случаях, предусмотренных
законом, принимает дело к рассмотрению
судом (ст.27УПК).
2) следователь приступает к производству
предварительного следствия или дознания,
в этом случае он выносит постановление
о возбуждении уголовного дела и о принятии
его к своему производству. Если же дело
было возбуждено прокурором или судом,
следователь выносит отдельное постановление
о принятии дела к своему производству.
Копия этого постановления в соответствии
с ч.2 ст.129 УПК должна быть направлена надзирающему
прокурору в течение 24 часов.
3) Судья направляет дело для производства
предварительного следствия или дознания
либо принимает дело к рассмотрению его
судом. Следует напомнить, о Постановлении
Конституционного Суда от 14.01.2000г, согласно
которому ст.115 признана несоответствующей
Конституции РФ в части в какой она предусматривает
полномочия суда возбуждать уголовное
дело, в том числе в отношении нового лица,
и применять к нему меру пресечения.
Если уголовное
дело возбуждено органом дознания, и оно
относится к категории дел, по которым
производство предварительного следствия
обязательно, орган дознания производит
неотложные следственные действия, о чем
должен быть немедленно уведомлен прокурор,
после выполнения указанных действий
дело передается следователю (ст.119 УПК).
Если уголовное
дело возбуждено органом дознания, и оно
относится к категории дел, по которым
производство предварительного следствия
не обязательно, орган дознания самостоятельно
принимает предусмотренные уголовно -
процессуальным законом меры для установления
обстоятельств подлежащих доказыванию
по уголовному делу, в дальнейшем все материалы
дознания являются основанием для рассмотрения
дела в суде.
В возбуждении уголовного дела может быть
отказано на основании ст.113 УПК в следующих
случаях:
1. При отсутствии оснований
к возбуждению уголовного дела, а также
при наличии обстоятельств, исключающих
производство по уголовному делу, исчерпывающий
перечень которых определен в ст. 5 УПК.