Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся стадии предварительного расследования, направленное на выявление возникающих в теории и практике проблем и разработок предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регулирующего порядок производства предварительного расследования.
Введение.
Глава 1. Понятие и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования.
Глава 2. Предварительное следствие: понятие и сущность.
Глава 3. Дознание как форма расследования уголовных дел.
Заключение.
Список использованных источников.
Производство предварительного расследования в форме дознания оканчивается в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ, составлением дознавателем обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания и прокурором.
Обвинительный акт составляется дознавателем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому процессуальному документу ст. 225 УПК РФ.
Обвинительный акт - это упрощенный по форме, но важный процессуальный документ, завершающий производство предварительного расследования в форме дознания. В нем дознаватель формулирует обвинение и приводит доказательства, изобличающие лицо или лиц в совершении преступления, которые должны быть исследованы судом в условиях гласности и состязательности сторон.
Таким образом, уголовно-процессуальный закон предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Теперь дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 15 УПК РФ), В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).
Отметим что, в ч. 1 ст. 40 УПК РФ законодатель дал перечень тех государственных органов и должностных лиц, которые обладают статусом органа дознания как участника уголовного судопроизводства. На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Необходимо сказать, что на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется и оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний России.
Рассмотрим такие понятия как "орган дознания" и "начальник органа дознания". В науке уголовного процесса среди ученых-процессуалистов нет единого мнения относительно соотношения понятий "орган дознания" и "начальник органа дознания" как участников уголовного судопроизводства. Некоторые авторы полагают, что между этими понятиями следует видеть различие.
Свою позицию они аргументируют тем обстоятельством, что законодатель в соответствующих нормах уголовно-процессуального закона делегирует процессуальные полномочия то "органу дознания", то "начальнику органа дознания", тем самым, различая указанных субъектов.22
Другая часть ученых-процессуалистов рассматривает эти понятия как тождественные. Так, А.А. Чувилев писал: "Уголовно-процессуальный закон (ст. 117 УПК РСФСР) при определении круга органов дознания в одних случаях относит к ним руководителей определенных учреждений, в других -государственные органы без указания, какие их должностные лица правомочны вести расследование. Независимо от этих особенностей наименования на практике орган дознания как орган расследования конкретного уголовного дела представляет собой формирование, систему. В этой системе начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания. Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве имеется ряд проблем, которые затрудняют функционирование структур уголовно-исполнительной системы в качестве органов дознания. Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.
Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых и решений. Делая вывод, необходимо отметить, что в современных условиях дознание как форма расследования призвано освободить предварительное следствие от расследования очевидных, не представляющих большой общественной опасности преступлений, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними. Таким образом, в ходе рассмотрения данного вопроса мы раскрыли основные моменты, касающиеся дознания: определили за какие преступления производится дознание, сроки дознания, указали точки зрения различных авторов по разграничению понятий "орган дознания" и "начальник органа дознания", окончание дознания и составление обвинительного акта.
Заключение.
По рассмотренной мною теме "Общие условия предварительного расследования" можно сделать следующие выводы:
Предварительное расследование это стадия уголовного процесса, урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, по устранению всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок решения задач уголовного судопроизводства.
Выделяются следующие виды предварительного расследования - это предварительное следствие и дознание.
Общими условиями предварительного расследования являются: подследственность и место предварительного следствия; предпосылки для начала расследования; сроки расследования; процессуальная самостоятельность следователя; обязанность удовлетворения ходатайство, имеющих назначений по делу; недопустимость разглашения данных предварительного следствия; соединение и выделение уголовных дел; использование научно-технических средств и специалистов; принятие мер выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и другие
Данная тема очень интересна и актуальна на сегодняшний день. Совершенствование УПК РФ подает надежду на внимательное рассмотрение законодателем предложений, направленных на совершенствование форм расследования преступлений и отношения к ПС и дознанию, как один из важнейших институтов уголовного процесса современной России.
Можно выделить следующие основные положения, касающиеся предварительного расследования:
1. Предварительное
расследование традиционно
Независимо от формы ПР является стадией уголовного процесса, которая предназначена для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу.
Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия и дознания.
2. Важнейшей
формой предварительного
3. Дознание
является формой
расследование дознание следствие преступление
Список использованных источников.
1. Конституция Российской
2. Уголовно-процессуальный
3. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности". Ст. 13.
4. Федеральный закон РФ " О
внесении изменений и
5. Положение об органах
6. А. Бабенко, В. Яблоков. Судебный контроль
за предварительным
7. В. М. Быков. Основания приостановления предварительного следствия по УПК РФ. // Государство и право. - 2004.- № 5. С. 107.
8. О. Л. Васильев. Процессуальные функции
следователей, органов дознания
и дознавателей на стадии
9. О. Л. Васильв. Цели и задачи
предварительного
10. В. А. Егоров. Информационные технологии
предварительного
11. С. П. Ефимичев. Обвинительное заключение. // Российский следователь. 2005. №> 12.
12. В. Назаренко. Когда предварительное следствие обязательно. // Законность. 2006. № 2. С. 42.
13. В. Назаренко. Практическое значение
и перспектива
14. В. Назаренко. Предварительное расследование
в современном уголовном
15. С. Некрасов. Исчисление сроков предварительного следствия и содержания под стражей. // Законность. 1997. № 6. С. 29.
16. В. Назаренко. Практическое значение
и перспектива
1 О. Л. Васильев. Цели и задачи предварительного расследования и его форм. // Сер. 11. Право 2002. № 3. С. 21.
2 С. В. Познышев. / Уголовный процесс. М., 1913. С. 182.
3 В. Назаренко. Когда предварительное следствие обязательно. // Законность. 2006. № 2. С. 42.
4 В. Назаренко. Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.
5 В. Назаренко. Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.
6 В. Назаренко. Предварительное расследование в современном уголовном процессе. // Законность. 2002. № 8. С. 7.
7 О. Л. Васильев. Процессуальные функции следователей, органов дознания и дознавателей на стадии предварительного расследования // Вестник Московского университета. Сер. И. Право. 2003. № 1.С. 72.
8 В. М. Быков. Основания приостановления предварительного следствия по УПК РФ. // Государство и право. - 2004.- № 5. С. 107.
9 Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 года № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. № 1937).
10 С. П. Ефимичев. Обвинительное заключение. // Российский следователь. 2005. №> 12.
11 В. Назаренко. Практическое значение и перспектива предварительного следствия. // Законность. 2001, № 6. С. 21.
12 А. Бабенко, В. Яблоков. Судебный контроль за предварительным расследование необходимо расширить. // Российская юстиция. 2000. № 6. С. 43.
13 В. А. Егоров. Информационные технологии предварительного расследования преступлений. // Российский следователь. 2006. № 6. С. 25.
14 С. П. Ефимичев. Обвинительное заключение. // Российский следователь. 2005. №> 12.
15 С. Некрасов. Исчисление сроков предварительного следствия и содержания под стражей. // Законность. 1997. № 6. С. 29.